Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 2003 г. N 32/22-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Охрана репродуктивного здоровья населения
Иркутской области" на 2004 - 2007 годы
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Охрана репродуктивного здоровья населения
Иркутской области" на 2004 - 2007 годы
/--------------------------------------------------------------------\
| | Областная государственная социальная прог- |
|Наименование программы |рамма "Охрана репродуктивного здоровья|
| |населения Иркутской области" на 2004 - 2007|
| |годы" |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Наименование, дата и |Распоряжение губернатора области от |
|номер нормативного |02.06.2003 N 226-р "О разработке |
|акта о разработке |областной государственной социальной |
|программы |программы "Охрана репродуктивного |
| |здоровья населения Иркутской области" на |
| |2004 - 2008 гг." |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Государственный |Администрация Иркутской области |
|заказчик программы | |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Ответственный |Главное управление здравоохранения |
|исполнитель программы |администрации Иркутской области |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Основные разработчики |Главное управление здравоохранения |
|программы |администрации Иркутской области во |
| |взаимодействии с Государственным |
| |учреждением "Научный центр медицинской |
| |экологии Восточно-Сибирского научного центра|
| |Сибирского отделения Российской академии |
| |медицинских наук", Иркутским государственным|
| |медицинским университетом, Иркутским |
| |государственным институтом |
| |усовершенствования врачей |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Основные цели |- реализация государственной политики |
|программы: |в области охраны репродуктивного здоровья; |
| |- сохранение и улучшение репродуктивного |
| |здоровья населения области, повышение его |
| |репродуктивного потенциала; |
| |- укрепление репродуктивного здоровья |
| |подростков. |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Основные задачи |1. Расширение комплекса мероприятий по |
|программы |профилактике нарушений репродуктивного |
| |здоровья населения, осуществляемых |
| |службами охраны репродуктивного здоровья |
| |населения. |
Внимание! Следующая часть текста настоящей таблицы в официальном источнике опубликования не пропечатана
| |2. Внедрение в медицинскую практику |
| |современных технологий профилактики, |
| |диагностики и лечения, сокращение сроков |
| |восстановления утраченного здоровья. |
| |3. Развитие материально-технической базы |
| |путем оснащения учреждений |
| |здравоохранения лечебно-диагностической |
| |аппаратурой и оборудованием; внедрение |
| |современных репродуктивных технологий. |
| |4. Внедрение вспомогательных |
| |высокоспециализированных технологий лечения |
| |бесплодия. |
| |5. Организация повышения квалификации |
| |специалистов, работающих в области охраны |
| |репродуктивного здоровья. |
| |6. Информационное обеспечение населения по|
| |проблемам здорового образа жизни и охраны |
| |репродуктивного здоровья |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Сроки реализации |Срок реализации программы - 2004 - 2007 годы|
|программы | |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Объемы финансирования |Общий объем финансирования мероприятий |
|(с расшифровкой по |программы за счет средств областного |
|годам и источникам) |бюджета составляет 25,5 млн. рублей: |
| |2004 год - финансирования из областного |
| |бюджета не предполагается; |
| |2005 год - 14000,0 тыс. рублей; |
| |2006 год - 6500 тыс. рублей; |
| |2007 год - 5000 тыс. рублей |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Перечень основных |- профилактическая работа с населением по |
|мероприятий |охране репродуктивного здоровья населения; |
| | |
| |- проведение научно-исследовательских работ |
| |в области охраны репродуктивного здоровья |
| |населения; |
| |- организация повышения квалификации кадров |
| |в области охраны репродуктивного здоровья |
| |населения; |
| |- организация оказания медицинской помощи по|
| |охране репродуктивного здоровья |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Исполнитель основных |Главное управление здравоохранения |
|мероприятий |администрации области |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |1. Повышение рождаемости в Иркутской области|
|результаты реализации |к 2008 году на 10% за счет снижения |
|программы: |перинатальных потерь, внедрения современных|
| |репродуктивных технологий лечения бесплодия|
| |в браке. |
| |2. Снижение числа абортов к 2008 году с 42,5|
| |на 1000 до 32,0 за счет проведения |
| |профилактических мероприятий, направленных |
| |на охрану репродуктивного здоровья |
| |населения. |
| |3. Организация специализированной |
| |медицинской помощи девочкам с врожденной |
| |патологией репродуктивной системы. |
| |4. Укрепление материально-технической базы |
| |учреждений здравоохранения, улучшение |
| |организации и повышение |
| |качества медицинской помощи в области |
| |подростковой гинекологии. |
| |5. Внедрение вспомогательных |
| |высокоспециализированных технологий лечения |
| |бесплодия в браке и нарушений |
| |репродуктивного здоровья. |
| |6. Повышение уровня медицинской культуры |
| |населения по вопросам охраны |
| |репродуктивного здоровья и здорового |
| |образа жизни |
|-----------------------+--------------------------------------------|
|Система организации и |Организация исполнения программы осуществ- |
|контроля за |ляется главным управлением здравоохранения |
|исполнением программы |администрации области в установленном |
| |порядке. |
| |Контроль за исполнением программы|
| |осуществляется органами государственной |
| |власти, структурными подразделениями |
| |администрации области в пределах |
| |компетенции в установленном порядке |
\--------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области при сохранившихся негативных демографических тенденциях стала одним из основных направлений деятельности учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.
В Иркутской области за последние три года отмечается увеличение рождаемости до 10,7 в 2001 году (в Российской Федерации - 9,1 на 1000 в 2001 г.). Сохраняется высокая смертность населения. Уровень ее в 2001 году составил 15,1%, в 1999 году - 14,3%.
В связи с особенностями реализации репродуктивной функции особое значение приобретают проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков и женщин.
Общеизвестна взаимосвязь и влияние на репродуктивную функцию человека и, в первую очередь, женщины, соматических, инфекционных, социально значимых заболеваний, условий труда, питания, уровня и образа жизни в целом и других факторов.
По данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения за последние 3 года уровень общей заболеваемости имеет тенденцию к росту и в 2002 году составил: среди детей - 195443,0 на 100000 человек соответствующего возраста; подростков - 167493; взрослого населения - 128039,6, при этом почти у каждой женщины регистрируется 1 - 3 хронических заболевания.
Негативное влияние на состояние репродуктивного здоровья населения оказывают инфекции, передаваемые половым путем, уровень которых остается высоким. Неблагоприятная ситуация отмечается в связи с распространенностью ВИЧ-инфекции, при этом среди ВИЧ-инфицированных быстро возрастает доля женщин - соотношение между мужчинами и женщинами составляет 3:1. По данным статистики только в 2002 году зарегистрировано 315 детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.
Несмотря на тенденции снижения числа абортов в области до 29973 в 2002 году, уровень их остается еще достаточно высоким.
Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются причинами бесплодия в браке. Остается высоким уровень гинекологической заболеваемости.
В настоящее время 15% супружеских пар страдают бесплодием, в структуре бесплодного брака 50 - 60% составляет женское бесплодие.
Высокий процент бездетных пар является со всех точек зрения значимой проблемой и должен рассматриваться как резерв рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения. В среднем, в Иркутской области каждая 6 - 7 супружеская пара на протяжении жизни сталкивается с проблемами бесплодия. Такое количество случаев нарушения фертильности является проблемой, требующей ее решения на государственном уровне.
Бесплодие часто является причиной разводов, потери интереса к жизни, работе, тяжелых эмоциональных расстройств.
Одной из острейших проблем современного общества в Иркутской области стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены влиянию среды и общества.
В настоящее время особое внимание должно быть обращено на охрану репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию, формирование здорового образа жизни детей и подростков, подготовку детей и подростков к семейной жизни на основе психолого-педагогических методов общения и воспитания.
Практика показывает, что необходимым условием успешной работы по охране репродуктивного здоровья, предупреждению инфекций, передаваемых половым путем, профилактике абортов является широкое санитарное просвещение всех слоев населения, в том числе нравственное и гигиеническое воспитание детей и подростков.
В сложившейся ситуации осуществление государственной политики в сфере охраны репродуктивного здоровья населения Иркутской области является фактором национальной безопасности и обусловливает необходимость формирования областной государственной социальной программы "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2007 годы.
Областная государственная социальная программа "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2007 годы разработана в соответствии с Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2004 гг. и Планом мероприятий ее реализации, утвержденными решением Коллегии от 11.04.2000 (протокол N 7), Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, Решением Коллегии Минздрава России от 15.10.2002 (протокол N 15) "О мерах по улучшению репродуктивного здоровья населения Российской Федерации", распоряжением губернатора Иркутской области от 02.06.2003 N 226-р "О разработке областной государственной социальной программы "Охрана репродуктивного здоровья населения Иркутской области" на 2004 - 2008 г.г.". Данная программа разработана на основании раздела "Здравоохранение" Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г., утвержденной Законом области от 11.07.2002 N 33-оз, и носит профилактическую направленность.
II. Основные цели и задачи, сроки выполнения
Основными целями программы являются:
- реализация государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья;
- сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения области, повышение его репродуктивного потенциала,
- укрепление репродуктивного здоровья подростков.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Расширение комплекса мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения, осуществляемых службами охраны репродуктивного здоровья.
2. Внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения и сокращение сроков восстановления утраченного здоровья.
3. Развитие материально-технической базы путем оснащения учреждений здравоохранения лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием, внедрение современных репродуктивных технологий.
4. Внедрение вспомогательных высокоспециализированных технологий лечения бесплодия.
5. Организация повышения квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья.
6. Информационное обеспечение населения по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья.
Сроки реализации программы: 2004 - 2007 годы.
III. Объемы и источники финансовых затрат
Мероприятия программы реализуются в 2004 - 2007 годах за счет средств областного бюджета:
в 2004 г. - финансирования из областного бюджета не предполагается;
в 2005 г. - в размере 14000,0 тысячи рублей,
в 2006 г. - в размере 6500,0 тысячи рублей,
в 2007 г. - в размере 5000 тысяч рублей.
IV. Механизм реализации и система
организации контроля за исполнением
Государственным заказчиком программы является администрация Иркутской области.
Реализация программных мероприятий осуществляется посредством заключения в установленном порядке государственных контрактов на приобретение товаров (оборудования, реактивов, расходных материалов), выполнение работ, оказание услуг на конкурсной основе. Приобретенные оборудование, реактивы, расходные материалы в установленном порядке оформляются в областную государственную собственность и распределяются между областными государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Оборудование, реактивы, расходные материалы, распределенные муниципальным учреждениям, передаются в муниципальную собственность в установленном порядке.
Контроль за исполнением мероприятий программы, целевым использованием средств областного бюджета осуществляется уполномоченными органами государственной власти области, структурными подразделениями администрации области в установленном порядке.
V. Прогноз
ожидаемых социально-экономических результатов
от реализации программы
Внедрение современных технологий диагностики и лечения, включая эндоскопическую хирургию, обеспечит экономический эффект от использования бюджетных средств (сокращение сроков временной нетрудоспособности, длительности койко\дня после хирургического лечения - с 11 до 6, расходы на лечение, реабилитацию) в размере 39375,0 тыс. рублей ежегодно. В результате реализации программы экономический эффект составит 145500,0 тыс. рублей, что в 2,6 раза превышает затраты на реализацию программы. Объем эндохирургических методов лечения увеличивается с 10% до 25%.
Социальный эффект от реализации программы связан прежде всего с увеличением рождаемости на 10%, улучшением демографической ситуации в области.
В 2002 году в области родилось 30,5 тыс. человек, что на 14,7 тыс. человек меньше, чем в 1990 году. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,35 рождений на 1 женщину. Внедрение современных технологий лечения бесплодного брака обеспечит повышение рождаемости, снижение числа абортов, что позволит к 2008 году подойти к росту показателя простого воспроизводства населения до 2,0 рождений и увеличить удельный вес детей в общей численности населения до 24% - 26% (за 1999 - 2001 годы удельный вес детей и подростков снизился с 28,2 до 21,1% в общей численности населения, возможно и дальнейшее снижение до 2016 г. до 16,5%). В настоящее время у 18% семей диагностируется бесплодие в браке. В условиях отсутствия в области лаборатории экстракорпорального оплодотворения возможно провести лечение только 50 - 55 семейных пар ежегодно, вместо нуждающихся 1500 - 1700 семей.
Основными медико-социальными показателями, характеризующими социально-экономическую эффективность программы, являются:
1. Повышение рождаемости в Иркутской области к 2008 году на 10% за счет снижения перинатальных потерь, внедрения современных репродуктивных технологий лечения бесплодия в браке.
2. Снижение числа абортов к 2008 году с 42,5 на 1000 до 32,0 за счет проведения профилактических мероприятий, направленных на охрану репродуктивного здоровья населения.
3. Снижение гинекологической заболеваемости у детей и подростков.
4. Улучшение качества жизни женщин переходного и позднего репродуктивного возраста.
5. Организация специализированной медицинской помощи девочкам с врожденной патологией репродуктивной системы.
6. Внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических технологий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья у подростков.
7. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, улучшение организации и повышение качества медицинской помощи в области подростковой гинекологии.
8. Внедрение вспомогательных высокоспециализированных технологий лечения бесплодия в браке и нарушений репродуктивного здоровья.
9. Повышение уровня медицинской культуры населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья и здорового образа жизни.
VI. Сведения о государственном заказчике
и разработчиках программы
Государственный заказчик программы - администрация Иркутской области.
Программа разработана главным управлением здравоохранения администрации Иркутской области во взаимодействии с государственным учреждением "Научный Центр медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук", Иркутским государственным институтом усовершенствования врачей, Иркутским государственным медицинским университетом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 32/22-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.