Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 1 марта 2006 г. N А69-805/05-11-8-Ф02-648/06-С2
(извлечение)
Определением от 11 апреля 2005 года Арбитражным судом Республики Тыва принято к производству исковое заявление открытого акционерного общества "Тувинская геологоразведочная экспедиция" (далее - ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция") к Министерству природопользования Республики Тыва (далее - Министерство природопользования) и к Министерству финансов Республики Тыва (далее - Министерство финансов) об обязании Министерства финансов перечислить Министерству природопользования 1.630.000 рублей и об обязании Министерства природопользования оплатить работы, выполненные истцом в соответствии с государственным контрактом N ТВ-2-01 на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств бюджета Республики Тыва, заключенным 20 мая 2004 года между Министерством природопользования и ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция".
17 июня 2005 года ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" уточнило в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет иска, заявив требование о взыскании с Министерства финансов 1.630.000 рублей за работы, принятые Министерством природопользования.
Решением от 11 июля 2005 года с Министерства природопользования взысканы в пользу ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" 1.630.000 рублей долга по государственному контракту N ТВ-2-1 от 20 мая 2004 года.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 2 ноября 2005 года решение от 11 июля 2005 года отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" просит изменить постановление от 2 ноября 2005 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства финансов 1.630.000 рублей.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, постановление от 2 ноября 2005 года принято судом апелляционной инстанции с нарушением норм материального права - статей 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не учел того, что ущерб подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, а от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" 14 февраля 2006 года (почтовое уведомление N 9275), Министерство природопользования 14 февраля 2006 года (почтовое уведомление N 9277) и Министерство финансов 14 февраля 2006 года (почтовое уведомление N 9276).
Представители ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" и Министерства финансов в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.
Представитель Министерства природопользования Щегонин А.М. указал в судебном заседании на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность постановления от 2 ноября 2005 года, принятого по делу N А69-805/05-11-8, правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Республики Тыва от 10 февраля 2004 года N 173 "Об утверждении плана мероприятий по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы по Республике Тыва на 2004 год" Министерство природопользования определено государственным заказчиком работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы по Республике Тыва на 2004 год, а источником финансирования - отчисления в республиканский бюджет Республики Тыва средств разовых платежей за право пользования недрами (л.д.74).
Сметная стоимость работ по осуществлению мониторинга и охраны геологической среды составила, согласно Плану мероприятий по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы по Республике Тыва на 2004 год, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 10 февраля 2004 года N 173, 1.630.000 рублей, в том же объеме предусматривалось финансирование (л.д.75-78).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2004 года N 470 "О выделении средств на финансирование мероприятий по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы по Республике Тыва на 2004 год" Министерству финансов предложено выделить Министерству природопользования 1.630.000 рублей на финансирование мероприятий по государственному мониторингу подземных вод на территории Республики Тыва, предусмотренному Планом мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 10 февраля 2004 года N 173, определен источник финансирования - отчисления в Республиканский бюджет Республики Тыва в виде средств разового платежа за право пользования недрами Тарданского месторождения рудного золота и Билелигского месторождения россыпного золота (л.д.79-80)
20 мая 2004 года между Министерством природопользования и ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" заключен государственный контракт N ТВ-2-01 на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств бюджета Республики Тыва (далее - государственный контракт N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года), по условиям которого первый, именуемый в договоре заказчиком, поручил второму, именуемому исполнителем, выполнить работы по объекту "Государственный мониторинг подземных вод на территории Республики Тыва", договорная стоимость которых составляет 1.630.000 рублей в том числе налог на добавленную стоимость 248.664 рубля. Одновременно заказчик обязался авансировать исполнителя в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству природопользования, ежемесячно оплачивать работы по актам обмера выполненных работ (с учетом ранее выданных авансовых платежей) и осуществить окончательный расчет после сдачи исполнителем геологического отчета, подтверждающего выполнение технического (геологического задания) по объекту работ, на основании акта сдачи-приемки работ, подписанного заказчиком и исполнителем (л.д.4-8).
По актам от 3 декабря 2004 года сдачи-приемки работ по государственному контракту N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года заказчик принял от исполнителя работы стоимостью 1.630.000 рублей, в том числе НДС 248.644 рублей (л.д.9,11).
Неоплата стоимости работ, выполненных по государственному контракту N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года, и принятых заказчиком, явилась основанием к предъявлению ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" иска, уточненного в процессе рассмотрения дела, о взыскании с Министерства финансов 1.630.000 рублей за работы, принятые Министерством природопользования.
Исковые требования о взыскании убытков в виде неполученных доходов, сопровождаемые ссылкой на статьи 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованы принятием работ заказчиком, а также не перечислением Министерством финансов 1.630.000 рублей для оплаты их стоимости.
Взыскивая с Министерства природопользования спорную сумму, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство природопользования является юридическим лицом, поэтому оно должно нести ответственность по своим обязательствам, принятым по государственному контракту N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года.
Суд апелляционной инстанции, рассмотревший дело N А69-805/05-11-8 по апелляционным жалобам ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" и Министерства природопользования, отменил решение от 11 июля 2005 года, установив отсутствие вины ответчиков в причинении истцу ущерба.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Тыва об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы с Министерства финансов, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
Как предусмотрено частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Заявитель кассационной жалобы выражает не согласие с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных статьями 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства финансов 1.630.000 рублей.
Дела рассматриваются в арбитражном суде по заявленному истцом основанию и предмету иска, изменение которых допускается в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе истца.
ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" с учетом уточнения предмета иска заявило требование о взыскании спорной суммы, составляющей сумму долга по обязательствам, возникшим по государственному контракту N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года, с Министерства финансов.
Правоотношения, возникшие между ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" и Министерством природопользования в связи с заключением и исполнением государственного контракта N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года, квалифицированы судом апелляционной инстанции по нормам права, содержащимся в параграфе 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, что не оспаривается заявителем кассационной жалобы.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязуется выполнить работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их и обеспечить их оплату.
Как предусмотрено статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя по обеспечению государственных нужд и регулирует их взаимоотношения при выполнении государственного контракта.
Государственный контракт N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года регулирует взаимоотношения между ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" и Министерством природопользования, первое из которых является исполнителем, а второе государственным заказчиком, обязавшимся принять выполненную работу и оплатить ее стоимость.
Министерство финансов не является стороной государственного контракта N ТВ-2-01 от 20 мая 2004 года, в связи с чем оно не принимало обязательств перед ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" по оплате работ, принятых у него государственным заказчиком.
Предъявляя к Министерству финансов иск о взыскании спорной суммы на основании статей 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" не представило доказательства того, что убытки ему причинены не в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, в результате совершения незаконных действий (бездействия), наличие вины Министерства финансов в причинении убытков, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции, отменившего решение от 11 июля 2005 года, как принятое с нарушением норм процессуального права, отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований по заявленному ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" основанию и предмету иска.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, который принят без нарушения норм материального права и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, в связи с чем постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Тыва от 2 ноября 2005 года по делу N А69-805/05-11-8 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 того же Кодекса подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Тыва от 2 ноября 2005 года по делу N А69-805/05-11-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязуется выполнить работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их и обеспечить их оплату.
Как предусмотрено статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
...
Предъявляя к Министерству финансов иск о взыскании спорной суммы на основании статей 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО "Тувинская геологоразведочная экспедиция" не представило доказательства того, что убытки ему причинены не в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, в результате совершения незаконных действий (бездействия), наличие вины Министерства финансов в причинении убытков, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2006 г. N А69-805/05-11-8-Ф02-648/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС от 25 июля 2006 г. N 4405/06 настоящее Постановление отменено