Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 января 2006 г. N А33-4367/2005-Ф02-6812/05-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Лесосибирский ЛДК N1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - инспекция) о признании недействительным решения N25 от 11.01.2005.
Решением суда от 15 августа 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по делу и принять новое решение об удовлетворении требований общества.
По мнению общества, судом не применены пункт 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, пункт 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 N 545, статья 18 Закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461, пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в действиях общества отсутствует вина в связи с применением при исчислении налога на прибыль за 2003 года разъяснений налогового органа.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает вынесенное решение законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, отзыва, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, налогоплательщиком 13.09.2004 была представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2003 год.
11.01.2005 инспекцией по результатам камеральной проверки представленной декларации вынесено решение N25 о привлечении общества к ответственности статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 86531 рубль 20 копеек. Проверкой установлено занижение налоговой базы вследствие включения в состав расходов платы за сверхнормативные выбросы, к которым инспекция относит плату за выбросы (сбросы) и размещение отходов, в пределах установленных лимитов, что является нарушением требований пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что налоговым органом доказана законность оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на прибыль.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Пункт 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Таким образом, к расходам в целях налогообложения относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду за исключением платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" дано определение окружающей среды, согласно которому окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Необоснованными являются доводы общества о том, что платежи за загрязнение окружающей природной среды, произведенное в пределах установленных лимитов, относятся к платежам, аналогичным платежам за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов, и согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Статьей 23 названного Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3.1 Временных правил охраны окружающей среды отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.94, нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.
Пунктом 3.2. данных Правил предусмотрено, что для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.
Таким образом, предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов на размещение отходов нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются.
При таком правовом регулировании спорных правоотношений плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 254 и пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Следовательно, налоговая инспекция правомерно привлекла общество к ответственность по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 86531 рубль 20 копеек.
Судом кассационной инстанции не принимается довод общества об отсутствии вины в связи с применение при исчислении налога на прибыль за 2003 года разъяснений налогового органа.
В консультации Охонько О.Б., советника налоговой службы Российской Федерации 3 ранга дается разъяснение действующего ранее законодательства - Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552. В данном случае отношения урегулированы Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Ссылка на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2004 N03-03-05/1/70 также несостоятельна, так как письмо не содержит прямых разъяснений относительно того, что сумма платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Ссылка налогоплательщика на то, что в данном споре подлежит применению пункт 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, не может быть принят во внимание. Указанный пункт признан недействующим решением Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2003 NГКПИ03-49.
Пункт 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 N 545 утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461.
Ссылка налогоплательщика на статью 18 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.98, и на пункт 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461 не принимается судом, так как из приведенных норм не следует, что лимит на размещение отходов является нормативным.
Довод кассационной жалобы о том, что подлежит применению пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснован. При системном толковании норм права, подлежащих применению в данном споре, неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах не выявлены.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 15 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4367/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 N 545 утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461.
Ссылка налогоплательщика на статью 18 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.98, и на пункт 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461 не принимается судом, так как из приведенных норм не следует, что лимит на размещение отходов является нормативным.
Довод кассационной жалобы о том, что подлежит применению пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснован. При системном толковании норм права, подлежащих применению в данном споре, неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах не выявлены."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 января 2006 г. N А33-4367/2005-Ф02-6812/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании