Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы Ангарского
муниципального образования
Иркутской области
от 9 марта 2006 г. N 48-06-рД
Информация
О состоянии здравоохранения
в Ангарском муниципальном образовании,
о проведенных реформах в 2003 - 2005 г.г.
и перспективах на 2006 - 2010 годы"
В информации использованы материалы специалистов РМАПО, Московской медицинской академии им. Сеченова, результате годовых отчетов, информация внештатных городских специалистов, специалистов Управления здравоохранения ангарского муниципального образования, главных врачей, коллегии Главного управления здравоохранения.#
"Реформа - преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь"
С.И.Ожегов
Здравоохранение - отрасль народного хозяйства, занимающаяся предоставлением населению медицинских услуг и конечный результат его не здоровье населения, а медицинская услуга.
В нашей стране в отрасли здравоохранения реформирование проводится много лет, но до настоящего времени отсутствует эффективный результат работы в отрасли. Истоки кризиса - 60 годы. Это только сегодня об этом начали говорить.
В 60-е годы началась научно-техническая революция, стали развиваться дорогостоящие методы диагностики и лечения - ультразвуковая диагностика, радиоизотопная диагностика и т.д., это привело к резкому увеличению себестоимости медицинских услуг, потребовало выделения дополнительных средств. В те годы было выделено много дополнительных средств и на этом остановились. Много лет в здравоохранение достаточных средств не вкладывали. В 70-е годы начинается череда экспериментов, один из них главному врачу управлять финансами, но существовала жестокая смета, расходы на все статьи ограничены, манипулировать нечем.#
80 годы - новый хозяйственный механизм - идея изменения принципов финансирования, выделить средства не на содержание учреждения, а на оказание медицинских услуг. Эксперимент результата не принес. Итог: потратили на реформирование 20 лет, но конкретных изменений в отрасли не получили. В настоящее время термин "реформы" в здравоохранении стараются не употреблять. Даже последнее изменение получило название "Национальный проект в здравоохранении"
Система охраны здоровья - это комплекс межотраслевых мероприятий, направленных на способствование позитивных факторов:
- 20% малоуправляемая группа факторов: наследственность, поздние роды и тд.#
- 20-24% абсолютно неуправляемая группа факторов - природно-климатические
- и только 8-10% это факторы, на которые может влиять здравоохранение, т.е. факторы, влияющие на здоровье.
История здравоохранения
Ангарского муниципального образования
До присвоения Ангарску статуса города медицинская помощь с 1948 по 1951 г.г. оказывалась санитарным отделом при Управлении строительства в п. Майкс.# В 1952 г. был создан городской отдел здравоохранения.
1953 г. - открыта МСЧ-36
1955 г. - организовано горлечобъединение, которое в 1980 г. реорганизовано в Городскую больницу N 1
1961 г. - открыт онкологический диспансер, который с 1977 г. стал межрайонным медицинским учреждением, обслуживающим 5 районов Иркутской области.
1965 г. - произошло объединение родильного дома и гинекологического объединения.
1966 г. - создана городская детская больница
1970 г. - открыта городская больница N 2, которая в 1984 г. преобразована в Больницу скорой медицинской помощи.
1951 г. открыто первое инфекционное отделение, а в 1990 г. оно выделено в самостоятельную больницу.#
ЦМСЧ-28 организована 28.07.1955 г.
Ангарский филиал НИИ медицины труда и экологии человека научного центра медицинской экологии ВСНЦ СОРАМН организован в 1960 г.
Несомненно, все перечисленные медицинские учреждения внесли большой вклад в развитие Ангарского здравоохранения.
В настоящее время в городе, кроме муниципальных и ведомственных медицинских учреждений, появились некоммерческие медицинские учреждения, частные медицинские центры, стоматологические кабинеты.
Независимо от форм собственности медицинская помощь населению города оказывается в следующих медицинских учреждениях:
Лечебные учреждения |
Количество коек |
Количество посещений в смену |
- Больница скорой медицинской помощи | 400 | 1,9 |
- Городская больница N 1 | 360 | 4,2 |
- Городская детская больница N 1 | 260 | 3,3 |
- Городской родильный дом | 175 | 1,9 |
- Ангарская областная психиатрическая больница |
320 | 0,8 |
- Иркутский областной онкологический диспансер |
155 | 0,7 |
- Ангарский областной противотуберкулезный диспансер |
125 | 0,7 |
- Ангарский областной кожно-венерологический диспансер |
40 | 0,8 |
- Ангарская областная инфекционная больница | 211 | - |
- Ангарская областная станция переливания крови |
- | - |
- Ангарский областной дом ребенка | 120 | - |
- Врачебно-физкультурный диспансер "Здоровье" |
- | 0,2 |
- Автохозяйство здравоохранения | - | - |
- Центральная медико-санитарная часть N 28 | 565 | 9,2 |
- Медико-санитарная часть N 36 | 260 | 7,7 |
- Клиника НИИ медицины труда и экологии человека |
140 | - |
- МАНО "Лечебно-диагностический центр" | - | 2,3 |
- МАНО "Центр детской стоматологии" | - | 0,8 |
- ОАО "Городская стоматологическая поликлиника" |
- | - |
- ООО "Челюстно-лицевая клиника" | - | - |
- Частные диагностические центры, стоматологические кабинеты |
- | - |
В структуре коечного фонда отмечается 33 профиля, причем некоторые из них, такие как терапия, хирургия, неврология есть во всех многопрофильных больницах. 64% муниципальных учреждений здравоохранения имеют первую квалификационную категорию.
В Ангарске работает Больница скорой медицинской помощи - единственное в области медицинское учреждение такого рода. Всего в Иркутской области открыто 5 детских больниц, в т.ч. одна в г.Ангарске. В 1984 г. на базе первой городской больницы открыто городское гастроэнтерологическое отделение, а в 1988 г. - городское пульмонологическое отделение, широкое развитие получило проктологическое направление в оказании медицинской помощи. В данном учреждении работает Центр иммунологии и аллергологии.
Одним из лучших в Восточной Сибири является ОАО "Городская стоматологическая поликлиника"
Здравоохранение города представлено так же страховыми медицинскими компаниями, Ангарским филиалом Фонда медицинского страхования, аптечными учреждениями. В городе работает медицинское училище.
С 01.01.2005 г. поликлиника N 3 МУЗ "БСМП" стала самостоятельным некоммерческим медицинским учреждением, но продолжает обслуживать по полису 35,0 тыс. прикрепленного населения. Данная правовая форма имеет преимущества перед другими учреждениями:
- руководитель имеет право самостоятельно принимать любых необходимых специалистов, так в городе появился отсутствующий нефролог. В штате МАНО есть специалисты всех профилей, в т.ч. педиатр, гинекологи и т.д.;
- в учреждении получили развитие дополнительные медицинские услуги: введены новые методики лечения гинекологических заболеваний, получила развитие альтернативная педиатрическая служба, проводятся оздоровительные мероприятия (приобретен салярий, инфракрасная кабина, физиоаппарат для проведения глубокого массажа и лимфодренажа);
- введено лечение лазеротерапией язвенной болезни;
- широкое развитие получила лечебная физкультура;
- проводятся все виды оздоровительной гимнастики, в т.ч. детям с нарушением осанки.
Сильные стороны системы здравоохранения
1. Хорошая обеспеченность койками.
2. Хорошо развиты наиболее массовые виды специализированной помощи.
3. Ведется капитальный ремонт объектов здравоохранения.
4. Наличие БСМП позволяет сократить риск возникновения летальных исходов при острых состояниях потому, что весь персонал по основным профилям работает в круглосуточном режиме.
5. Наличие медицинских учреждений различных форм собственности.
6. Высокая оперативная активность.
7. Реализация тендерных закупок медикаментов, продуктов питания.
8. Наличие медицинских учреждений 1 категории (большинство).
9. Доступность помощи по месту жительства.
10. Наличие городской детской больницы.
Слабые стороны системы здравоохранения
1. Отсутствие реализации целевых программ.
2. Не обеспечивается финансово программа государственных гарантий.
3. Низкая укомплектованность кадрами.
4. Низкие темпы внедрения ресурсосберегающих технологий.
5. Низкие тарифы.
6. Распределение бюджета по сети.
7. Отсутствие системы мониторинга здоровья.
8. Нет учета экономической эффективности деятельности системы и подразделения.
9. Недостаточный уровень материально-технической базы.
Внешние возможности
1. Компактность территории, хорошие транспортные коммуникации.
2. Подконтрольная эпидемиологическая ситуация.
3. Развитой рынок лекарств и медицинского оборудования.
4. Уровень заболеваемости по некоторым показателям ниже областных.
5. Хорошая взаимосвязь с областными учреждениями.
Внешние угрозы
1. Отрицательная демографическая ситуация.
2. Неблагоприятные для здоровья климатические и экологические условия.
3. Недостаточная поддержка администрации в модернизации социальной политики.
4. Рост заболеваемости.
5. Высокая патология беременности.
6. Наличие альтернативных областных медицинских учреждений.
7. Переход 7 учреждений, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, в подчинение субъекту РФ.
Состояние здоровья населения
Характеристика медико-демографических показателей
2004 г. Ирк. обл. |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Численность постоянного населения |
2545326 | 262417 | 261218 | 259747 |
Естественное движение населения (на 1000 населения) - рождаемость - смертность - естественный прирост - младенческая смертность |
12,2 16,5 -4,3 12,0 |
10,3 15,3 -5,0 11,3 |
10,5 14,7 -4,2 11,5 |
10,3 15,6 -5,3 5,1 |
Самая высокая смертность по РФ наблюдалась в 2002 - 2003 г.г. именно тогда естественный прирост сменился на убыль. В стране сложилась депопуляция. Не является исключением и Ангарское муниципальное образование. С 1992 года на 01.01.2005 г. страна потеряла 10 млн. человек. В своем послании президент отметил, что к 2015 году РФ потеряет 22 млн. человек. Обстоятельства, которые привели к данной ситуации связаны с ВОВ.
Анализ графического изображения численности родившихся показывает max и min число родившихся в сравнении с 1943 годом, причем max число родившихся каждые 25 лет (средний возраст смены поколений) значительно уменьшается, т.е. речь идет о суженном воспроизводстве населения.
Наша страна никогда не будет иметь положительного прироста. Рождаемость по Ангарскому муниципальному образованию в течение 3-х лет имеет тенденцию к снижению.
В 2005 году родилось - 2670 детей (в 2002 - 2675, в 2003 г. - 2812, в 2004 - 2896), Количество родившихся детей уменьшилось на 226.#
Хорошим показателем в 2005 г. является снижение младенческой смертности, практически в два раза, о чем было отмечено на коллегии Главного управления. Это один из основных показателей работы педиатрической службы. Каждый случай младенческой смертности разбирается на уровне Управления здравоохранения, а затем в Главном управлении здравоохранения администрации Иркутской области. Зам. начальника по детству и родовспоможению Гимова И.А. совместно с Управлением социальной защиты населения, Комиссией по делам несовершеннолетних из года в год проводят работу с социально неблагополучными семьями, создана база данных этих семей.
Среди медицинских причин влияющих на снижение данного показателя является приобретение оборудования в Городской родильный дом и Городскую детскую больницу. С 2002 по 2005 г. приобретено:
- наркозно-дыхательное оборудование; три инкубатора для новорожденных в Городской родильный дом
- аппарат искусственной вентиляции легких, наркозно-дыхательный аппарат, мониторы, три инкубатора для новорожденных, комплекс суточного мониторирования в Городскую детскую больницу.
Это позволило за три года вывести из критического состояния более тысячи детей.
В Городском родильном доме детское реанимационное отделение выведено в самостоятельное подразделение.
Показатель смертности увеличился в сравнении с 2004 г. в основном в связи с ростом числа умерших от болезни системы кровообращения (инфаркты, острые нарушения мозгового кровообращения).
Динамика показателей смертности населения
(на 10000 населения) от всех причин
2003 | 2004 | 2005 | |
От некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний |
30,5 | 25,3 | 23,5 |
От новообразований | 221,0 | 208,2 | 205,2 |
От болезней системы кровообращения |
689,0 | 629,2 | 714,2 |
От болезней органов дыхания | 81,3 | 70,8 | 82,8 |
От болезней органов пищеварения |
76,6 | 62,8 | 75,1 |
От внешних причин смерти (травмы и отравления) |
302,2 | 292,0 | 291,1 |
В течение 3-х лет первое ранговое место занимает смертность от болезней системы кровообращения, на втором месте смертность от внешних причин - травм, отравлений, на третьем - смертность от новообразований.
Данные показатели и естественная убыль населения характерны для всей Иркутской области.
2003 | 2004 | 2005 | ||||
Число умерших лиц трудоспособного возраста |
м | ж | м | ж | м | ж |
1134 | 362 | 1095 | 336 | 1272 | 338 |
Удельный вес смертности
по назологическим формам (%).
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
всего | трудоспос. | всего | трудоспос. | всего | трудоспос. | |
ИБС | 20,6 | 11,4 | 22,1 | 11,4 | 22,0 | 13,0 |
Онкология | 14,3 | 10,1 | 14,2 | 10,1 | 13,1 | 8,2 |
Органы дыхания |
5,4 | 5,7 | 4,8 | 4,5 | 5,3 | 6,3 |
ЦНС | 22,3 | 5,7 | 20,9 | 5,9 | 22,5 | 6,1 |
Травмы и отравления |
25,9 | 51,9 | 27,7 | 54,9 | 27,5 | 53,7 |
У лиц трудоспособного возраста смерть от немедицинских причин в 1,2 раза больше, чем от медицинских. Мужчины умирают в три раза чаще, чем женщины. К сожалению, это не медицинская проблема.
Для оценки работы здравоохранения имеет значение смертность от управляемых причин. Одним из примеров может служить смертность от пневмонии. В течение 2003 - 2005 г.г. трижды проводился медицинский Совет по анализу смертности от пневмонии, каждый случай смертности разбирался на клинико-экспертной комиссии при Управлении здравоохранения, разработаны протоколы ведения больных с данным диагнозом, как на амбулаторном этапе, так и стационарном. Результатом данной работы является снижение летальности от пневмонии:
2002 г. - 45 случаев
2003 г. - 34 случая
2004 г. - 39 случаев
2005 г. - 18 случаев
В детской практике смертность от управляемых причин - это мертворождаемость.
В 2005 г. - это 21 случай, из них 11 случаев - смерть от управляемых причин, это проблема и задача работы главного врача родильного дома и зам. начальника Управления здравоохранения по детству и родовспоможению на 2006 год. Именно по этой причине при распределении бюджета Родильному дому отдан приоритет на закупку оборудования - аппарата ультразвуковой диагностики. В настоящее время в родильном доме имеется три ультразвуковых аппарата 1992 г. выпуска со 100% износом и один 2005 г. Приобретение оборудования повысит качество диагностики внутриутробных пороков развития, что является главной причиной предупреждения мертворождаемости.
Ресурсное обеспечение здравоохранения
Обеспеченность круглосуточными койками
(с учетом медицинских учреждений различных форм собственности)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2005 (ведомствен- ные) |
2006 (норматив коек на 259747 населения) |
|
Всего коек |
2210 | 2070 | 1790 | 1780 | 1749 | 965 | 2210 |
Обеспеченность населения
муниципальными койками (на 10 тыс. населения)
2003 | 2004 | 2005 | |
Всего коек | 2046 | 2046 | 2046 |
Из них коек дневного пребывания |
256 | 266 | 297 |
Обеспеченность койками всего |
78,3 | 78,8 | 78,8 |
Выполнение плана к/дней | 105,1 | 103,6 | 103,7 |
Средняя длительность пребывания на койке |
14,1 | 13,4 | 13,5 |
Летальность | 1,6 | 1,6 | 1,5 |
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений | |||
Число посещений в смену на 1000 населения |
17,0 | 16,9 | 17,6 |
Среднее число посещений на одного жителя |
7,0 | 7,7 | 7,5 |
Число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь на 1000 населения |
366,1 | 362,0 | 341,8 |
При анализе показателей, указанных в таблице, отмечается одинаковое количество коек в течение 3-х лет. Обеспеченность койками соответствует среднероссийским показателям, отмечается уменьшение среднего койко/дня в течение 3-х лет.
Но, имеются резервы рационального использования средств: есть возможность уменьшения среднего к/дня в стационаре с развитием стационарсберегающих форм: стационар на дому, центры амбулаторной хирургии, дневной стационар др., о чем так же было отмечено на коллегии Главного управления здравоохранения. Среднее число посещений на одного жителя составляет 7,5. в данном случае можно судить о формальности данного показателя, т.к. за 7 посещений при хорошей организации работы амбулаторной службы можно выявить и туберкулез, и ранние формы онкозаболеваемости, ранние стадии гипертонической болезни и т.д., т.е. влиять на управляемые причины смертности.#
Данный вывод прозвучал и на конференции со стороны ведущих специалистов здравоохранения. Основная рекомендация, поступившая от руководителя Главного управления здравоохранения - сокращение коек круглосуточного пребывания и развитие ресурсосберегающих технологий.
Кадровый потенциал
2003 | 2004 | 2005 | |
Врачи всего | 792 | 775 | 771 |
Категорийность врачей (%), в т.ч. высшая 1 2 |
58,9 15,7 25,9 19,2 |
60,5 16,4 28,7 16,8 |
64,1 18,0 31,4 16,6 |
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения |
30,3 | 29,8 | 29,7 (Иркутск 32,5) |
Укомплектованность врачами с учетом совместительства |
100% | 100% | 100% |
Средний мед. персонал | 1779 | 1782 | 1774 |
Категорийность в % | 56,9 | 57,9 | 62,2 |
Обеспеченность средними м/с | 68,1 | 68,6 | 68,3 (Иркутск 84,0) |
Укомплектованность с учетом совместительства |
100% | 100% | 100% |
С целью повышения профессиональных знаний приняли участие в 11 областных и районных конференциях, провели на своей базе 7 конференций. Прошли обучение 227 врачей и 197 средних медицинских работников, аттестовано 235 средних мед. работников. Приняли участие во Всероссийском конгрессе "Человек и здоровье", в выставке "Сибздравоохранение", экономическом форуме с организацией передвижного госпиталя. В 2005 г. главному врачу МУЗ "БСМП" Кравченко В.Д. присвоено звание "Заслуженный работник здравоохранения РФ". Всего в муниципальном образовании трудится 9 заслуженных врачей и 41 ветеран труда.
Последние три года Управление здравоохранения Ангарского муниципального образования участвует в распределении студентов Иркутского медицинского университета. Только за счет этого принято 35 врачей, которые обеспечены жильем обменного фонда в п. Майск.
Потребность во врачебных кадрах на 01.01.2006 г.
МУЗ "Больница скорой медицинской помощи"
N п\п |
Наименование должности |
Количество |
Ориентировочная заработная плата |
Предоставление жилья |
1. | Врач скорой медицинской помощи |
5 | 3700 | Обменный фонд |
2. | Врач терапевт участковый |
10 | 3400 | - " - |
3. | Врач терапевт | 3 | 3400 | - " - |
4. | Врач анестезиолог- реаниматолог |
2 | 6300 | - " - |
5. | Врач травматолог-ортопед |
3 | 5200 | - " - |
6. | Врач ревматолог | 1 | 3400 | - " - |
7. | Врач эндокринолог | 1 | 3400 | - " - |
8. | Врач физиотерапевт | 1 | 3400 | - " - |
9. | Врач офтальмолог | 1 | 3400 | - " - |
10. | Врач уролог | 1 | 3400 | - " - |
МУЗ "Городская больница N 1"
N п/п | Наименование специальности |
Количество | Ориентировочная заработная плата |
Предоставление жилья |
1. | Врач анестезиолог-реа- ниматолог |
3 | 6300 | Обменный фонд |
2. | Врач терапевт участковый |
5 | 3400 | - " - |
3. | Врач хирург | 1 | 3400 | - " - |
4. | Врач офтальмолог | 1 | 3400 | - " - |
5. | Врач уролог | 1 | 3400 | - " - |
6. | Врач эндокринолог | 1 | 3400 | - " - |
Как следует из представленной таблицы в г.Ангарске больше всего не хватает участковых врачей, а не узких специалистов. Это связано со многими причинами, в т.ч. с текучестью медицинских кадров. В 2005 г. прибыло 88 медицинских работников, выбыло 90, кроме того, выпускники медицинских учебных заведений не работают по специальности. Но длинные очереди к специалистам чаще всего связаны с организацией работы поликлиник и зависят от управленческих решений главных врачей.
Финансовые ресурсы системы
здравоохранения Ангарского муниципального образования
Удельный вес расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете Ангарского муниципального образования составил:
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
15% | 13% | 18% |
Источники финансирования
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Бюджет | 233,194 | 293,046 | 302,384 |
ОМС | 159,535 | 198,592 | 229,501 |
Платные услуги |
25,651 | 38,732 | 42,812 |
Для примера: заявка по бюджету Управления здравоохранения на 2006 г. оставшихся учреждений составляет 286,709 млн. руб., утверждено 192,540 млн. руб.
Дефицит программы государственных гарантий составил по области в 2005 г. - 26% -1,6 млд. руб., поэтому несмотря на повышение тарифов финансовых средств в медицинских учреждениях недостаточно
Среднемесячная заработная плата составила:
2004 г. - 4388,0 руб.
2005 г. - 5735,0 руб.
Приобретение медицинского оборудования
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Бюджет | 267,9 | 4384,3 | 11950,8 |
ОМС | 7797,5 | 11144,5 | 8106,3 |
Другие источники |
2669,5 | 2272,2 | 2542,0 |
Итого: | 10734,9 | 17801,0 | 22599,1 |
Несмотря на повышение расходов, на приобретение медицинского оборудования, материально-техническая база медицинских учреждений остается неудовлетворительной. Процент обновления оборудования составляет 5,3% в год. Как отметил Приходько О.А., при таком подходе полное обновление оборудования произойдет через 20 лет.
Приобретение медицинского оборудования
Млн. руб, из всех источников по годам
N п/п | Учреждение здравоохранения |
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 01.12.2005 |
1 | Городская больница N1 |
3,1 | 2,9 | 0,5 | 3,8 | 2,2 | 5,5 |
2 | Больница скорой медицинской помощи |
1,1 | 6,4 | 3,9 | 2,9 | 3,8 | 6,1 |
3 | Родильный дом | 1,5 | 5,1 | 1,2 | 0,1 | 0,6 | 2,8 |
4 | Городская детская больница N 1 |
- | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 5,5 | 1,3 |
5 | Противотуберкулез- ный диспансер |
- | - | - | 0,1 | 0,3 | 0,1 |
6 | Онкологический диспансер |
1,2 | 0,05 | - | 0,5 | 2,2 | 2,5 |
7 | Кожно-венерологи- ческий диспансер |
0,2 | 0,07 | 0,004 | 0,2 | 0,1 | 0,9 |
8 | Инфекционная больница |
0,7 | 0,3 | 0,02 | 0,6 | 0,1 | 0,7 |
9 | Психиатрическая больница |
0,009 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,9 |
10 | Автохозяйство | 0,9 | 1,1 | 0,3 | 0,2 | 1,6 | 0,3 |
11 | Станция переливания крови |
0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,6 |
12 | Дом ребенка | - | 0,01 | - | - | 0,05 | - |
13 | Детская стоматология |
0,5 | 0,6 | 0,3 | 1,5 | 0,6 | 0,2 |
14 | Врачебно-физкуль- турный диспансер |
0,06 | - | 0,03 | 0,1 | 0,2 | 0,09 |
15 | Центр восстановительного лечения |
0,001 | 0,01 | 0,8 | - | - | - |
Итого: | 9,47 | 17,24 | 7,954 | 10,7 | 17,8 | 21,99 |
В медицинских учреждениях есть все виды медицинского оборудования, но большинство из них имеет износ 80-100%. За три года приобретено наркозно-дыхательное оборудование, дыхательная аппаратура для новорожденных, аппараты ультразвуковой диагностики в детскую, городскую и инфекционную больницы, рентгендиагностический комплекс в городскую больницу, морозильное оборудование на станцию переливания крови для карантинизации плазмы, три реанимобиля, микроавтобус. Приобретены программы АСПОН, компьютеры, эндоскопическое оборудование (фиброгастроскоп, бронхоскоп), электрокардиографы, аппарат холтеровского мониторирования (суточное наблюдение за артериальным давлением и работой сердца), лабораторное и физоооборудование.#
По национальному проекту в здравоохранении в Главное Управление здравоохранения представлена заявка на оборудование для оказания первичной медицинской помощи на сумму 70 млн. руб.: ультразвуковой оборудование, пять рентгенаппаратов, эндоскопическое оборудование, маммограф, лабораторное оборудование.# На станцию скорой помощи заказано 18 автомобилей.
По областным программам медицинские учреждения Ангарска в течение трех лет постоянно получают оборудование (для Диабетологического центра, кабинетов профилактики гипертонической болезни, по программе "Здоровый ребенок"), медикаменты, дезинфекционные средства. Так, только за 2005 г. на 5,8 млн. руб.
Капитальные ремонты
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Бюджет | 683,0 | 13777,1 | 16690,7 |
Платные услуги | 0 | 89,9 | 100,0 |
Итого: | 683,0 | 13867,0 | 16790,7 |
По результатам отчета за 2005 г. и коллегии в Главном управлении здравоохранения финансирование медицинских учреждений увеличилось на 8%, за счет средств бюджета на 3%, средств ОМС - 16%.
Есть законы функционирования социальных систем. Основа системы здравоохранения - "врач-пациент", принцип саморегуляции в этой системе неустойчив. В настоящее время в этой системе есть система управления, которая стала субъектом системы здравоохранения. Управление здравоохранения является структурным подразделением администрации и осуществляет полномочия в сфере здравоохранения.
По вопросам охраны здоровья граждан Управление руководствуется решениями Думы, администрации Ангарского муниципального образования, Главного управления здравоохранения Иркутской области и приказами Министерства здравоохранения и социального развития.
Для решения поставленных задач Управление взаимодействует со следующими организациями:
- Главное управление здравоохранения и областные специалисты - по всем вопросам организации медицинской помощи
- Роспотребнадзор - по всем вопросам санэпидблагополучия;
- Фонд медицинского страхования - по вопросам финансирования, качества медицинской помощи;
- Страховые медицинские компании
- Фонд социального страхования - в течение 2005 г. совместно с Фондом социального страхования проведено 13 проверок по вопросам обоснованности выдачи больничных листов, нарушений не выявлено. Всего по данному вопросу проверено 118 историй болезни, 45 амбулаторных карт. Пять проверок проведено по запросу работодателей.
- Органы опеки - в 2005 г. подготовлено 44 проекта постановления мэра "Об установлении опеки над недееспособным"
- Комиссия по делам несовершеннолетних - обеспечение решения медицинских вопросов
- Органы социальной защиты населения - работа по организации дополнительного лекарственного обеспечения
- Управление образования - реализация медицинских вопросов в программх# Управления образования
- Архивный отдел администрации - обеспечение документооборота
- ЗАГС
- Аптечные учреждения
- Выступает истцом и ответчиком в суде - за 2005 г. приняли участие в 140 заседаниях суда по делам недееспособных, в качестве представителя Управления здравоохранения
- служба ГО и ЧС города и области - ежегодно принимаются участия в следующих мероприятиях:#
- штабная тренировка по теме "Действие органов управления при переводе с мирного на военное положение"
- штабная тренировка по теме "Действия руководящего состава службы при выбросе АХОВ на ОАО "Мясокомбинат "Ангарский"
- соревнования разведывательных формирований объектов экономики
- в течение года проводилась проверка состояния ГО в муниципальных учреждениях здравоохранения
- совместная штабная тренировка по теме "Действия аварийно-спасательных формирований при взрыве в жилом доме"
- Осуществляет полномочия учредителя в отношении муниципальных медицинских учреждений и является распорядителем кредитов
При Управлении здравоохранения созданы:
- Опекунская комиссия по работе с недееспособными гражданами
- В целях повышения качества оказываемой медицинской помощи населению АМО утверждена аттестационная комиссия для аттестации средних медицинских работников. За год проводится до 10 заседаний аттестационной комиссии. За 2005 г. аттестовано всего 235 средних медицинских работников.
- Клинико-экспетрная# комиссия, которая рассматривает вопросы внутриведомственного контроля качества медицинской помощи, работает на основании "Положения о системе контроля качества медицинской помощи на территории Иркутской области" утвержденного приказом Главного управления здравоохранения Иркутской области от 17.12.2003 г.# Обязательному контролю подлежат случаи по 13 причинам, в т.ч. летальные исходы, случаи мертворождаемости, послеродовые осложнения, запущенные формы туберкулеза и т.д. Кроме этого существует выборочный контроль по различным причинам. В состав комиссии входят работники управления здравоохранения, главные внештатные специалисты по различным профилям.
При проведении экспертизы качества медицинской помощи проинспектировано 22 истории болезни при летальных исходах от пневмонии, 30 случаев детской и младенческой смертности, 5 случаев разбора тактики ведения больного в стационаре (по жалобам). Во всех случаях сделаны конкретные выводы и вынесены определенные решения.
- Медицинский Совет в состав которого входят представители Управления здравоохранения, главные врачи ведущих медицинских учреждений и главные внештатные специалисты.
Темы медицинских Советов обсуждаются. В план работы обязательно включаются вопросы противоэпидемической работы.
Так, в повестке медицинских Советов было рассмотрено:
2002 г. - 21 вопрос
2003 г. - 19 вопросов
2004 г. - 19 вопросов
2005 г. - 19 вопросов
Как пример, можно привести следующие темы 2005 г.:
1. О качестве медицинских осмотров.
2. Организация наблюдения детей раннего возраста.
3. Профилактика клещевого энцефалита.
4. Оказание офтальмологической и отоларингологической помощи.
5. Готовность муниципальных учреждений здравоохранения к работе в очаге карантинной инфекции.
6. Анализ эффективности работы отделения по профилактике, диагностике и лечению СПИДа.
7. Анализ эффективности работы Диабетологического центра.
По каждому вопросу медицинского Совета приняты определенные решения, 90% которых, как правило, выполняются. Например:
1. По результатам разбора смертности от пневмонии освобожден от занимаемой должности зав. терапевтическим отделением Больницы скорой медицинской помощи.
2. Членами медсовета признана удовлетворительной работа Отдела профилактики и лечения ВИЧ/СПИд инфекции.
3. Отрабатываются вопросы диспансеризации, лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных в общей сети, вопросы 100% перинатальной профилактики. По результатам коллегии только 43% ВИЧ-инфицированных получили полную профилактику.
4. Оснащена оборудованием для проведения профилактики медицинских осмотров Городская больница N 1.
5. Решены вопросы медицинских осмотров ветеранов, инвалидов ВОВ.
6. Создан центр оказания амбулаторной помощи ЛОР-больным на базе ЛОР отделения.
7. Созданы глаукомные кабинеты на базе многопрофильных больниц (Больница скорой медицинской помощи).
8. Признана удовлетворительной работа диабетологического центра, работают школы сахарного диабета, решены вопросы организационно-методической работы: обучения врачей, работа с населением по лекарственному обеспечению, контроль за эффективностью лечения, создан кабинет диабетологической стопы, который является одним из лучших.
Для оценки эффективности лечения введено определение гликированного гемоглобина, по обоюдному согласию с областным эндокринологом проведен мониторинг жителей Ангарского муниципального образования на скрытую гипергликемию.
В течение многих лет при Управлении здравоохранения работают главные внештатные городские специалисты по основным профилям, всего 37 человек, которые осуществляют организационно-методическую помощь в решении вопросов по своим профилям во всех медицинских учреждениях, независимо от форм собственности, участвуют в работе медицинских Советов, разработке целевых программ, аттестационной комиссии, клинико-экспертной комиссии, анализируют показатели работы медицинских учреждений и принимают участие в сдаче годовых отчетов. Так, в 2005 г. при сдаче годового отчета необходимо было подписать обходной лист у 50 областных специалистов, предоставив отчет каждому по нескольким разделам работы.
В течение последних двух лет при Главном управлении здравоохранения Иркутской области создан отдел стратегического планирования, а при Управлении здравоохранения работает комиссия по формированию муниципального заказа, в состав которой входят главные врачи, представители АФ ТФОМС, страховые медицинские компании, администрация.
Муниципальный заказ рассчитывается по нормативам, рекомендуемым Иркутской областью с учетом заболеваемости в Ангарском муниципальном образовании. В течение 2005 г. сложности возникали с гинекологическим профилем в ЦМСЧ-28 из-за ремонта в отделении. В настоящее время процесс отрегулирован, пересмотрены критерии госпитализации.
С 2004 г. проводится еженедельный мониторинг льготного лекарственного обеспечения и зубопротезирования.
Так, на основании его результата были открыты дополнительные аптечные пункты, условно прикреплены пациенты к определенной аптеке.
Лекарственное обеспечение
С 2002 г. начата работа по составлению регистра пациентов - не инвалидов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. Впервые за все эти годы было 100% обеспечение пациентов инсулинами.
Мероприятия выполненные в период до 2005 г.:
- в соответствии с приказом Министерства здравоохранения N 328 введена личная карточка пациента;
- организовано прикрепление пациентов к аптекам по месту жительства.
- проведен конкурс на уполномоченную аптеку обеспечивающую пациентов льготными медикаментами;
- ООО "Аптека" открыты дополнительные медицинские пункты при медицинских учреждениях;
- ежегодно проводились конкурсы на закуп медикаментов как льготных, так и для стационара;
- за счет средств местного бюджета льготными медикаментами обеспечивались пациенты не имеющие группы инвалидности.
С 2005 г. в связи с принятием ФЗ N 122 проведена следующая работа по льготному лекарственному обеспечению:
- создание регистра медицинских работников, имеющих право на льготную выписку рецептов;
- обучение медицинского персонала выписке рецептов, оформлению здравоохранения;
- организация работы орг-метод кабинетов в поликлиниках;
- обеспечение компьютерами кабинетов;
- работа в штабе по реализации льгот;
- подготовка договоров на льготное лекарственно обеспечение;#
- разработан порядок обслуживания льготников на дому;
- мониторинг за обеспечением льготными медикаментами; всего отварено рецептов на сумму 50,8 млн. руб., для сравнения сумма в 2004 г. составляла 12,0 млн. руб., число обращение в месяц составило 7-8 тыс.;#
- взаимодействие с фарморганизацией "Роста";
- условное прикрепление к аптекам;
- экспертиза обоснованности назначения лекарственных средств и правильности оформления рецептов; медицинской документации. При проведении экспертизы дополнительного лекарственного обеспечения проинспектировано 685 амбулаторных карт. Основным замечанием является отсутствие записи в амбулаторной карте, обосновывающей получение того или иного препарата.
Результатом проведенной работы является: уменьшение очередей, времени выписки и выдачи рецепта, улучшение лекарственного обеспечения по ассортименту. Жалобы на лекарственное обеспечение переместились со второго на пятое место.
Управлением здравоохранения осуществляется контроль по исполнению муниципальных контрактов как со стороны медицинских учреждений, так и со стороны поставщиков.
Все поступления медикаментов из Главного управления здравоохранения осуществляются по доверенности через Управление здравоохранения Ангарского муниципального образования.
В течение года проводились проверки совместно с УВД по хранению и обороту наркотических средств, с Главным управлением здравоохранения и Управлением социальной защиты населения по льготному лекарственному обеспечению. Непосредственно Управлением здравоохранения проведено 24 проверки по различным вопросам, связанным с медикаментами.
Изменения в области здравоохранения
Ангарского муниципального образования за 2002 - 2005 г.г.
1. Реорганизация медицинских учреждений
Присоединение к муни- Улучшение качества медицинской помощи и
ципальному учреждению диагностики экстренной гинекологической
здравоохранения патологии, отсутствие случаев материнской
"Больница скорой смертности в течении этих лет#
медицинской помощи"
гинекологического
отделения
Присоединение скорой Улучшение материально-технической базы скорой
медицинской помощи к медицинской помощи. Улучшение качества
муниципальному учреж- обслуживания вызовов, снижение количества
дению здравоохранения необоснованных госпитализаций, улучшение условий
"Больница скорой труда работников скорой помощи, впервые за
медицинской помощи" несколько лет 30 работников скорой помощи прошли
обучение на курсах повышения квалификации
Создание единого ЛОР- Улучшение качества круглосуточной и амбулаторной
отделения, офтальмоло- помощи на базе отделений. На Медицинском Совете
гического отделения работа отделений признана удовлетворительной.
Создание Отдела по Активизировалась профилактическая работа среди
лечению и профилактике населения, особенно среди детей, отлажено
ВИЧ-инфекции на базе взаимодействие с другими организациями, выиграли
Инфекционной больницы муниципальный грант. Медицинским Советом
отмечена удовлетворительная работа отделения.
Присоединение к муни- Улучшение качества медицинской помощи сельскому
ципальному учреждению населению и повышение доступности
здравоохранения специализированной медицинской помощи. Мегетское
"Городская больница отделение получило лицензию, семь лет отделение
N 1" поликлиники N 5 и работало без лицензии, постоянно
поликлиники п. Мегет приостанавливалась его работа. Решен вопрос о
выписке наркотических бланков онкологическим
больным.
Изменение статуса Экономия бюджетных средств и выше перечисленные
поликлиники N 3 преимущества.
муниципального учреж-
дения здравоохранения
"Больница скорой
медицинской помощи" и
муниципального учреж-
дения здравоохранения
"Детская стоматологи-
ческая поликлинника"
в некоммерческие меди-
цинские организации
Увеличение коек Увеличение доступности в этом виде помощи,
сестринского ухода в сокращение очередей для поступления в это
Психиатрической боль- отделение, улучшена материально-техническая база
нице, отделение отделения.
переведено из барака
в 4 поселке
Создание Диабетоло- Улучшение доступности и качества медицинской
гического центра помощи пациентам, страдающим сахарным диабетом.
Создание организацион- Повысилась выявляемость онкопатологии,
но-методического каби- создан регистр онкологических больных, пациенты
нета при Онкологиче- перестали быть "бесхозными и неучтенными".
ском диспансере
Центр восстановитель- Снижение расходов за счет средств местного
ной медицины и реаби- бюджета. Решение кадровых вопросов, реабилитация
литации из круглосу- работы по восстановительным видам лечения.
точного учреждения
переведен в поликли-
ническое и присоединен
в Городской детской
больнице N 1#
Благодаря взаимо- Увеличение доступности по отдельным видам
действию Управления помощи.
здравоохранения с Улучшение качества реанимационной помощи.
Медицинским универси-
тетом за 3 года
в город привлечено 35
специалистов, в т.ч.
тех профилей, которых
не было вообще.
Благодаря Управленчес- 100% обеспечение пациентов инсулинами в течение
кому решению и 2003 - 2004 и 1 полугодия 2005 г.
настойчивости Управле-
ния здравоохранения в
обосновании проблемы
Получило развитие Должно стать основным в реорганизации
профилактическое нап- здравоохранения в соответствии с политикой
равление в медицине, Правительства РФ.
в медицинских
учреждениях открыты
кабинеты медицинской
профилактики
В каждом медицинском Улучшение качества обслуживания ветеранов,
учреждении закреплены практически отсутствие жалоб.
ответственные за
обслуживание ветера-
нов проведен Медицин-
ский совет, круглый
стол с ветеранами.
Организация при Снижение основного показателя в здравоохране-
Управлении здравоохра- нии - показателя смертности от управляемых
нения комиссии по причин.
контролю за качеством, Снижение младенческой смертности,
работа внештатных смертности от пневмонии.
специалистов
Организация льготного Отсутствие жалоб пациентов на работу
обеспечения: медицинских учреждений. Основная жалоба -
- прикрепление пациен- отсутствие препаратов в перечне и отсутствие
тов к аптекам препаратов в аптеке, причины не зависящие от
- открытие дополни- Управления здравоохранения. Жалобы на
тельных аптечных очереди переместились со второго места на пятое.
пунктов
Разработана и утверж- Решены многие вопросы по организации и качеству
дена депутатами Думы в медицинской помощи
2003 г. "Концепция
развития здравоохра-
нения в АМО на 2003 -
2007 г.г."
Принята муниципальная Программа отдельно не финансировалась, но
целевая программа по позволила получить средства из областного и
профилактику туберку- федерального бюджетов
леза#
Принята муниципальная Программа отдельно не финансировалась, но
целевая программа позволила получить средства из областного и
"Сахарный диабет" федерального бюджетов
Работа по карантиниза- Ожидаемый результат - обеспечение безопасности
ции плазмы на Станции переливания крови
переливания крови
Организована совмест- Отпала необходимость пациенту ездить в г.Иркутск
ная работа с областным только для только, чтобы сдать кровь на
Диагностическим цент- исследование#
ром по забору крови
для исследований
Работа по организации Достигнута 100% обеспеченность детским
детского питания питанием нуждающихся детей (по справкам УСЗН).
Улучшилось качество питания за счет проводимых
конкурсов.
Открытие нейрохирур- Улучшение качества медицинской помощи.
гического отделения в
муниципальном учрежде-
нии здравоохранения
"Больница скорой
медицинской помощи"
Развитие частной Развитие альтернативных медицинских услуг
медицины
Организация вакцино- Профилактика инфекционной заболеваемости
профилактики на
территории
Введение финансовых
планов
Внедрение новой
инструкции по бухучету.
Оснащение автомобилями
станции скорой
медицинской помощи
Приоритетные направления 2005 г.
1. Работа по передаче медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь субъекту РФ.
2. Организация работы по льготному обеспечению медикаментами в соответствие с ФЗ N 122
3. Установка противопожарной сигнализации в медицинских учреждениях, установлена в Городской детской больнице, Больнице скорой медицинской помощи. Установка сигнализации в Городском родильном доме, Городской больнице N 1 запланирована на 2006 г.
4. Аттестация рабочих мест
5. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.
6. Капитальные ремонты.
13.01.2006 г. Управлением здравоохранения сданы годовые отчеты в Главное управление здравоохранения. По результатам коллегии, состоявшейся 17.01.2005 г. в Ангарском муниципальном образовании в течение 2005 г. отмечено:
1. В два раза уменьшился показатель младенческой смертности, самый низкий показатель по Иркутской области.
2. Положительная динамика работы хирургической службы.
3. На 30% снизился травматизм.
4. В два раза уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий.
5. Высокая мертворождаемость
6. Большое количество абортов среди подростков.
7. Рост количества отказных детей
8. Недостатки в работе по репродуктивному здоровью подростков.
9. Переизбыток коечного фонда.
Исходя из указанных замечаний и будет планироваться работа в 2006 г.
Задачи на 2006 - 2010 годы:
1. Реализация национального проекта в здравоохранении по развитию первичной медицинской помощи, повышение ее эффективности, восстановление диспансеризации.
2. Развитие скорой медицинской помощи
3. Развитие стационарсберегающих форм оказания медицинской помощи: стационар на дому, поликлинические центры амбулаторной хирургии.
4. Открытие филиала диагностического центра.
5. Открытие офисов врачей общей практики.
6. Изменение системы финансирования в здравоохранении.
7. Реорганизация работы амбулаторно-поликлинической службы.
8. Открытие службы репродуктивного здоровья подростков на базе городской детской больницы.
9. Увеличение бюджета здравоохранения.
10. продолжить работу по улучшению материально-технической базы медицинских учреждений.
11. Внедрение программного управления и влияние на демографические показатели.
12. Выработка системы взаимодействия с областными учреждениями, расположенными на территории Ангарского муниципального образования
13. Совершенствование дополнительного лекарственного обеспечения
Учитывая вышеизложенную информацию, предлагаю вынести следующее решение Думы Ангарского муниципального образования:
Принять к сведению информацию о состоянии здравоохранения в Ангарском муниципальном образовании, о проведенных реформах в 2003 - 2005 годах и перспективах на 2006 - 2010 годы.
Начальник
Управления здравоохранения |
Л.Р.Юргенсон |
Согласовано:
Первый заместитель главы администрации |
И.Е.Цыпенко |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Ангарского муниципального образования Иркутской области от 9 марта 2006 г. N 48-06рД "О состоянии здравоохранения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.