Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
24 октября 2007 г., 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 15 апреля, 26 июня, 16 декабря 2009 г., 21 апреля, 26 мая, 22 сентября, 15 декабря 2010 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 48 363 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 г. N 28/7-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
Введение
Областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа) разработана для продолжения решения приоритетных экологических проблем, реализуемых ранее программой "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2004 - 2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26.11.2003 N 32/18-ЗС.
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций-природопользователей. Планируемые объемы затрат на реализацию природоохранных мероприятий, осуществляемых организациями-природопользователями, ежегодно согласовываются.
Доходная часть областного бюджета обеспечена за счет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прогнозное поступление платы в областной бюджет составит от 130 до 150 млн. рублей ежегодно.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.
Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По данным государственной статистической отчетности, в 2004 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2003 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) - организованных.
Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, УсольеСибирское, Черемхово.
В 2004 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2003 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.
По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), УсольеСибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, УстьИлимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский). В водоемы области вместе со сточными водами за 2004 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2003 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2003 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2003 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2003 - 0,9), 91 кг ртути (2003 - 108 кг) и ряд других веществ.
В целях разработки механизмов компенсации высоких экологических издержек проведена инвентаризация объектов с накопленным экологическим ущербом на территории Иркутской области, находящихся в собственности муниципальных образований.
По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников. Только на первоочередные затраты, направленные на реконструкцию, капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации, потребуется примерно 1 миллиард рублей.
На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации, объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. Ориентировочно только на проектирование полигонов необходимы инвестиции в размере примерно 100 ,+-. рублей.
Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарноэпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.
Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.
По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО "Усольехимпром" и ОАО "Саянскхимпласт", которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.
В целях обеспечения радиационной безопасности территории Иркутской области и в рамках полномочий субъекта Российской Федерации предусмотрены мероприятия, направленные на организацию учета и контроля радиационных веществ и отходов и ведение радиационно-гигиенического паспорта на территории области.
Наряду с этим существует проблема, связанная с последствиями ядерных испытаний, проводимых на полигонах бывшего Советского Союза. Так, в зону радиоактивных выпадений вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы попали жители примерно 100 населенных пунктов Иркутской области. По экспертной оценке Минобороны, Минатома России, НПО "Тайфун", Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и других, население данных пунктов получило дозу внешнего облучения более 5 сантиЗиверт (сЗв), что сказывается на состоянии здоровья и в настоящее время, а также позволяет в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" получить из федерального бюджета целевые средства на реализацию мер социальной и медицинской поддержки жителей, испытавших радиационное воздействие вследствие ядерных испытаний. С этой целью необходимо уточнить, собрать и оформить для представления на федеральный уровень доказательный материал о накопленных дозах облучения, уровнях потери здоровья.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:
- экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;
- неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;
- критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- отсутствие системы вторичной переработки отходов.
Анализ поступивших материалов требует принятия конкретных и срочных действий администрации области и муниципальных образований по разработке программы на среднесрочный период (2006 - 2010 гг.), носящей межмуниципальный характер.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение реализации первоочередных мер по охране окружающей природной среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области как необходимых условий повышения качества жизни населения.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- снижение влияния промышленных выбросов, сбросов загрязняющих вредных веществ на состояние воздушного бассейна, водных объектов и почв;
- совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения Иркутской области;
- повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей природной среды;
- обеспечение радиационной безопасности.
В программу включены природоохранные мероприятия, имеющие межмуниципальный характер и дающие конкретный экологический эффект. При отборе природоохранных мероприятий учитывалось наличие проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 г. N 28/7-ЗС в раздел "Объем и источники финансирования программы" настоящего приложения внесены изменения
Объем и источники финансирования программы
Реализация программы предусматривает финансирование из областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций - природопользователей. Всего на реализацию мероприятий программы запланировано 6 725,219 млн. руб., в том числе:
- областной бюджет - 434,819 млн. рублей;
- предполагаемые собственные средства организаций - природопользователей - 6290,4 млн. рублей.
Механизм реализации программы
Мероприятия программы (приложение 1 к программе) будут реализованы за счет средств областного бюджета.
Выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Приобретаемое в рамках настоящей программы имущество поступает в установленном порядке в государственную собственность Иркутской области.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Мероприятия программы (приложение 2 к программе) будут реализованы за счет предполагаемых собственных средств организаций - природопользователей.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 г. N 9/22-ЗС в раздел "Контроль за ходом реализации программы" настоящей программы внесены изменения
Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляют государственные органы Иркутской области в пределах полномочий и в установленном порядке.
Оценка экологической эффективности реализации программы
Реализация мероприятий в рамках программы позволит осуществить следующее:
- продолжить процесс по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- улучшить условия жизнедеятельности населения;
- обеспечить системный подход к решению экологических проблем;
- привлечь внимание общества к проблемам охраны окружающей среды.
Произойдет снижение техногенной нагрузки на существующую экосистему, а также снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 8,6 тыс. тонн, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - на 11,2 тыс. тонн. Будет вовлечено в повторное производство 565 тыс. тонн отходов в год.
После введения в эксплуатацию КОС г.Байкальска и внедрения замкнутого водооборота на Байкальском ЦБК объем сбросов загрязненных сточных вод сократится на 38,5 млн. куб.м/год, что составит примерно 4% от общего объема сбросов сточных вод на территории Иркутской области, а объем потребления свежей воды сократится на 3,6 млн. куб.м/год (0,3% от общего объема водопотребления).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.