Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 апреля 2006 г. N А19-30435/05-53-Ф02-1813/06-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. N А33-32373/04-с1-Ф02-1869/06-С2
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети" (ОГУЭП "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании невозмещенных расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате электрической энергии во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 1 019 787 рублей 11 копеек.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Администрация Ангарского муниципального образования, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 18 ноября 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ГУЭП "Облкоммунэнерго" взысканы расходы, понесенные в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году, в размере 1 019 787 рублей 11 копеек.
Суд апелляционной инстанции 24 января 2006 года решение от 18 ноября 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 18 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 января 2006 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (статьи 15, 16, пункт 2 статьи 124, статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 44, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации указала на выполнение в полном объеме обязательств, возложенных на Министерство финансов Российской Федерации; на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения; незаконность действий Министерства финансов Российской Федерации либо его должностных лиц, повлекших причинение вреда истцу, не установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При отсутствии средств в бюджете государство не может рассматриваться как причинитель вреда, удовлетворение большого числа исков приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОГУЭП "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети2 в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании невозмещенных расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате электрической энергии во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 1 019 787 рублей 11 копеек.
Основанием иска указано на неисполнение Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов, понесенных истцом в 2004 году в связи с предоставлением в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате электрической энергии.
В обоснование своих требований истец представил: договор о порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 01.01.04, письмо ГУЭП "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети" N 23/1443 от 18.07.05, акты сверки, счета-фактуры, отчеты о сумме выпадающих доходов, платежные поручения, сопроводительные письма ГУЭП "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети", письмо Управления по экономике и финансам Администрации Ангарского муниципального образования N 04-02/767 от 27.07.05, письмо Главного финансового управления Иркутской области N 08-25/297 от 21.07.05, письмо Управления Федерального казначейства по Иркутской области N 16-31/04/3334 от 05.08.05.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения; незаконность действий Министерства финансов либо его должностных лиц, повлекших причинение вреда истцу, не установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством; на недоказанность факта причинения вреда действиями государственных органов или их должностных лиц, на то, что Министерство не является стороной по договору от 01.01.04 N 89/2004 (12/2004). Администрация Ангарского муниципального образования обязана была обеспечить возмещение расходов истцу исключительно в пределах субсидий, поступивших на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из федерального бюджета.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления Российской Федерацией в 2004 году Иркутской области субвенции в размере 268 540 000 рублей, перечисления Ангарскому муниципальному образованию 22 680 000 рублей, распределения указанных средств Ангарским муниципальным образованием в полном объеме, предоставления истцом в 2004 году льгот инвалидам по оплате электрической энергии, невозмещения истцу за оказанные услуги 1 019 787 рублей 11 копеек, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение от 18 ноября 2005 года, исходил из того, что недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации, в связи с чем понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 019 787 рублей 11 копеек являются обоснованными.
Указанная выше сумма составляет расходы ОГУЭП "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети" по предоставлению инвалидам льгот по оплате электрической энергии.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОГУЭП "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети".
В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 15, 16, 124, 125, 307, 309, 214, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.98 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах".
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 18 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30435/05-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 18 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N 19-30435/05-53 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 15, 16, 124, 125, 307, 309, 214, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.98 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. N А19-30435/05-53-Ф02-1813/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании