Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 26 апреля 2006 г. N А19-1357/05-24-45-Ф02-1789/06-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Аэропорт "Братск" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными решений от 04.11.2004 N 3408, от 11.11.2004 N 3409 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по Иркутской области, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция).
Решением от 15 февраля 2005 года заявленные требования удовлетворены, названные решения налоговой инспекции признаны недействительными и на налоговую инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 мая 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2005 года указанные судебные акты Арбитражного суда Иркутской области по настоящему делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Решением от 10 ноября 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 24 января 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, операции по предоставлению обществом государственному учреждению "Иркутская база авиационной охраны лесов" воздушных судов с экипажами для выполнения полетов в целях оказания услуг по осуществлению комплекса лесоохранных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Иркутской области не могут считаться услугами по тушению лесных пожаров и, соответственно, не подлежат освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Как полагает заявитель жалобы, авиационные работы, оказываемые обществом в рамках государственного контракта, являются самостоятельным видом работ, отличным от тушения пожаров, и облагается в соответствии со статьями 146, 153, 154 Налогового кодекса Российской Федерации налогом на добавленную стоимость.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления NN 16558, 16557 от 10.04.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело слушается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за июнь, июль 2004 года, по результатам которых вынесла решения от 04.11.2004 N 3408, от 09.11.2004 N 3409 о взыскании с общества, соответственно, налога на добавленную стоимость в сумме 73 627 рублей, пеней в сумме 1 034 рублей 69 копеек, штрафа в сумме 13 382 рублей 43 копейки по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и налога на добавленную стоимость в сумме 278 583 рубля, пеней в сумме 8 757 рублей 22 копейки, штрафа в сумме 55 716 рублей 60 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда о признании недействительными названных решений являются правильными.
Из материалов дела следует, что 28.04.2004 между государственным учреждением "Иркутская база авиационной охраны лесов" (учреждение) и обществом был заключен государственный контракт N 02-16-7, в соответствии с которым общество за плату предоставляет учреждению воздушные суда с экипажами для выполнения полетов в целях оказания услуг по осуществлению комплекса лесоохранных мероприятий и ликвидации чрезвычайных лесопожарных ситуаций на территории Иркутской области.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
В силу пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по предупреждению и тушению пожаров подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2002 N 373, лицензирование деятельности по предупреждению и тушению пожаров осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как подтверждается выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий лицензией N 1/02169, обществу на период с 03.09.2003 по 03.09.2008 предоставлено право осуществлять деятельность по предупреждению и тушению пожаров (том 2, л.д. 20).
Довод кассационной жалобы о том, что фактически деятельность по тушению пожаров осуществляет государственное учреждение "Иркутская база авиационной охраны лесов" (заказчик по контракту), получающая за данный вид работ (услуг) соответствующее бюджетное финансирование, несостоятелен.
Заказчик, осуществляя деятельность по организации охраны лесов от пожара, получает бюджетное финансирование, в том числе для расчетов с организациями, выполняющими работы (услуги) по тушению пожаров, в которые включается и авиационная разведка очагов пожара с воздушных судов, и их ликвидация.
Арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указаний суда кассационной инстанции всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им оценку и пришел к правильному выводу о правомерном применении обществом подпункта 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 10 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 24 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1357/05-24-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.19 п.3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС на территории РФ проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
Обществу доначислен НДС в связи с неправомерным применением указанной льготы.
По мнению налогового органа, операции по предоставлению налогоплательщиком государственному учреждению воздушных судов для выполнения полетов в целях ликвидации чрезвычайных лесопожарных ситуаций не являются услугами по тушению лесных пожаров, а, значит, подлежат налогообложению НДС в общем порядке.
Не согласившись с данным выводом, общество обратилось в суд. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию заявителя.
Федеральный арбитражный суд, рассматривая кассационную жалобу налогового органа, установил, что общество заключило договор с государственным учреждением, согласно которому предоставляет за плату учреждению воздушные суда для выполнения полетов в целях ликвидации лесопожарных ситуаций.
В отчетном налоговом периоде общество имело лицензию на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров.
Государственное учреждение, осуществляющее деятельность по организации охраны лесов от пожара, получает бюджетное финансирование, в том числе, для расчетов с организациями, выполняющими работы (услуги) по тушению пожаров.
Авиационная разведка очагов пожара с воздушных судов является составной частью деятельности по тушению пожаров. Следовательно, предоставление обществом учреждению воздушных судов для выполнения полетов в целях ликвидации лесоохранных ситуаций является оказанием услуг по тушению лесных пожаров и не подлежит налогообложению НДС.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил без изменения судебные акты нижестоящих инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2006 г. N А19-1357/05-24-45-Ф02-1789/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании