Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Концепция
создания Центра стратегического моделирования
(Ситуационного центра мэра г.Иркутска)
Информационные технологии, как неотъемлемая часть инфраструктуры политических, социальных и экономических процессов, в современных условиях становятся необходимым и решающим фактором повышения социально-экономического потенциала отдельных регионов и страны в целом.
Развитие и становление институтов рыночной экономики, реформирование имущественных, финансово-бюджетных и правовых отношений, возрастание объемов поступающей информации, ускорение динамики социально-экономических и политических процессов ставит перед административными структурами задачи оптимизации технологий управления. Важнейшей функцией администрации является решение задач стратегического планирования и управления.
Для решения задач стратегического управления в настоящее время разрабатываются и внедряются специализированные автоматизированные системы, основанные на интеграции интеллектуальных услуг, формализованных знаний экспертов, современных информационных технологий, использующих передовые достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования для обработки оперативной и исторической информации и поддержки принятия решений в анализируемой области. Такие системы называют Информационно-Аналитические системы (ИАС) или Системы Поддержки Принятия Стратегических Решений (СППСР), Центры Стратегического Моделирования (ЦСМ). Слово "стратегический" в этих названиях означает ориентацию на решение укрупненных задач управления, сбора и аналитического представления агрегированных данных, анализ и прогноз на значительных временных периодах. Наиболее продвинутые решения характеризуются наличием развитых возможностей проведения многовариантных модельных экспериментов (вариационных и имитационных) для построения прогнозов и выработки оптимальных планов действий.
Центр Стратегического Моделирования (ЦСМ) непосредственно ориентирован на руководителей высшего звена управления. Главная задача ЦСМ - обеспечение руководства необходимой информацией для точного восприятия и оценки сложившейся обстановки и интеллектуальной поддержки процесса оперативного принятия обоснованных решений на базе современных информационных технологий. В общем аспекте, ЦСМ должен использоваться для моделирования развития обстановки и анализа социальных, экономических и политических процессов. Результаты моделирования и промежуточные выводные сведения служат исходными данными для средств визуализации обстановки на экранах коллективного пользования и организации интеллектуальной поддержки пользователей.
Создание ЦСМ предполагает реализацию нового подхода к принятию ответственных управленческих решений. Этот подход состоит в постоянном выборе альтернатив для различных аспектов социально-экономического развития объекта управления на основе критериев оптимальности и представления итоговой информации заинтересованным руководителям в виде, наиболее соответствующем их потребностям для принятия решений. Данный подход позволяет оценить последствия принятия стратегических решений с учетом краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, а также дает возможность высшему руководству постоянно контролировать выполнение принятых решений и, в случае необходимости, производить своевременную корректировку планов.
Организационно-техническая система поддержки принятия решения - Центр Стратегического Моделирования (ЦСМ) должна стать основой создания Единой информационной системы (ЕИС) Администрации г.Иркутска. Интегрируя различные информационные потоки, ЦСМ даст возможность обеспечить системный подход к построению ЕИС. Такая возможность обеспечивается поэтапным подключением к ЦСМ различных источников данных, которыми являются подразделения администрации, органы городского самоуправления, отдельные предприятия и учреждения. С другой стороны, ЦСМ может стать основой создания единой информационной среды с предоставлением информационных, справочных, консультационных услуг различным абонентам (учреждениям, организациям, органам городского самоуправления, населению) с созданием портала г.Иркутска.
Разработка и внедрение ЦСМ позволит упорядочить уже собираемые и анализируемые данные об обстановке. Данная возможность обеспечивается построением модели обстановки, настройкой контура мониторинга, предоставлением современных средств анализа с использованием различных способов представления информации на средствах отображения индивидуального и коллективного пользования. Заложенная в ЦСМ возможность проведения модельных экспериментов (вариационных и имитационных) на модели обстановки позволит вырабатывать различные альтернативы развития обстановки и выбор наиболее оптимальных вариантов для принятия управленческих решений.
Назначение, цели и задачи, решаемые ЦСМ
Назначение
Организационно-технический комплекс - Центр Стратегического Моделирования предназначен для обеспечения мэра г.Иркутска информацией, необходимой для точного восприятия и оценки текущей обстановки и интеллектуальной поддержки процесса принятия решения на базе современных информационных технологий. Пользователями ЦСМ являются заместители мэра города, руководители структурных подразделений органов городского самоуправления, а также специалисты - эксперты и аналитики, ответственные за подготовку альтернативных вариантов управленческих решений.
В процессе своего функционирования ЦСМ выполняет непрерывный, регламентированный сбор исходных данных о сложившейся обстановке; на их основе готовит информацию, используемую в дальнейшем для удовлетворения информационно-справочных запросов пользователей. При подготовке информации производится анализ данных и оценка обстановки по заданным критериям. В процессе интеллектуальной поддержки принятия решений средствами ЦСМ производится оценка последствий реализации управляющих воздействий.
ЦСМ позволит максимально "приблизить" актуальную управленческую методологию и информацию непосредственно к Первым лицам, предоставляя им возможность при выработке решений оперировать как реалистичными моделями (картографические, имитационные, анимационные, видеопредставления реальных объектов и др.), так и абстрактными (многомерные диаграммы, мультимедийные образы ситуаций, пиктографическое представление и др.).
Основными функциональными задачами ЦСМ являются:
- построение модели обстановки;
- оценка и анализ обстановки по заданным методикам;
- детализация обстановки по запросу пользователей;
- отображение складывающейся обстановки на основе поступивших исходных данных и углубленной аналитической обработки оперативной информации;
- прогнозирование возможных вариантов развития обстановки с целью проверки принятых планов (решений) и выбора рациональных решений;
- поддержка пользователей в процессе принятия решения, включая их информационно-справочное обслуживание;
- поддержка управления действиями в экстремальных ситуациях.
Эффективность ЦСМ выражается в том, что он позволяет подключить к активной работе по принятию решения резервы образного, ассоциативного мышления. Представление ситуации в виде образов "сжимает" информацию, обеспечивая обобщенное комплексное восприятие происходящих событий. В зависимости от уровня управления и требований пользователей уровень общности и абстракции отображаемой обстановки может изменяться.
Цель разработки и внедрения системы
Основной целью внедрения Центра является повышение эффективности работы управленческого аппарата.
Концепция создания ЦСМ опирается на следующие принципы:
- Функциональности, означающей, что инструментальная (модельно-аналитическая, программно-техническая, коммуникационная) и информационная составляющие ЦСМ должны обеспечивать решение характерных предметных задач (мониторинг, прогноз и различного рода анализ). Каждая из задач, решаемых в ЦСМ, должна быть оснащена разнообразным спектром моделей.
- Открытости, то есть совместимости с современными стандартами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможности наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей.
- Интегрируемости, система должна обеспечивать сопряжение с существующими системами сбора и обработки информации, а также интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи управления социально-экономическими аспектами деятельности.
- Масштабируемости, как ключевого требования с точки зрения экономии вложений, гарантирующего, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей.
- Расширяемости, возможности наращивания функциональных возможностей системы, номенклатуры, источников, объемов обрабатываемой информации, подключения новых модельно-аналитических средств и изменения конфигурации в зависимости от направленности решаемых задач, а также увеличения числа обслуживаемых пользователей без существенного снижения эксплуатационных характеристик системы.
- Целостности, определяющей ЦСМ как единый объект, обеспечивающий предоставление услуг руководству и специалистам министерств и ведомств по регламентированному доступу к информационно-аналитическим и справочным материалам, необходимым для обсуждения проблемы подготовки управленческих решений.
- Надежности функционирования, обеспечивающей выполнение стоящих перед ЦСМ задач при различных отклонениях от нормальных условий функционирования комплексов технических средств (перебои питания, временные нарушения связи и т.п.).
- Защищенности, обеспечивающей необходимый уровень защиты информации, циркулирующей в системе, а также защиту от несанкционированного доступа.
Процесс создания Центра Стратегического Моделирования представляет собой поэтапное внедрение функциональных компонентов ЦСМ, при этом предлагается первоочередное внедрение типовых компонентов с последующим расширением функций ЦСМ для решения наиболее значимых с точки зрения заказчика (и согласованных с ним) задач.
Общее описание
В процессе своего функционирования Центр Стратегического Моделирования обеспечивает переработку и хранение больших объемов информации. При этом переработка информации включает в себя не только систематизацию и агрегирование исходных данных, но и формирование новых данных на основе различных моделей и задач (прогноз, деловая игра, сложные формы анализа и т.д). Соответственно, в процессе функционирования ЦСМ перерабатываются большие объемы информации, что накладывает особые требования к ее систематизации и хранению. Собственно переработка информации обеспечивается набором типовых задач, которые настраиваются на специфику пользователя в процессе поставки изделия.
Обобщенная (типовая) структурно-функциональная схема Центра Стратегического Моделирования приведена на рисунке 1.
В составе функций ЦСМ предусмотрены следующие функциональные блоки:
- Подсистема сбора и загрузки информации из внешних источников данных;
- Информационное хранилище ЦСМ;
- Функциональные целевые задачи (Аспекты рассмотрения обстановки);
- Комплекс типовых задач;
- Подсистема администрирования.
Рис.1 Обобщенная структурно-функциональная схема Центра Стратегического Моделирования
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| | |
| /--------------------------------------------------------------------------------\ | |
| | /-------------------\ | /------------\ | |
| | | Задачи проведения |------------\ /-------------+-----| Видеостена | | |
| | | вариационных | | | | \------------/ | |
| |--------\ | экспериментов | /----------------\ /----------------\ | /------------\ | |
| |Типовые | \-------------------/ | Задачи анализа |--| Комплекс задач |----+-----| Мониторы | | |
| | задачи | /-------------------\ | и оценки | | визуализации | | \------------/ | |
| |--------/ | Задачи проведения | \----------------/ \----------------/ | | |
| | | прогнозных | | | | | |
| | | экспериментов |------------/ \------------+----------\ | |
| | \-------------------/ | | | |
| \-------------------------+------------------------------------------------------/ | | |
| /-----------+-------------+------------------------+-------------------+--------------------+---------\ | |
| |--------\ | /-------------------------\ /-----------------\ /---------------\ /----------------\ | | |
| |Целевые | | | Анализ и оценка | | Анализ динамики | |Анализ и оценка| |Анализ и оценка | | | ЦСМ |
| | задачи | | | социально-экономической | | электоральных | | конфликтного | | обстановки по | | | |
| | | | | обстановки | | предпочтений | | потенциала | | данным СМИ | | | |
| |--------/ | \-------------------------/ \-----------------/ \---------------| \----------------/ | | |
| \-----------+-------------+--------------------------+-------------+------------+----------------+----/ | |
| /-----------+-------------+--------------------------+-------------+------------+----------------+----\ | |
| |--------\ | | /-------+-------------/ | | | | |
| | Инфор- | | /-------------------------\ | /------------------------\ /-------------------\ | | |
| |мацион- | \-| БД "Социально- |---------| БД "Социально- | | БД "СМИ" | | | |
| |ное хра-| |экономической обстановки"| |политической обстановки"| \-------------------/ | | |
| | нилище | \-------------------------/ \------------------------/ | | |
| |--------/ | | | | |
| \-------------------------+----------------------------------+----------------------------------------/ | |
| | | | | |
| /-------------------------+----------------------------------+-----------------------------+----------\ | |
| | Под- | /--------------------------\ /----------------------\ /---------------\ | | |
| |система | | Мониторинг социально- | | Мониторинг населения | |Мониторинг СМИ | | | |
| |сбора и | |экономической обстановки | \----------------------/ | (ежедневно) | | | |
| |загрузки| \--------------------------/ | \---------------/ | | |
| | данных | | | | | | | |
| |--------/ | | | | | | |
| \-------------------+--------------+-------------------------+---------------------------+------------/ | |
\---------------------+--------------+-------------------------+---------------------------+------------------------/
/-------------------+--------------+-------------------------+---------------------------+------------\
|--------\ | | | | |
| Инфор- | /-------------\ /----------\ /-------------------------\ /--------\ |
|мацион- | |Департаменты,| |Госкомстат| | Анкеты опроса населения | | СМИ | |
|ное хра-| | комитеты | \----------/ \-------------------------/ \--------/ |
| нилище | \-------------/ |
|--------/ |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------/
Функциональный блок "Подсистема сбора и загрузки информации" обеспечивает выполнение следующих типовых задач:
- Сбор и обработку данных из удаленных источников (мониторинг обстановки);
- Контроль полноты и своевременности поступления данных;
- Восполнение недостающих данных.
Основной задачей данного функционального блока является прием, учет, контроль входной информации, а также ее размещение по соответствующим хранилищам.
Функциональный блок "Информационное хранилище ЦСМ" обеспечивает выполнение следующих функций:
- Организация и ведение параметрических баз данных "Текущая обстановка" и "Моделируемая обстановка" по всем разделам информации;
- Организация и ведение документальных баз данных "СМИ".
Основной задачей данного функционального блока является обеспечение хранения данных.
Функциональный блок "Целевые задачи (Аспекты рассмотрения обстановки)" определяет точки зрения, с которых может рассматриваться как текущая, так и моделируемая обстановки. Настройка конкретных целевых задач пользователя производится по его заданию в процессе поставки и внедрения Центра. В предлагаемом типовом решении реализованы следующие целевые задачи:
- Анализ и оценка социально-экономической обстановки;
- Анализ и оценка обстановки по данным СМИ;
- Анализ и оценка социально-политической обстановки
- Анализ и оценка динамики электоральных предпочтений;
- Анализ и оценка конфликтного потенциала региона.
Другие типовые задачи Заказчика определяются на этапе обследования и разработки Проектного решения.
Функциональный блок "Комплекс типовых задач" обеспечивает выполнение следующих функций:
- Создание моделей;
- Подготовка модельного эксперимента;
- Проведение модельного эксперимента;
- Создание видеоформ анализа результатов моделирования;
- Подготовка и настройка средств визуализации результатов моделирования.
Типовые задачи решаются в рамках каждой целевой задачи.
Основной задачей данного функционального блока является обеспечение подготовки и проведение модельных экспериментов.
Функциональный блок "Администратор КСА Центра" (на схеме не представлен) обеспечивает управление комплексом средств автоматизации и включает следующие функции:
- Контроль поступления данных из удаленных источников;
- Контроль исполнения заданий исполнителями;
- Организация внутреннего документооборота;
- Управление правами доступа к данным и подсистемам ЦСМ.
Задачи, решаемые системой
Реализация задач ЦСМ обеспечивается решением цикла типовых задач, которые формируют (наполняют) информационное хранилище текущей обстановки на основе данных мониторинга, а также обеспечивают анализ и визуализацию полученных результатов. Функциональные задачи ЦСМ решаются на основе прикладных моделей, реализующих прогноз развития обстановки. Выполнение функциональных задач ЦСМ поддерживается следующим типовым составом прикладных моделей:
- Модель обстановки по данным СМИ;
- Модель социально-экономической обстановки;
- Модель социально-политической обстановки
- Модель анализа динамики электоральных предпочтений;
- Модель конфликтного потенциала города;
Данный перечень является типовым и может быть расширен. В качестве дополнительных моделей можно предложить следующие:
- Контроль выполнения целевых программ (оценка выполнения целевых программ);
- Экологический мониторинг;
- Мониторинг и моделирование чрезвычайных ситуаций (паводковая ситуация, лесные пожары, заражение местности и т.п.);
- Мониторинг муниципальных заказов.
Инструментальные средства специального ПО ЦСМ позволяют расширять состав моделей без перепрограммирования системы. Тем самым постепенное наращивание возможностей ЦСМ по описанию прикладных областей может быть осуществлено силами специалистов администрации г.Иркутска.
Далее более подробно раскрыты типовые модели ЦСМ.
Модель обстановки по данным СМИ
Модель анализа обстановки предназначена для изучения больших массивов информации и подготовки управленческих решений.
Модель анализа обстановки реализует задачу предоставления руководителям высшего звена сведений об интересующих их процессах, событиях, персонах и организациях, их действиях, планах, экономическом и политическом потенциалах, полученных на основе глубокой переработки материалов СМИ и фактографических данных.
Функциональные возможности Модели анализа обстановки создают основу инструментария аналитических служб. На их основе реализуется задача составления структурированных досье по различным персонам, компаниям, организациям и процессам, входящим в область интересов субъектов рыночных и политических отношений.
Представленный в модели блок аналитики позволяет отслеживать динамику развития города, позиционирование экономических и политических конкурентов на вертикальном и горизонтальном рынках, выявлять возможные угрозы на стадии их формирования.
Использование данной модели может приобретать особое значение при анализе зарубежных СМИ в сочетании с подключением собственных фактографических баз.
Модель социально-экономической обстановки
Модель социально-экономической обстановки предназначена для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений при формировании стратегии социально-экономического развития города. Модель включает в себя задачи мониторинга и оценки показателей, характеризующих экономическую и социальную обстановку в разрезе города, а так же в разрезе отраслей и наиболее значимых, с точки зрения формирования доходной части бюджета, предприятий города. Помимо этого модель позволяет проводить анализ обстановки и выявлять зависимости между показателями, что в свою очередь дает возможность выявить рычаги воздействия на сложившуюся ситуацию и провести ряд модельных экспериментов для формирования квазиоптимальной стратегии в социальной и экономической политике.
Оценка сложившийся социальной и экономической обстановки в разрезе города проводится путем агрегирования, с учетом экспертных оценок, ряда показателей, характеризующих обстановку в той или иной сфере, в показатели более высокого уровня и выведения на их основании оценок по сферам, и общей интегральной оценки, характеризующей социально-экономическую обстановку по городу в целом. Это позволяет выявить проблемные области, требующие разработки комплекса мер по их устранению и сузить область анализа рычагов воздействия, необходимых для устранения возникших проблем.
Под рычагами воздействия понимается ряд мер, направленных на нормализацию обстановки. Точкой приложения данных рычагов является ситуация, которую характеризует ряд значений показателей, полученных в результате мониторинга. Помимо этого воздействие на обстановку в данной сфере могут так же оказывать показатели, не входящие в данную сферу, но напрямую или косвенно связанные с ней. Соответственно, путям выявления возможных зависимостей между показателями может быть существенно расширена область воздействия на обстановку и увеличено число рычагов влияния. Для этого в состав инструментальных средств ЦСМ включены компоненты, позволяющие выявить прямые и косвенные зависимости между показателями, а так же промоделировать возможные изменения обстановки при воздействии на те или иные показатели с учетом выявленных зависимостей.
Помимо этого в модели имеется возможность использовать выявленные зависимости и описанные ранее процессы при проведении имитационного моделирования развития ситуации с учетом заданных пользователем сценариев либо в режиме деловой игры.
Реализация данной модели позволит решить следующие задачи:
- Обеспечение поступления своевременной и непротиворечивой информации об социально-экономической ситуации в региона;#
- Оценку сложившейся ситуации в основных сферах экономической, социальной, экологической и других сферах и своевременное информирование лица, принимающего решения о формировании неблагоприятной тенденции развития обстановки;
- Моделирование возможных сценариев развития ситуации и последствий влияния принимаемых решений на социально-экономическую обстановку в городе;
- Оценку влияния принимаемых целевых программ, как по отдельности, так и в совокупности, на социально-экономическую обстановку в городе.
Модель социально-политической ситуации
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться мэру города, включают проблемы мониторинга, оценки и анализа социально-политической ситуации в регионе. Знания об этом нельзя получить из отчетов комитетов и департаментов. Однако мэру очень важно знать о социальном самочувствии населения, проводимому экономическому и политическому курсу, о том, насколько население доверяет власти и какие проблемы считает первоочередными. Ответы на эти вопросы можно получить из социологических опросов населения.
Возможности модели:
- Поддержка процесса социологического исследования социально-политической ситуации (автоматизация разработки опросных листов, ввода анкет и обработки информации)
- Мониторинг показателей социально-политической обстановки (рейтинги влиятельности политиков, социальное самочувствие населения, отношение населения к органам власти и проводимым мероприятиям)
- Формирование общественного мнения и изучение реакции на события
- Выявление социальных проблем
- Экспертный анализ ситуации
- Краткосрочное и перспективное прогнозирование социального самочувствия.
Модель для анализа
и прогноза электоральных предпочтений
Отношение населения к власти выражается через изменение электоральных предпочтений. Анализ динамики электоральных предпочтений широко используется во властных структурах для оценки реакции населения на различные мероприятия, в избирательных штабах кандидатов при проведении выборных кампаний мэра, депутатов в городскую Думу, законодательное собрание, государственную Думу, Президента страны. Основной принцип проведения любой избирательной кампании является борьба за голоса избирателей, в числе которых весомую долю составляют еще не определившиеся в своем выборе аполитичные избиратели
Возможности модели:
- Выявление электоральных предпочтений в целом и по целевым группам
- Выявление электоральных баз кандидатов
- Выявление целевых аудиторий воздействия
- Картографическое отображение ситуации для VIP
- Краткосрочное и перспективное прогнозирование электоральных предпочтений
- Анализ изменений финансового состояния кандидатов и партий
- Анализ изменений рейтингов кандидатов или партий в течение предвыборной кампании.
- Моделирование изменений рейтингов кандидатов при проведении конкретных мероприятий
- Моделирование изменений рейтингов кандидатов при уходе кандидата или партии с дистанции или образовании коалиции
- Оценка потенциальной эффективности заданных сценариев проведения кампании
- Оценка эффективности финансовых вложений в избирательную кампанию
- Оценка эффективности воздействия на электорат мероприятий кампании
- Выработка календарного плана мероприятий для парирования угроз со стороны противников
- Разработка эффективной стратегии ведения кампании.
Модель
"Конфликтный потенциал муниципального образования"
Модель предназначена для определения последовательности действий при оценке конфликтного потенциала муниципального образования с целью выявления потенциальных "областей напряженности" и главных дестабилизирующих факторов, прогнозирования развития ситуации, а также предоставления информации лицам принимающим решения для выбора варианта воздействия на текущую ситуацию (при необходимости).
Потребность в управлении конфликтами, в снижении их деструктивного потенциала требует поиска возможностей для диагностики, прогнозирования и предупреждения нежелательных процессов.
Оценка конфликтного потенциала производится на уровне муниципального образования, т.е. установленного законодательством административно-территориального пространства страны, которое в дальнейшем будет именоваться субъектом отношений.
Объектами предметной области являются наиболее значимые социальные элементы рассматриваемого муниципального образования.
Возможности модели:
- Мониторинг обстановки по основным активным участникам политической и экономической жизни муниципального образования
- Индикация напряженности и выявление угроз возникновения конфликтов
- Выявление зарождающихся конфликтов и поиск путей их предотвращения
- Оценка последствий конфликтов и выработка оптимальных стратегий поведения для сторон конфликтов
На основе знаний причин конфликта поиск возможных способов воздействия на участников конфликта как напрямую, так и косвенно и через другие объекты, на основе информации об обнаруженных скрытых связях.
Оценка стоимости
Стоимость многопользовательской системы и ее внедрения складывается из стоимости:
- комплекса технических средств;
- программных средств, входящих в комплект системы;
- комплекса поставляемых моделей;
- услуг по установке, конфигурированию и тестированию автоматизированных рабочих мест для руководителя, группы разработки задач и операторов;
- информационно-консалтинговых услуг в области прикладного моделирования.
Заместитель руководителя
аппарата мэра, начальник
управления информатизации |
Д.А.Пайгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.