Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 января 2006 г. N А10-4653/05-Ф02-6684/05-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Бурятнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Бурятия (далее - инспекция) о признании недействительным решения N30 от 31.05.2005 в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 2261028 рублей, пени в сумме 111034 рубля. В части установления завышения убытков на сумму 7140000 рублей, начисления штрафа в сумме 372988 рублей.
Решением суда от 22 августа 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о признании недействительным оспариваемого решения в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 2261028 рублей, пени в сумме 111034 рублей.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению инспекции, общество не подтвердило экономическую оправданность понесенных им затрат по приобретению услуг по управлению организацией. Так, акты приемки и сдачи услуг, протоколы согласования договорной цены за проверяемый период не содержат информации о конкретных действиях, совершенных управляющей компанией, подписаны неуполномоченным лицом.
Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах не указано наименование услуг, которые были оказаны.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общество решением N30 от 31.05.2005 года привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 372988 рублей. Кроме того, обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2261028 рублей и пени в сумме 111034 рубля.
Неуплата налога, по мнению налоговой инспекции, возникла в результате того, что общество включило в состав расходов за 2003 год экономически необоснованные и документально не подтвержденные расходы на приобретение услуг управляющей компании в сумме 7140000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества, и признавая оспариваемое решение недействительным, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 18 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или ее отдельными подразделениями.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду подпункт 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ
Судом апелляционной инстанции установлено, что факт производства расходов общества на оплату закрытому акционерному обществу "ЮКОС РМ" услуг в соответствии с договором от 09.07.2001 NРМ01-240-1/42 о передаче полномочий исполнительного органа, подтвержден платежными поручениями, актами сдачи-приемки работ, протоколами согласования цены, перечнем услуг оказанных обществу, представленными в материалы дела.
Довод налоговой инспекции о том, что общество не подтвердило экономическую оправданность понесенных им затрат по приобретению услуг по управлению организацией, не может быть принят во внимание.
Статья 252 Налогового кодекса Российской Федерации не ставит экономическую оправданность произведенных расходов в зависимость от финансовых результатов деятельности налогоплательщика. При этом оценка экономической эффективности понесенных налогоплательщиком расходов не предусмотрена налоговым законодательством в качестве критерия формирования налоговой базы. В данном случае спорные расходы соответствуют осуществляемой обществом деятельности, что уже свидетельствует об их экономической оправданности.
Довод инспекции о том, что документы подписаны неуполномоченным лицом, необоснован.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, договором от 09.07.2001 NРМ01-240-1/42 о передаче полномочий исполнительного органа полномочия по управлению обществом были возложены президентом ЗАО "ЮКОС РМ" на Позднякова Л.А., доверенностью NЮРМ-20/2002 от 31.12.2002 с правом передоверия.
Управляющим, осуществляющим функции ЗАО "ЮКОС РМ" в обществе на основании договора являлся Козлов C.А., которому соответствующие полномочия были переданы Поздняковым Л.А. в порядке передоверия.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что выдача доверенности в порядке передоверия влечет прекращение доверенности, на основании которой произведено передоверие.
Таким образом, у Позднякова Л.А. сохранились полномочия, которыми он был наделен доверенностью от 31.12.2002.
Довод налоговой инспекции о несоответствии актов сдачи-приемки услуг требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете" по причине отсутствия в актах описания всех услуг по управлению правильно не принят во внимание апелляционной инстанцией.
В статье 9 названного закона изложены требования о наличии обязательных реквизитов в первичных документах, которыми оформляются хозяйственные операции.
Представленные в материалах дела документы содержат все предусмотренные законом обязательные реквизиты, в том числе отражают содержание хозяйственной операции - сдачу исполнителем и приемку заказчиком услуг по управлению обществом, оказанных в соответствии с договором.
Налоговая инспекция в оспариваемом решении уменьшила обществу налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по оказанным и оплаченным услугам управляющей организации в 2003, 2004 годах по причине несоответствия предъявленных счетов - фактур требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. В счетах-фактурах, по мнению инспекции, отсутствовало описание оказанных услуг и единицы измерения, количество поставляемых услуг, исходя из принятых единиц измерения.
В счетах-фактурах управляющей организации указано наименование оказанных услуг со ссылкой на договор от 09.07.2001 NРМ01-240-1/42, позволяющий идентифицировать оказанные услуги.
Согласно подпункту 5 и подпункту 6 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации единицы измерения, а также количество поставляемых услуг, исходя из принятых единиц измерения, должны указываться в счетах-фактурах при возможности их указания.
Налоговая инспекция, ссылаясь на нарушения названных положений закона, не пояснила, в каких единицах измерения должны быть отражены оказанные услуги.
Следовательно, налоговая инспекция не опровергла утверждение общества об отсутствии возможности измерения оказанных услуг при помощи каких-либо единиц измерения, поскольку услуги по управлению обществом заключались в многоплановой тематической деятельности, направленной на достижение обществом целей, предусмотренных уставом.
Иные нарушения закона при предъявлении и получении вычетов по налогу на добавленную стоимость в оспариваемом решении не отражены.
При таких обстоятельствах, у налоговой инспекции не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения о доначисления налога на добавленную стоимость, пени и штрафов, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-4653/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налоговой инспекции о несоответствии актов сдачи-приемки услуг требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете" по причине отсутствия в актах описания всех услуг по управлению правильно не принят во внимание апелляционной инстанцией.
В статье 9 названного закона изложены требования о наличии обязательных реквизитов в первичных документах, которыми оформляются хозяйственные операции.
...
Налоговая инспекция в оспариваемом решении уменьшила обществу налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по оказанным и оплаченным услугам управляющей организации в 2003, 2004 годах по причине несоответствия предъявленных счетов - фактур требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. В счетах-фактурах, по мнению инспекции, отсутствовало описание оказанных услуг и единицы измерения, количество поставляемых услуг, исходя из принятых единиц измерения.
...
Согласно подпункту 5 и подпункту 6 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации единицы измерения, а также количество поставляемых услуг, исходя из принятых единиц измерения, должны указываться в счетах-фактурах при возможности их указания."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2006 г. N А10-4653/05-Ф02-6684/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании