Приказ Главного управления здравоохранения администрации Иркутской области от 14 ноября 2005 г. N 902
"Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг
населению Иркутской области"
Приказом Департамента здравоохранения Иркутской области от 8 мая 2007 г. N 422/1 настоящий Приказ признан утратившим силу
В целях упорядочения предоставления населению Иркутской области качественной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Иркутской области, руководствуясь п.3.2. Положения о главном управлении здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением администрации области от 07.06.2004 года N 13-па, приказываю:
1. Утвердить Положение о предоставлении платных медицинских услуг населению Иркутской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2005 года.
Начальник
главного управления |
О.А.Приходько |
Положение
о порядке предоставления платных медицинских услуг
населению Иркутской области
(утв. Приказом Главного управления
здравоохранения Иркутской области
от 14 ноября 2005 г. N 902)
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. N 5487-1, законами Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.1991 г. N 1499-1, "О защите прав потребителей" от 09.01.1996 г. N 2-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13.01.1996 г. N 27, действующей Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения (далее - медицинскими учреждениями), порядок использования средств, полученных от оказания платных медицинских услуг с целью более полного удовлетворения потребности населения в медицинской и медико-социальной помощи, а также привлечения дополнительных финансовых средств для материально-технического развития учреждений здравоохранения и материального поощрения его работников и является обязательным для исполнения.
1.3. Настоящее Положение не регулирует порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования. Порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования определяется договором, заключенным между учреждением здравоохранения и страховой медицинской организацией, и действующим законодательством.
II. Условия и порядок предоставления
платных медицинских услуг
2.1. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения, в муниципальных образованиях, в которых отсутствует орган управления здравоохранением - по разрешению главного управления здравоохранения Иркутской области. В разрешении должны быть указаны виды работ и услуг, предоставляемые на платной основе.
2.2. Предоставление платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения осуществляется только при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
2.3. Оказание платной медицинской услуги может производиться как в медицинских учреждениях, так и на дому, в том числе при условии конфиденциальности обращения.
2.4. Платные медицинские услуги предоставляются при соблюдении следующих условий:
- деятельность медицинского учреждения по оказанию платных медицинских услуг должна быть отражена в Уставе учреждения;
- перечень платных медицинских услуг должен соответствовать заявленным видам медицинской деятельности, указанным в лицензии, а также перечню платных медицинских услуг согласно приложению 1 к настоящему Положению;
- медицинским учреждением на основании настоящего Положения разрабатываются и утверждаются приказом главного врача: "Положение о порядке предоставления платных медицинских услуг", "Положение о порядке оплаты труда" при оказании платных медицинских услуг, "Положение о распределении прибыли" в данном медицинском учреждении;
- объемы и качество предоставляемых платных медицинских услуг должны соответствовать требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, разрешенным на территории Российской Федерации;
- платные медицинские услуги должны предоставляться в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей, которые составляются в двух экземплярах, договор с пациентом может быть заключен в устной (публичная оферта) или письменной форме:
- устная форма договора в соответствии с п.2 ст.159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно, предоставления простых медицинских услуг, при заключении устного договора письменным доказательством ее предоставления являются: медицинская карта больного с перечнем предоставленных услуг, кассовый чек или квитанция строгой отчетности об оплате услуг, сумма в котором соответствует прейскуранту услуг;
- письменная форма договора в соответствии со ст.161 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг, исполнение которых носит пролонгированный по времени характер, предоставления сложных медицинских услуг. При этом в договоре должны быть регламентированы условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
- при оказании медицинских услуг, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Иркутской области, на платной основе по желанию пациента (вне очереди, при отсутствии угрозы ухудшения состояния здоровья пациента и окружающих), медицинские учреждения обязаны информировать пациента о возможности получения им услуги бесплатно и дополнительно к договору получить его письменное согласие на платную медицинскую услугу, содержащую информацию об ознакомлении пациента имеющейся альтернативе бесплатного получения медицинских услуг и волеизъявлении пациента на получение медицинской услуги за плату.
- медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан информацией о видах медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области и целевых медицинских программ;
- при оказании платных медицинских услуг в установленном порядке заполняется медицинская документация. При этом в медицинской карте стационарного или амбулаторного больного делается запись о том, что услуга оказана на платной основе и прикладывается договор о предоставлении медицинских услуг за плату;
- медицинские учреждения при предоставлении за плату медицинских услуг, входящих в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области (по желанию граждан, на условиях повышенной комфортности, вне очереди), обязаны по требованию органа управления здравоохранения или страховой медицинской организации предъявить для ознакомления договор о предоставлении данных видов медицинской помощи.
- медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией (размещенной в общедоступных местах на стендах, плакатах), включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), наличии лицензии, режиме работы, перечне медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов, предоставление и размер льгот по усмотрению администрации муниципального образования, лечебных учреждений;
- медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и по платным медицинским услугам, предоставлять ее в установленном порядке и сроки в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету;
- ответственными за организацию медицинской помощи, бухгалтерского учета в медицинских учреждениях, в том числе по платным медицинским услугам, за соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций являются руководители медицинских учреждений.
2.5. Оказание платных медицинских услуг не должно нарушать установленного режима работы учреждения, ухудшать качество и доступность медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью и реализации мероприятий целевых медицинских программ.
2.6. Оказание платных медицинских услуг сотрудниками медицинского учреждения осуществляется во внерабочее время. В отдельных случаях платные медицинские услуги могут оказываться в основное рабочее время персонала (если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на это право; если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время), с внесением соответствующих изменений в графики (табели) учета рабочего времени.
2.7. В число работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг, могут включаться специалисты из других медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, принимаемые на работу на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.
2.8. Основанием для предоставления медицинских услуг на платной основе являются:
- отсутствие соответствующих медицинских услуг в Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области (приложение 1);
- желание пациента получить данную медицинскую услугу платно, в условиях повышенной комфортности, вне очереди и при отсутствии угрозы ухудшения состояния здоровья пациента и окружающих;
- оказание медицинских услуг лицам, не имеющим права на их бесплатное получение в соответствии с действующим законодательством.
2.9. Цены (тарифы) на оказание платных медицинских услуг определяются на основании калькуляции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами. Рекомендуется предусматривать рентабельность до 20%.
2.10. Оплата за медицинские услуги производится в медицинских учреждениях с применением контрольно-кассовых машин. Допускается использование квитанции, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации Письмом от 20.04.1995 г. N 16-00-30-35, которая является документом строгой отчетности. Пациенту выдается кассовый чек или квитанция, подтверждающие прием наличных денег.
III. Порядок расходования доходов
от платных медицинских услуг
3.1. Прибыль медицинского учреждения от платных медицинских услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в медицинское учреждение.
3.2. Доля учредителя используется на:
- приобретение оборудования для учреждений здравоохранения в установленном законом порядке;
- финансовую поддержку учреждений здравоохранения;
- контроль за оказанием платных медицинских услуг и проведение экспертиз качества медицинской помощи.
3.3. Расходование средств, получаемых от оказания платных медицинских услуг населению, производится медицинскими учреждениями в соответствии с положением учреждения по оказанию платных услуг, утвержденной сметой доходов и расходов, в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
3.4. В расходную часть сметы приводятся только те коды экономической классификации расходов бюджета, по которым учреждение предусматривает затраты.
3.5. Средства, получаемые от оказания платных медицинских услуг населению, направляются на возмещение расходов учреждения по оказанию данных услуг, оплату налогов и другие расходы. На формирование фонда оплаты труда рекомендуется направлять не более 40% полученного дохода.
3.6. Главным врачам запрещается непосредственное участие в оказании платных медицинских услуг.
3.7. Размер материального поощрения главного врача, за организацию предоставления платных медицинских услуг, устанавливает соответствующий орган управления здравоохранением при предоставлении месячного отчета об исполнении бюджета по средствам, полученных от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности (в соответствии с Инструкцией от 21.01.2005 г. N 5Н "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности").# В тех муниципальных образованиях, где отсутствует орган управления здравоохранением, размер материального поощрения устанавливает учредитель, по согласованию с главным управлением здравоохранения Иркутской области, ежемесячно.
IV. Права и обязанности пациентов и медицинских учреждений
4.1. Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
- оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
- выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
4.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед пациентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя по вине медицинского учреждения.
4.3. Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.
4.4. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения пациент вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
4.5. Медицинские учреждения, оказывающие платные медицинские услуги, обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
- выполнять услуги с высоким качеством и в полном объеме согласно договору;
- возместить материальный и моральный ущерб пациенту, полученный в результате некачественного оказания услуг;
- предупредить об условиях, при которых наступает опасность нанесения ущерба здоровью в процессе оказания услуг.
4.6. Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой пациенту неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.
4.7. По соглашению сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления пациенту дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
4.8. Претензии и споры, возникшие между пациентом и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.9. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
V. Контроль за предоставлением платных медицинских услуг
5.1. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг, а также обоснованностью взимания платы с населения осуществляет в пределах своей компетенции главное управление здравоохранения Иркутской области и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законом и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.
5.2. За неисполнение настоящего положения медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено разрешения на предоставление населению платных медицинских услуг органом, выдавшем разрешение с информированием лицензирующего органа о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер.#
Приложение 2
Перечень
услуг немедицинского характера, которые могут предоставляться
учреждениями здравоохранения по желанию граждан
1. Дополнительный медицинский уход за больным (индивидуальная сиделка).
2. Доставка питания в палату, исключая больных с постельным режимом.
3. Услуги прачечной (стирка, чистка, глажение личного белья).
4. Парикмахерские услуги.
5. Библиотечные услуги.
6. Услуги почты, междугородной телефонной связи.
7. Пребывание хронических больных в медицинских учреждениях с целью обеспечения ухода, оказания медико-социальной помощи с согласия самих больных или их родственников.
8. Организация торжественной регистрации рождения ребенка.
9. Бытовые и сервисные услуги повышенной комфортности, предоставляемые медицинскими учреждениями, в том числе:
- доставка лекарств на дом;
- уход за больными на дому, осуществляемый медицинским персоналом;
- курьерские услуги для больных в стационаре;
- транспортные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи);
- прокат простейших видов медицинской техники, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, в домашних условиях;
- предоставление одно-, двухместных палат повышенной комфортности (улучшенный интерьер, телефон, телевизор, холодильник).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления здравоохранения администрации Иркутской области от 14 ноября 2005 г. N 902 "Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению Иркутской области"
Настоящий Приказ вступает в силу с 1 декабря 2005 г.
Текст Приказа официально опубликован не был
Приказом Департамента здравоохранения Иркутской области от 8 мая 2007 г. N 422/1 настоящий Приказ признан утратившим силу