Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 июня 2005 г. N 10/29-ЗС в Приложение настоящего Постановления внесены изменения
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 сентября 2002 г. N 21/35-ЗС
Областная государственная социальная программа
"О мерах по развитию онкологической помощи населению
Иркутской области" на 2003 - 2008 гг.
22 июня 2005 г.
Паспорт
областной государственной социальной программы
"О мерах по развитию онкологической помощи населению
Иркутской области на 2003 - 2008 гг."
Наименование областная государственная социальная программа
программы: "О мерах по развитию онкологической помощи
населению Иркутской области на 2003 - 2008 гг".
Основание для пункт 4 постановления Правительства
разработки Российской Федерации от 13.11.01 N 790 "О
программы: федеральной целевой программе "Предупреждение и
борьба с заболеваниями социального характера
(2002 - 2006 годы)"
Постановление губернатора от 30.03.2001 г.
N 165-п "Об областных государственных
целевых программах".
Приказ МЗ РФ от 12.09.97 г. N 270 "О мерах по
улучшению онкологической помощи населению
Российской Федерации".
Государственный Администрация области
заказчик
программы:
Ответственный Главное управление здравоохранения Иркутской
исполнитель области
программы:
Основные Главное управление здравоохранения Иркутской
разработчики области
программы: ООД, ОДКБ, ОКБ, ИГИУВ, ИГМУ, ВСНЦ СО РАМН, ТФОМС
Цели и задачи Цели:
программы: - снижение инвалидизации и смертности
населения от онкологических заболеваний;
- стабилизация и улучшение основных
показателей по онкологии: повышение
выявляемости онкозаболеваний при
профилактических осмотрах;
- увеличение числа впервые выявленных
больных с I - II стадией заболевания;
- снижение показателя летальности на первом году
с момента установления диагноза;
- обеспечение комплексного лечения у 60%
впервые выявленных больных;
- снижение общей запущенности.
Задачи:
- развитие материально-технической базы
онкологических учреждений здравоохранения;
- совершенствование организации онкологической
службы;
- повышение эффективности мероприятий по
профилактике и раннему выявлению
онкологических заболеваний;
- обеспечение современного уровня лечения и
реабилитации онкологических больных
посредством внедрения новейших медицинских
технологий;
- проведение фундаментальных и прикладных
научных исследований по приоритетным
направлениям в области онкологии (изучение
комплекса социологических, социально-
экономических факторов).
Сроки и этапы 2003 - 2008 гг.
реализации Первый этап (2003 - 2005 гг.)
программы: - подготовка и реализация первоочередных
неотложных мероприятий по профилактике,
раннему выявлению, внедрению новых
технологий в диагностику и лечение
онкологических больных;
- совершенствование диспансеризации;
- повышение уровня профилактических мероприятий
в сфере онкологии;
- пропаганда среди населения знаний по
профилактике злокачественных новообразований;
- соблюдение здорового образа жизни.
Второй этап (2006 - 2008 гг.)
- реализация основных мероприятий по
улучшению и снижению недостатков в
организации и качестве медицинской помощи
онкологическим больным.
Перечень
основных - укрепление материально-технической базы
мероприятий: онкологических учреждений;
- дооснащение онкологических учреждений
медицинской техникой;
- обеспечение высококвалифицированными кадрами
онкологической службы;
- обеспечение современного уровня лечения и
реабилитации онкологических больных
посредством внедрения новейших медицинских
технологий;
- проведение фундаментальных и прикладных
научных исследований по приоритетным
направлениям в области онкологии;
- повышение санитарной грамотности населения;
- организация постоянно действующих выездных
бригад для профосмотра на рак сельского
населения
Исполнитель Главное управление здравоохранения Иркутской
основных области.
мероприятий
программы:
Сведения о на весь период 2003 - 2008 годы - 104,34
распределении млн. рублей
объемов из средств областного бюджета, в том числе:
и источников в 2003 году - 18,24;
финансирования в 2004 году - 17,94;
программы по годам: в 2005 году - 17,94;
в 2006 году - 16,74;
в 2007 году - 16,74;
в 2008 году - 16,74
Ожидаемые конечные - снижение инвалидности и смертности населения
результаты от онкозаболеваний на 4%;
реализации - стабилизация основных показателей по
программы;# онкологии: повышение выявляемости
онкозаболеваний при профилактических осмотрах
до 10% (9,6% - РФ, 2001 г. - 3% в Иркутской
области);
- увеличение числа выявленных больных с I - II
стадией заболевания до 40% (36,6% - Иркутская
область, РФ - 39,8%);
- снижение летальности на первом году с
момента установления диагноза на 4% (РФ -
35,7%, Иркутская область - 30%);
- обеспечение комплексного лечения у 60%
(РФ - 51,4%; Иркутская область 51%) впервые
выявленных больных;
- снижение общей запущенности на 5%, визуальной
на 15%;
- увеличение 5-10 летней выживаемости на
10-12%.
Система организации Ответственный исполнитель программы - Главное
контроля за управление здравоохранения Иркутской области.
исполнением Контроль за реализацией программы осуществляют:
программы Законодательное собрание области,
Департамент инвестиционной политики области,
Контрольно-счетная палата области
Ответственный исполнитель программы ежемесячно и
ежеквартально предоставляет информацию о ходе
финансирования и реализации мероприятий программы
в департамент инвестиционной политики и
главное финансовое управление области.
Департамент инвестиционной политики области
представляет губернатору области годовой
отчет о расходовании выделяемых средств и
эффективности их использования.
Принятые сокращения и условные обозначения:
главное управление здравоохранения Иркутской области;
Иркутский государственный институт усовершенствования врачей - ИГИУВ;
Иркутский государственный медицинский университет - ИГМУ;
Восточно-Сибирский Научный Центр Сибирского отделения РАМН - ВСНЦ СО РАМН;
областной онкологический диспансер - ООД;
ангарский онкологический диспансер - АОД;
братский онкологический диспансер - БОД;
областная детская клиническая больница - ОДКБ;
областная клиническая больница - ОКБ;
территориальный фонд обязательного медицинского страхования - ТФОМС.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Каждый пятый житель Иркутской области заболевает в течение жизни одной из форм злокачественных опухолей. Ежегодно в области регистрируется более 6500 человек, из них более 60 детей (1%), и умирает от рака около 4200 человек.
Диспансерная группа больных за десятилетний период увеличилась на 40% (1991 г. - 23486 чел, 2001 г. - 32792). Диспансерная группа детей составляет 167 человек. За последние годы увеличился процент детей, зарегистрированных из сельской местности, что связано с повышением онкологической настороженности и улучшением диагностики злокачественных заболеваний в районах области. Наибольший процент среди детей занимают гемобластозы (46%). Уровень заболеваемости среди взрослого населения ежегодно вырастает на 3,0% и в 2001 г. достиг 267,9 на 100 000 населения.
В основе высоких показателей заболеваемости населения Иркутской области лежит сложный комплекс экологических и социально-экономических факторов, связанных с высоким уровнем промышленного производства в городах Иркутской области (в том числе экологически опасного), заметными изменениями численности и возрастного состава населения, а также целым рядом нерешенных проблем экологической безопасности.
Увеличение процента населения без определенного места жительства, миграции населения в России из областей, имеющих радиационное загрязнение, приводят также к значительному росту онкологической заболеваемости.
Анализ лечения онкологических больных по Иркутской области показывает, что непосредственные и отдаленные результаты лечения в стационарах общей лечебной сети хуже, чем в специализированных онкологических учреждениях. Эти данные нашли подтверждение в материалах популяционного ракового регистра по отдаленным результатам лечения следующих основных локализаций: рак легкого, рак прямой кишки и рак молочной железы. Однако, 25% больных злокачественными новообразованиями лечатся в учреждениях общей лечебной сети, что не соответствует современным требованиям и создает большие сложности в случае необходимости проведения комплексных, комбинированных и (или) повторных курсов лечения.
Несмотря на мощный промышленный потенциал области, показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями в Иркутской области (268,4 на 100 000 населения) меньше Российских (309,0 на 100 000 населения), это связано с недоучетом онкологических больных (не доездом больных с отдаленных сел, непоступлением первичной медицинской документации - 25% больных лечится в учреждениях общей лечебной сети), поэтому наиболее актуальным в настоящее время мы считаем, что сложность и разнообразие методов лечения онкологических больных требуют для своего осуществления возможности его комплексного проведения в одном специализированном учреждении, что обеспечивает преемственность выполнения программы лечения и соответственно ее максимальную эффективность. Для соблюдения этих условий оптимальным вариантом лечения онкологического больного является специализированное онкологическое учреждение, располагающее необходимым оборудованием, оснащением и лекарственными препаратами для химиотерапии.
Для получения адекватной оперативной информации, для оценки эффективности работы онкологической службы, принятия решений и контроля за их выполнением на территориальном уровне, оптимизации лечебного процесса, диспансерного наблюдения за онкологическими больными, формирования информационной базы для проведения эпидемиологических исследований и оценки результатов по изучению отдаленных результатов лечения целесообразно внедрение ракового регистра на территориях Иркутской области.
Одним из неблагоприятных факторов является то, что злокачественные новообразования встречаются у людей в возрасте 25 - 55 лет, самый трудоспособный возраст.
Заболеваемость злокачественными опухолями в Иркутской области в динамике:
Показатели | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | РФ |
1. Заболеваемость на 100 000 населения |
246,2 | 252,5 | 257,9 | 261,5 | 268,4 | 309 |
Рост онкозаболеваемости на протяжении 5 лет наблюдается в г.Саянске (130,7 до 210,1), прирост - 60,7%; Ангарске (287,9 - 313,8), прирост - 9%; Усть-Илимском районе (185,4 до 246,6), прирост - 33%. Выше Российского показателя заболеваемость в г.Иркутске 322,6 на 100 000 населения, в г.Ангарске - 313,8 на 100 000 населения.
Ведущими локализациями в структуре заболеваемости населения Иркутской области злокачественными новообразованиями являются: новообразования трахеи, бронхов, легкого 13,7% (РФ 14,1%), желудка 11,5% (РФ 10,8%), молочной железы 10,5% (РФ 10,0%), кожи 8,9% (РФ 10,7%), ободочной кишки 6,1% (РФ 5,8%).
Среди мужского населения на первом месте - опухоли трахеи, бронхов и легкого (23,8%), на втором - опухоли желудка (14,6%), на третьем - опухоли кожи (7,4%), на четвертом - опухоли ободочной кишки (5,1%), на пятом - опухоли предстательной железы (5,0%). Значимую по удельному весу группу у мужчин формируют злокачественные опухоли органов мочеполовой системы, составляя 14,0% (РФ 14,0%) всех злокачественных новообразований. За десятилетний период отмечен активный рост заболеваемости мужчин: раком предстательной железы (общий прирост 60,2%), почек - 56,9%; яичка - 38,0%; головного мозга - 32,1%; меланомой кожи - 38,0%. Женщин: почки (общий прирост 61,1%), головной мозг - 43,1%; тело матки 31,2%; молочная железа 29,1%; меланома кожи 32,2%.
Злокачественные опухоли молочной железы 20,0% (РФ - 19,3%) являются ведущей онкологической патологией у женщин. Второе и третье места занимают новообразования кожи (10,2%) и желудка (8,9%). Далее в порядке убывания опухоли шейки матки (8,2%), опухоли ободочной кишки (7,0%).
Наибольший удельный вес в структуре онкологической заболеваемости женщин имеют злокачественные новообразования органов репродуктивной системы 19,2% (РФ - 36,1%), при этом опухоли половых органов составляют 8,5% (РФ - 16,9%) всех злокачественных новообразований у женщин.
Одним из основных критериев оценки диагностического компонента помощи онкологическим больным в учреждениях общей лечебной сети Иркутской области является показатель запущенности, который в Иркутской области (29,0%) остается выше Российского показателя (24,0%).
Одно из первых мест в структуре запущенности занимают опухоли желудка (43,2%); ободочной кишки (38,0%); трахеи, бронхов, легкого (35,6%); пищевода (34,3%).
Недопустимо высокие показатели запущенности отмечены при диагностике новообразований визуальных локализаций. В поздних стадиях (III - IV) у 77,2% больных были выявлены опухоли полости рта и глотки (РФ - 68,2%); у 65,7% (РФ - 62,4%) - опухоли прямой кишки, ректосигмоидного соединения, ануса; у 54,0% (РФ - 39,1%) - опухоли шейки матки; у 39,0% (РФ - 38,5%) - новообразования молочной железы; у 33,6% (РФ - 33,0%) - меланома кожи.
Приведенные данные могут быть дополнены сведениями об одногодичной летальности. Показатель летальности больных со злокачественными новообразованиями на протяжении первого года после установления основного диагноза, является одним из наиболее объективных при оценке состояния специализированной помощи. Начиная с 1996 г. он колеблется с 41,1 до 40 %.
Данные показатели говорят о неудовлетворительной работе учреждений общей лечебной сети по раннему выявлению рака, отсутствие диспансеризации по предопухолевым заболеваниям, о низкой эффективности работы смотровых кабинетов и профилактических осмотров. К сожалению, в области достаточный арсенал диагностического оборудования (ФГС, УЗС, колоноскопия и др.) в поликлиниках и женских консультациях, но он не используется в полном объеме для ранней диагностики злокачественных новообразований. Введение хозрасчетных услуг в городе и районах области, казалось бы, должно охватить и привлечь большой процент населения к различным обследованиям и способствовать раннему выявлению рака. Но к сожалению, и при использовании этих услуг отмечается низкий эффект диагностики, низкое качество проведения профилактических осмотров.
Онкологическая служба Иркутской области представлена областным онкологическим диспансером в г.Иркутске и 3 межрайонными диспансерами (г. Ангарск, Братск и Усолье), финансирование их осуществляется за счет средств областного бюджета. Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объеме специализированные онкологические учреждения химиотерапевтическими и радиофармацевтическими препаратами, радиоактивными источниками для аппаратов лучевой терапии, что сдерживает внедрение новых медицинских технологий.
Низкий уровень технического оснащения отделений лучевой терапии (отсутствие линейных ускорителей), морально и физически устаревшие гамма-терапевтические аппараты не обеспечивают качественного лучевого лечения и его объемов в соответствии с потребностью. Поэтому строительство областного онкологического диспансера в Иркутской области остается крайне актуальной проблемой.
Учреждения общей лечебной сети призваны обеспечить раннее выявление, профилактику злокачественных новообразований путем проведения профилактических осмотров населения, диспансеризацию и своевременное лечение предраковых заболеваний, качественное и достоверное проведение диагностических эндоскопических, ультразвуковых исследований; в женских консультациях - проведение цитологического скрининга.
При выявлении подозрительных образований или явных злокачественных опухолей направлять на консультацию и лечение в онкологическое учреждение.
Высокий уровень инвалидизации и смертности населения области от злокачественных новообразований, наносимый государству экономический ущерб, ставит онкологию в ряд социально значимых проблем, решение которых возможно при государственной поддержке и координации мероприятий.
Непосредственные расходы на лечение онкологических больных в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях онкологических диспансеров составляют около 4,7 млр. руб. в ценах 2001 г., а суммарные прямые затраты на лечение, оплату дней нетрудоспособности, выплату пособий лицам, вышедшим на инвалидность составляют за год около 5,34 млрд. руб.
Косвенные экономические потери за год, связанные с недопроизводством ВВП (внутренний валовой продукт) за счет преждевременной смертности, инвалидности и дней нетрудоспособности оцениваются в 17,44 млр. руб.
II. Основные цели и задачи,
сроки и этапы реализации программы
Программа является основной частью комплекса мероприятий, направленных на снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний на 4%; стабилизацию и улучшение основных показателей по онкологии: повышение до 10% выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах; увеличение числа впервые выявленных больных с I - II стадией заболевания до 40%; снижение показателя летальности на первом году с момента установления диагноза на 4%; снижение общей запущенности - на 5%, визуальной - на 15%; обеспечение комплексного лечения у 60% впервые выявленных больных. Увеличение 5 - 10 летней выживаемости на 10-12%.
Основной целью программы является обеспечение разработки и реализации взаимосвязанных организационных, финансовых, научно-технических и правовых мер, позволяющих выполнить перечисленные мероприятия.
Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:
- создание единого областного регистра онкологических больных;
- укрепление материально-технической базы онкологической службы;
- увеличение объема и повышение эффективности мероприятий по профилактике, раннему выявлению, лечению и реабилитации онкологических больных;
- совершенствование подготовки медицинских кадров в области онкологии;
- расширение научно-исследовательских работ по созданию и внедрению новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных.
Срок реализации программы 2003 - 2008 годы.
Программой предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий с учетом их значимости. В течение 2003 года предполагается создание государственного регистра больных с злокачественными новообразованиями на территории Иркутской области. Создание регистра позволит проводить полный и достоверный учет всех онкологических больных, что является основой для проведения анализа при изучении закономерностей распространения злокачественных опухолей и диспансеризации онкологических больных.
Система популяционного ракового регистра предоставит возможность получить адекватную оперативную информацию для оценки эффективности работы онкологической службы, принятия решений и контроля за их выполнением на территориальном уровне, оптимизации лечебного процесса, диспансерного наблюдения за онкологическими больными, формирования информационной базы для проведения эпидемиологических исследований и оценки результатов по изучению отдаленных результатов лечения.
На первом этапе (2003 - 2005 годы) предусматривает проведение мер по подготовке и реализации важнейших первоочередных мероприятий по профилактике, ранней диагностике и лечению онкологических больных.
В первую очередь намечается проведение следующих мероприятий:
- принятие мер по развитию системы информирования и повышения образовательного уровня населения в онкологии;
- совершенствование диспансеризации онкологических больных;
- формирование групп лиц с повышенным риском возникновения онкологических заболеваний;
- создание маммологических центров на базе межрайонных диспансеров.
На втором этапе (2006 - 2008 годы) будут реализованы основные мероприятия программы, направленные на улучшение и снижение недостатков в организации и качестве медицинской помощи онкологическим больным:
1. увеличение объема комплексных профилактических мероприятий;
2. укрепление материально-технической базы онкологической службы;
3. совершенствование системы профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области онкологии;
4. обеспечение современного уровня и реабилитации онкологических больных.
III. Сведения
о распределении объемов и источников
финансирования программы по годам
Мероприятия программы реализуются за счет средств областного бюджета, использование которых предусматривается на:
(млн. рублей)
Мероприятия |
Всего 2003 - 2008 годы |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
1. Профилактика, диагностика, лечение онкологических заболеваний |
9,3 | 1,55 | 1,55 | 1,55 | 1,55 | 1,55 | 1,55 |
2. Внедрение новых технологий |
34,06 | 6,51 | 5,51 | 5,51 | 5,51 | 5,51 | 5,51 |
3. Научно- практические исследования |
1,56 | 0,26 | 0,26 | 0,26 | 0,26 | 0,26 | 0,26 |
4. Совершенствование подготовки кадров |
3,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
5. Укрепление материально- технической базы онкослужбы |
55,82 | 9,32 | 10,02 | 10,02 | 8,82 | 8,82 | 8,82 |
Итого по программе | 104,34 | 18,24 | 17,94 | 17,94 | 16,74 | 16,74 | 16,74 |
IV. Механизм реализации
программы и система контроля
Государственный заказчик программы - администрация области.
Реализация программных мероприятий осуществляется путем заключения Главным управлением здравоохранения Иркутской области государственных контрактов (договоров) на конкурсной основе, с последующей передачей оборудования в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке. Распределение оборудования, аппаратуры, лекарственных препаратов осуществляется с учетом потребностей лечебно-профилактических учреждений.
Контроль за реализацией программы в пределах полномочий осуществляется в соответствии с законодательством: Законодательным собранием области, администрацией области, Контрольно-счетной палатой области.
Ответственный исполнитель программы - Главное управление здравоохранения Иркутской области.
Главное управление здравоохранения Иркутской области представляет информацию о ходе финансирования и реализации мероприятий программы:
- в департамент инвестиционной политики области (ежеквартально и годовой отчет);
- в главное финансовое управление (ежемесячно).
Департамент инвестиционной политики области по мере необходимости проводит рабочие совещания по вопросу финансирования и реализации программы.
Департамент инвестиционной политики представляет годовой отчет о ходе реализации программы губернатору области.
V. Прогноз и оценка
ожидаемых социально-экономических результатов
реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:
- улучшить кадровый потенциал и материально-техническую базу онкологической службы;
- повысить уровень оснащенности онкологических диспансеров;
- повысить уровень профессиональной подготовки по онкологии врачей общей лечебной сети.
Повысить эффективность профилактики онкологических заболеваний:
проводить скрининговое обследование населения для выявления лиц в ранней стадии рака;
- увеличить число впервые выявленных больных с I - II стадией до 40%;
- обеспечение комплексным лечение 60% впервые выявленных больных;#
- сформировать группу лиц с повышенным риском к онкозаболеваниям.
Разработать и внедрить новые медицинские технологии:
- повысить эффективность лечения и реабилитацию онкологических больных;
- снизить временную нетрудоспособность;
Снизить:
- суммарный экономический ущерб в годовом исчислении в ценах 2001 г. на 593,7 млн. рублей, в том числе, на 4,2 млн. руб. прямых расходов и 589,5 млн. рублей косвенных потерь, за счет снижения на 4% смертности и инвалидизации от онкологических заболеваний;
- показатель летальности на первом году с момента установления диагноза на 4%;
- общей запущенности на 5%, визуальной на 15%.
Увеличить 5-10 летнюю выживаемость на 10-12%.
VI. Сведения
о государственном заказчике
и разработчиках программы
Государственный заказчик программы - администрация области.
Основные разработчики программы:
- главное управление здравоохранения Иркутской области;
- Иркутский государственный институт усовершенствования врачей;
- Иркутский государственный медицинский университет;
- Восточно-Сибирский Научный Центр Сибирского отделения РАМН;
- областной онкологический диспансер;
- областная детская клиническая больница;
- областная клиническая больница.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 сентября 2002 г. N 21/35-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.