Информация, поступающая в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, свидетельствует о том, что в ряде регионов имеют место необоснованные отказы в проведении государственного кадастрового учета по причине несоответствия документов, необходимых для кадастрового учета, по форме либо содержанию требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре недвижимости).
В этой связи Роснедвижимость разъясняет следующее.
1. Под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе.
Размер полей, размер и вид шрифта, тип линий и т.д. являются сопутствующими элементами при оформлении документа и не влияют на его форму, соответственно предъявление каких-либо требований к сопутствующим элементам оформления документа не правомерно.
2. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать, что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур.
Например, представление документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости, не требуется при проведении государственного кадастрового учета, а также учета изменений, снятия с учета такого объекта или учета адреса правообладателя при наличии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости (п. 6 ч. 1 ст. 22 закона о кадастре недвижимости). То есть, сведения о правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе являются дополнительной информацией.
Следовательно, в указанных случаях отсутствие в представленных документах копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа либо отсутствие его наименования, даты и номера регистрации на титульном листе Описания земельных участков не может служить основанием для отказа в проведении кадастрового учета.
Из вышеизложенного следует, что решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 закона о кадастре недвижимости принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя) либо путем приостановления кадастрового учета на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 закона о кадастре недвижимости.
В дополнение Роснедвижимость обращает внимание на обязательное соблюдение требований абзаца 2 ч. 4 ст. 26 и ч. 12 ст. 27 закона о кадастре недвижимости при оформлении решений о приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Заместитель руководителя |
В.С. Кислов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения о правомерности требований по форме и содержанию, предъявляемых к документам, необходимым для государственного кадастрового учета.
В проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости может быть отказано, если форма и содержание представленных документов не позволяют его осуществить. То есть замечания, не влияющие на возможность его проведения, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя) или путем приостановления кадастрового учета.
Так, неправомерно предъявлять какие-либо требования к сопутствующим элементам формы документа (размеру полей, шрифта). Также неправомерно требовать представление документа о праве заявителя на объект недвижимости при проведении государственного кадастрового учета данного объекта, снятия его с учета, если сведения о таком зарегистрированном праве имеются в государственном кадастре недвижимости.
Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30 мая 2008 г. N ВК/2370 "О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета"
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2008 г., N 4, в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", сентябрь 2008 г., N 9 (часть II)