Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 27 марта 2006 г. N 004-20-230311/6
Концепция
преобразований в жилищной сфере
и коммунальной инфраструктуре г.Иркутска
на 2006 - 2007 г.г.
См. также Комплекс мероприятий по реализации Концепции преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г.Иркутска на 2006-2007 г.г., утв. Решением Думы г.Иркутска от 29 мая 2006 г. N 004-20-250342/6
II. Анализ состояния жилищного фонда и деятельности
жилищных организаций г.Иркутска
2.1. Характеристика жилищного фонда г.Иркутска
По состоянию на 01.01.2006 в Октябрьском, Свердловском, Ленинском и Правобережном административных округах г.Иркутска зарегистрировано 27 муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (МУП ЖХ), в т.ч. в
- Свердловском округе - 6 МУП ЖХ, 1 Аварийно-диспетчерская служба;
- Правобережном округе - 6 МУП ЖХ, 1 Аварийно-ремонтное предприятие;
- Октябрьском округе - 9 действующих МУП ЖХ, 1 МУП ЖХ в стадии ликвидации, 1 Аварийно-ремонтное предприятие;
- Ленинском округе - 2 МУП ЖХ, ООО "Сетевая компания "Иркут".
Общая площадь обслуживаемого жилищного фонда составляет 7 747,35 тыс. кв.м., в т.ч.:
- в Свердловском округе - 2 564,71 тыс. кв.м. (33,2%);
- в Правобережном округе - 1 200,98 тыс. кв.м. (15,5%);
- в Октябрьском округе - 1 957,96 тыс. кв.м. (25,3%);
- в Ленинском округе - 2 023,7 тыс. кв.м. (26,0%).
Состояние жилищного фонда г.Иркутска характеризуется данными табл. 1
Таблица 1
Сведения о жилищном фонде г.Иркутска на 01.01.2005 г.1
Показатель | Количество | % |
1. Количество домов, шт | 5585 | 100% |
В том числе, со степенью износа | ||
- от 0 до 60% | 3656 | 65,4% |
- от 60 до 80% | 714 | 12,8% |
- от 81 до 100% | 1215 | 21,8% |
2. Количество квартир | 160630 | 100% |
3. Количество приватизированных квартир | 99275 | 61,8% |
В г.Иркутске после провозглашения реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) решались только локальные задачи, отодвигая болезненные, но в то же время неизбежные процессы, связанные с изменением структуры управления. Тех целей, которые ставит реформа, невозможно достичь с действующей структурой, нужно в первую очередь пересматривать структуру управления ЖКХ.
С введением в действие Жилищного Кодекса РФ попытки сохранить старые методы управления в современной, совершенно иной среде могут привести к возникновению ряда противоречий, в том числе правового характера.
2.2. Анализ структуры управления
жилищным хозяйством г.Иркутска
Городская система управления жилищным хозяйством (далее - ЖХ) за последнее десятилетие претерпевала неоднократные изменения. В настоящее время структура управления городским жилищным хозяйством не отвечает современным условиям. В Приложении N 1 к Концепции на рис. 1 представлена существующая структура управления городским жилищным хозяйством.
Взаимоотношения субъектов в соответствии с действующей структурой управления ЖХ строятся следующим образом:
- основные полномочия в сфере управления ЖХ возложены на Комитеты по управлению округами администрации г.Иркутска (далее - КУО), они являются учредителями муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (далее - МУП ЖХ);
- деятельность МУП ЖХ регламентируется в соответствии с Уставами МУП ЖХ и заключенными договорами на техническое обслуживание жилищного фонда;
- муниципальный жилищный фонд, ранее находившийся в хозяйственном ведении МУП ЖХ, передан в муниципальную казну (как совокупность жилых помещений);
- взаимоотношения с другими собственниками жилищного фонда не урегулированы (согласно новому ЖК РФ, собственники в многоквартирных домах сами должны принимать решение о выборе способа управления);
- не формализованы отношения между Комитетом по городскому обустройству администрации г.Иркутска (далее - КГО) и КУО;
- между МУП ЖХ и поставщиками коммунальных услуг заключены договоры на тепло-, водоснабжение, вывоз ТБО и т.д.;
В 2005 году в г.Иркутске начался процесс создания новых организаций (ООО, ЗАО), осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту многоквартирных домов. В настоящее время МУП ЖХ с субъектами малого предпринимательства заключено 86 договоров на техническое обслуживание 5 180 тыс. кв.м. жилья (74,5% от общей площади обслуживаемого жилого фонда).
Однако, несмотря на наличие договорных отношений между хозяйствующими субъектами об оказании услуг в сфере ЖКХ, вызывает сомнение объективность оценки объемов и качества данных услуг. Социологические исследования2 показывают, что частично и полностью оказанием услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда удовлетворены около трети опрошенных жителей г.Иркутска, соответственно, не удовлетворены 66% респондентов.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусматривается прямое участие в процессе содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома собственников данного имущества. Однако, анализ сложившихся взаимоотношений в жилищной сфере показал, что собственники жилья фактически не участвуют в данном процессе. Это обстоятельство подтверждается и тем, что 74,4% участников социологического опроса в 2005 году выразили желание владеть информацией о характере расходов на услуги ЖКХ из оплачиваемой ими квартплаты.
Сегодня отсутствует заинтересованность МУП ЖХ (ЖЭУ, ДЭЗ, РЭУ) в результатах своей финансовой и хозяйственной деятельности, что приводит к нерациональному управлению финансовыми ресурсами, непрозрачности финансовых потоков и отсутствию отчетности перед потребителями.
Проведенный финансовый анализ МУП ЖХ с 01.01.05. по 01.10.05. позволил сделать вывод, что:
- экономический потенциал данных организаций снижается;
- непокрытые убытки в динамике возрастают;
- собственный капитал занимает незначительный удельный вес в авансированном капитале, что свидетельствует о финансовой зависимости;
- МУП ЖХ неплатежеспособны, и имеют трудности с выполнением своих договорных обязательств.
Отсутствие заинтересованности МУП ЖХ в эффективных результатах своей финансово-хозяйственной деятельности породило ситуацию частичной или полной потери управляемости в вопросах качества услуг, предоставляемых в сфере ЖКХ, ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, нерационального использования финансовых средств в жилищной сфере.
Соответственно, можно сделать вывод о необходимости создания системы управления ЖКХ, между субъектами которой отношения будут строиться на договорной основе. В первую очередь это касается услуг по управлению многоквартирными домами с участием в этом процессе собственников жилья. Данный вывод также основывается на результатах социологического исследования, из которого видно, что 43,3% опрошенных предпочли договор управления со специализированной организацией и менее трети - непосредственное управление домом со стороны собственников. Указанная статистика свидетельствует о стремлении большей части иркутян поручить управление домами квалифицированным службам.
Для формирования системы управления многоквартирными домами в соответствии с рыночными принципами необходимо учитывать соблюдение законных прав, интересов и обязанностей собственников жилья, а также экономическую и социальную целесообразность.
III. Цели и задачи Концепции
Стратегической целью реализации Концепции является обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения города.
Исходя из анализа ситуации, сложившейся в системе ЖКХ города, предусматривается выделение в рамках стратегической цели следующих задач Концепции:
- Изменение структуры управления отраслью.
- Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг.
- Формирование рыночных механизмов функционирования отрасли и условий для привлечения инвестиций.
- Создание условий для формирования в городе Иркутске доступного рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг.
- Формирование политики реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального назначения, энергоресурсосбережения.
IV. Механизм реализации Концепции
4.1. Правовое обеспечение Концепции.
Правовой основой реализации Концепции являются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Иркутской области, а также нормативные правовые акты органов городского самоуправления г.Иркутска.
Правовое обеспечение Концепции на уровне органов городского самоуправления г.Иркутска осуществляется по следующим направлениям:
- Ревизия действующих нормативных правовых актов органов городского самоуправления г.Иркутска с целью приведения их в соответствие с федеральным и областным законодательством.
- Подготовка новых муниципальных нормативных правовых актов в целях развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры города в соответствии с современными правовыми, экономическими и социальными условиями.
4.2. Информационное обеспечение Концепции.
Информационное обеспечение Концепции предусматривает следующие задачи:
- Информирование населения о ходе реализации Концепции.
- Создание информационного пространства для населения о деятельности управляющих организаций на территории г.Иркутска.
- Создание механизма обратной связи с населением города при проведении преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
4.3. Кадровое обеспечение Концепции.
Кадровое обеспечение предусматривает реализацию следующих задач:
- Привлечение в сферу ЖКХ высококвалифицированного управленческого персонала.
- Содействие подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров в жилищно-коммунальной сфере
- Создание механизма проведения мониторинга управленческого кадрового потенциала жилищно-коммунальной сферы города.
- Формирование кадрового резерва управленцев.
4.4. Организационное обеспечение Концепции.
Организационное обеспечение Концепции предусматривает реализацию следующих задач:
- Анализ состояния имущественного комплекса ЖКХ города и определению принципов эффективного управления его муниципальной составляющей;
- Обеспечение надлежащей организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, сбора, вывоза бытовых отходов на территории города Иркутска;
- Обеспечение благоприятных условий для реализации собственниками жилых помещений в многоквартирных домах права выбора способа управления многоквартирным домом, деятельности товариществ собственников жилья, управляющих организаций;
- Создание условий для развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере.
4.5. Для достижения целей Концепции предлагается формирование модели развития жилищно-коммунальных отношений на современном этапе социально-экономического развития городской инфраструктуры в соответствии с приложением 2 к Концепции (рис. 2).
Сегодня совершенно очевиден положительный экономический и технологический эффект от разделения функций заказчика и подрядчика, функций технического надзора и эксплуатации. Однако процесс разделения функций - далеко не сиюминутный, требующий некоторого времени и определенных усилий. Поэтому предлагаемый механизм смены модели управления является не революционным, а эволюционным. Это позволит при смене модели избежать излишней социальной напряженности и сделать переход к новой модели управления максимально безболезненным.
4.6. Основные направления по формированию условий, обеспечивающих доступность жилья для населения.
Основные направления по формированию условий, обеспечивающих доступность жилья для населения, включают в себя решение следующих задач:
1. Определение различных механизмов удовлетворения жилищных потребностей населения в рамках национального проекта "Доступное жилье".
2. Создание условий для строительства энергоэффективного жилищного фонда.
V. Заключительные положения
5.1. Реализация настоящей Концепции проводится в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области и органов городского самоуправления г.Иркутска.
5.2. Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий Концепции заключается в реализации комплекса мероприятий, предусмотренных на каждый финансовый год в рамках бюджета г.Иркутска.
______________________________
1 По данным отдела жилищного хозяйства Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Комитета по городскому обустройству администрации г.Иркутска (сведения о жилищном фонде - жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию г.Иркутск, без учета жилищного фонда ТСЖ и ЖСК).
2 Данные Отчета по результатам комплексного социологического исследования оценки готовности жителей городов Иркутска и Ангарска и сотрудников организаций ЖКХ к эффективному взаимодействию в рамках нового Жилищного Кодекса РФ, проведенного под руководством д.п.н., проф. А.Д.Карнышева, 2005 г.
Первый заместитель главы
администрации - председатель
Комитета по городскому
обустройству |
О.И.Шандрук |
Заместитель председателя
Комитета - начальник
экономического управления
Комитета по городскому
обустройству |
С.В.Щепина |
<< Назад |
>> I. Общая часть |
|
Содержание Решение Думы города Иркутска от 27 марта 2006 г. N 004-20-230311/6 "О Концепции преобразований в жилищной сфере и коммунальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.