В целях развития системы мер экономического, правового, социального, информационного, образовательного, культурного и организационного характера, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации в сфере семьи, материнства, отцовства, детства и защиты прав и законных интересов детей, руководствуясь статьей 38(1) Устава Иркутской области:
1. Утвердить концепцию осуществления государственной семейной политики в Иркутской области на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция семейной политики).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Иркутской области использовать положения Концепции семейной политики при решении вопросов местного значения.
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию в газете "Областная".
И.о. главы администрации
Иркутской области |
С.Ю.Некрасов |
Концепция
осуществления государственной семейной политики
в Иркутской области на 2006 - 2010 годы
(утв. Распоряжением администрации Иркутской области
от 19 июня 2006 г. N 272-РА)
Государственная политика в отношении семьи, материнства, отцовства и детства, защиты прав и интересов детей, поддержки детства - система мер экономического, правового, социального, медицинского, информационного, образовательного, культурного и организационного характера, направленных на стабилизацию и последовательное улучшение ситуации в сфере семьи, материнства, отцовства, детства и защиты прав и законных интересов детей.
В настоящее время институт семьи переживает значительные трудности, обусловленные рядом социальных факторов: низкой материальной обеспеченностью и ухудшением здоровья населения; недостаточной эффективностью работы по планированию семьи; криминализацией подростковой среды; ослаблением духовно-нравственных ориентиров в семейных отношениях; отсутствием систематической пропагандистской и культурно-просветительной работы по укреплению семьи; жилищными проблемами.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в семьях проживало 2 миллиона 301 тысяча жителей Иркутской области. В Иркутской области насчитывается около 727 тысяч семей, в том числе 418 тысяч семей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
В Иркутской области, как и во всей России, наблюдается падение рождаемости. Больше половины семей (62%) имеют всего по одному ребенку. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49, тогда как для простого воспроизводства населения необходим показатель 2,14 - 2,15.
Снижение рождаемости повлияло на возрастную структуру населения. Наблюдается процесс демографического старения. Средний возраст жителя Иркутской области на начало 2005 года составил 35,7 лет, в том числе у мужчин - 33,4 года, у женщин - 37,8 лет.
Показатели репродуктивного поведения семей говорят о том, что трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семьи и гарант обеспеченной старости родителей.
Количество семей, имеющих трех и более детей, с каждым годом сокращается. В 2002 году в Иркутской области в многодетных семьях проживало 104 364 ребенка, что составляет 16 % от общего количества детей. В настоящее время на территории Иркутской области 15 475 многодетных семей, в которых проживает 51 737 детей, что составляет 9 % от общего количества детей.
Все больше семей относится к неполным - 84,9 тысяч. Всего в неполных семьях воспитываются 112 тысяч детей и подростков.
В Иркутской области, так же, как и по Российской Федерации в целом, отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков.
Малодетные и бездетные семьи, разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.
Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи. Дети и их социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры. Значимость, привлекательность и устойчивость традиционной детной семьи зримо снижаются.
Социально-экономический потенциал семьи находится в прямой зависимости от количества детей. По состоянию на 1 января 2006 года 191 281 семья являлась получателем детских пособий, то есть имела среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Вместе с тем в Иркутской области накоплен достаточно большой опыт в решении проблем семьи. Так, в 2001 году в Иркутской области была разработана и принята Концепция государственной семейной политики на 2001 - 2005 годы, которая определила основные направления деятельности администрации области в сфере укрепления института семьи.
К разработке Концепции государственной семейной политики в Иркутской области на 2001 - 2005 годы были привлечены представители органов государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления, общественные объединения.
Логическим продолжением реализации семейной политики в регионе стала разработка и реализация Регионального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе в Иркутской области на 2002 - 2005 годы.
Разработка и принятие этих документов, особенно контроль за их реализацией, явились весьма эффективными средствами привлечения внимания к проблемам семьи, материнства, отцовства и детства.
В результате работы, проводимой органами управления здравоохранением, учреждениями здравоохранения в области охраны репродуктивного здоровья женщин, отмечалась стойкая тенденция к снижению абортов во всех возрастных группах (с 60% до 37,6%), увеличилось число родов с 37,4% до 58%.
Реализация социально-значимых программ, направленных на поддержку и укрепление женщин и семьи позволила снизить материнскую смертность в 3,5 раза, перинатальную смертность - на 27,9 %, раннюю неонатальную смертность - на 47,3%.
Произошло значительное снижение уровня беспризорности и безнадзорности в Иркутской области с 2002 года по 2005 год: беспризорных - на 94,1 %, безнадзорных - на 74,9 %.
Опыт реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 марта 2005 года N 7/26-ЗС (далее - программа), показал, что в целом программа является своевременным и эффективным инструментом по выработке механизмов улучшения жилищных условий молодых семей. На 1 января 2006 года 623 молодые семьи Иркутской области выразили желание участвовать в программе, 250 семей уже оформили кредиты, 130 - переехали в новое жилье.
Особенностью оздоровления детей за пятилетний период стал переход к круглогодичности его организации. В Иркутской области оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства, из сезонной акции перешло в целенаправленный непрерывный процесс.
Концепция осуществления государственной семейной политики в Иркутской области на 2006 - 2010 годы (далее - концепция) разработана с учетом социального состояния, тенденций и перспектив развития института семьи в Иркутской области. В контексте данного документа семья рассматривается не только как объект, но и как субъект семейной политики.
Концепция исходит из признания ценности семьи для жизни и развития человека, важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимости учета интересов и социальной поддержки семьи и детей.
Настоящая концепция содержит основные стратегии и механизмы активного развития социального здоровья семьи на основе совершенствования отношений семьи и государства, а также реализации прав и потребностей семьи как с привлечением внешних ресурсов, так и мобилизации ее внутреннего потенциала. Кроме того, сегодня необходимо не только разрабатывать новые программы, но и вырабатывать новые механизмы реализации этих программ, в том числе предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и финансирования организаций, реализующих программы помощи семье, а также инновационные результативные формы и методы взаимодействия с семьей.
I. Цели и задачи Концепции
Основной целью деятельности органов государственной власти в отношении семьи, материнства, отцовства и детства является поддержка органами государственной власти института семьи, повышение его роли и значения, обеспечение необходимых условий для реализации семьей репродуктивной, воспитательной, социальной, экономической и других ее функций.
Достижение этой цели требует специальной поддержки со стороны общества и органов государственной власти успешной семьи, поощрение семей с детьми.
Ориентация на успешную семью не предполагает дискриминации других типов семей или отказа им в поддержке. Это означает право общества на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в наибольшей степени отвечает общественным интересам. То есть семейная политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в неблагоприятных стрессовых ситуациях, является укрепление семьи и семейного образа жизни вообще, распространение такого социально-экономического, социокультурного явления, как успешная семья.
Концепция современного уровня предусматривает следующие долгосрочные задачи и меры:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, молодежной политики, культуры, защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
2. Мобилизация финансовых ресурсов в целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в обеспечении жильем и т.д.).
3. Формирование эффективного механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости трудоспособных членов семьи.
4. Обеспечение организационных и материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства.
5. Создание условий для обеспечения единства и преемственности воспитательного и образовательного процессов, организация осуществления в установленном порядке деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Использование творческого потенциала семьи в развитии общества.
7. Развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование в соответствии с законодательством системы социальной поддержки.
8. Совершенствование и развитие в соответствии с законодательством системы социальной поддержки семьи с объективно пониженными внутренними ресурсами и семьи, находящейся в социально опасном положении. Создание в соответствии с законодательством разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для выхода из кризиса и дальнейшего развития.
9. Укрепление различных форм деятельности в поддержку семьи: государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, средств массовой информации.
10. Формирование благоприятного общественного мнения о семье и семейном образе жизни, содействие пропаганде семейных ценностей.
11. Создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей.
12. Создание условий для развития малых форм предпринимательства в отношении семей, проживающих в сельской местности.
II. Принципы семейной политики
Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства основывается на принципах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о правах ребенка, в частности:
1. Принцип права семьи как естественной и основной ячейки общества на защиту со стороны общества и государства.
2. Принцип приоритетности предоставления охраны и помощи в отношении семьи при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.
3. Принцип предоставления особой охраны матерям в течение разумного периода до и после родов.
4. Принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положении или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.#
5. Принцип защиты детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации.
6. Принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
III. Основные направления Концепции
Деятельность органов государственной власти Иркутской области в отношении семьи, материнства, отцовства и детства должна быть направлена на достижение поставленных целей и задач в соответствии с вышеизложенными принципами и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
1. Создание условий для экономической самостоятельности семей, улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи:
1) содействие в соответствии с законодательством трудоустройству граждан, обратившихся в органы службы занятости, организация проведения оплачиваемых общественных работ, в том числе в отношении безработных из числа одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, женщин, несовершеннолетней молодежи;
2) оказание услуг гражданам по профессиональной ориентации, юридической и психологической поддержке, в том числе при участии в программах социальной адаптации, специализированных курсах и организационных мероприятиях;
3) в соответствии с законодательством разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства, в том числе в отношении одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, женщин, молодежи и др.;
4) организация в соответствии с законодательством временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
2. Обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни:
1) обеспечение в соответствии с законодательством государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Иркутской области;
2) содействие формированию у каждого члена гражданского общества чувства ответственности за состояние своего здоровья, в том числе репродуктивного, а также за состояние здоровья всех членов своей семьи;
3) содействие созданию новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
4) содействие совершенствованию системы профилактических осмотров с целью активного выявления нарушений состояния здоровья;
5) содействие вовлечению мужчин в решение проблем охраны здоровья семьи, повышение их ответственности и роли в семье;
6) использование средств досуга и массовой информации для привлечения внимания общественности к вопросам здоровья членов семьи;
7) организация в соответствии с законодательством медико-генетического консультирования лиц, вступающих в брак, и семей с нарушением репродуктивной функции с целью профилактики врожденных пороков развития и наследственности заболеваний;
8) организация общественных просветительских кампаний по вопросам безопасного материнства, планирования семьи, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-СПИД, ответственного сексуального поведения, подростковой беременности, заболеваний репродуктивной системы, профилактики и ранней диагностики онкологических заболеваний;
9) содействие обеспечению первоочередного развития служб охраны материнства и детства, планирования семьи в системе здравоохранения;
10) содействие реализации специальных научных исследований по вопросам охраны репродуктивного здоровья семьи.
3. Оказание помощи семье в области воспитания и образования детей:
1) осуществление дифференцированного подхода к семье, организация диагностической работы по изучению воспитательного потенциала семей;
2) содействие объединению и координации усилий заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи, образования, готовых к защите прав и интересов детей;
3) пропаганда и распространение среди родителей педагогической культуры, организация разработки программ самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для родителей;
4) содействие внедрению новых эффективных форм и методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание в отношении семьи и детей, организация оказания помощи семье в эффективной социальной адаптации детей;
5) содействие совершенствованию культуры родительства, использование успешного российского и зарубежного опыта в данной сфере;
6) усиление помощи родителям в выборе желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания, содействие развитию сети дошкольных образовательных учреждений;
7) развитие сети доступных для всех семей образовательных учреждений дополнительного образования детей в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков;
8) создание условий по реализации права каждой семьи на занятия физической культурой и спортом;
9) проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;
10) формирование культуры семейного досуга, создание условий для реализации творческого и духовного потенциала семьи;
11) организация формирования у учащихся образовательных учреждений осознанного ответственного отношения к будущему родительству через содействие включению в учебные планы образовательных учреждений основ семейного законодательства, содействие внедрению образовательных программ по основам здорового образа жизни;
12) содействие привлечению образовательных учреждений к разработке и реализации программ работы с семьей, направленных на популяризацию опыта успешных семей, пропаганду детного образа жизни, возрождение и развитие семейных традиций;
13) организация предоставления на базе учреждений культуры услуг по организации семейного отдыха.
4. Создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального сиротства, детской безнадзорности:
1) совершенствование нормативно-правовой базы и обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) содействие развитию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
3) реализация мер профилактики социального неблагополучия семьи;
4) содействие развитию информационных источников и технологий, пропагандирующих приоритетность семейных форм воспитания и разъясняющих процесс устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;
5) содействие разработке модели социально-психологического, правового сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей;
6) содействие совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей, по вопросам их семейного устройства и воспитания;
7) совершенствование форм взаимодействия органов и организаций по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
8) содействие разработке и внедрению рекомендаций, методов и проектов по профилактике безнадзорности и социального сиротства;
9) совершенствование инфраструктуры органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
10) содействие обеспечению предупреждения и профилактики насилия в семье, в том числе жестокого обращения с детьми;
11) содействие оказанию социальной и психологической помощи лицам, подвергшимся насилию в семье, либо лицам, в отношении которых существует угроза такого насилия.
5. Развитие системы комплексной социальной помощи семье:
1) обеспечение дальнейшего развития сети учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание в отношении семьи и детей; укрепление их материально-технической базы;
2) развитие сети учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание в отношении престарелых и инвалидов;
3) организация предоставления мер социальной поддержки семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на основе адресного и заявительного принципов;
4) содействие созданию социально-экономических условий для реализации личностного потенциала молодых инвалидов;
5) содействие использованию ресурсов общественных организаций для расширения сферы услуг, предоставляемых семье;
6) содействие разработке и внедрению новых социальных технологий, ориентированных на успешную семью;
7) организация социальной работы по технологии "телефона доверия";
8) содействие сохранению и развитию материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления, содействие развитию семейных форм отдыха, досуга и творчества;
9) содействие созданию и внедрению программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с отклонениями физического и умственного развития;
10) организация постоянного мониторинга и анализа состояния семьи в Иркутской области; организация подготовки государственного доклада о положении молодежи в Иркутской области - "Молодежь Иркутской области";
11) содействие использованию научного потенциала региона для разработки различных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики.
6. Создание условий для поддержки молодой семьи:
1) организация в соответствии с законодательством разработки и реализации областных и муниципальных программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей и семей, имеющих детей, а также льготное кредитование и субсидирование семей, имеющих детей, осуществляющих строительство и приобретение жилья в собственность;
2) содействие развитию сети организаций для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив, молодежные биржи труда, службы психологической помощи);
3) оказание информационно-методической помощи молодой семье в воспитании детей и гармонизации семейных отношений.
7. Подготовка специалистов, работающих с семьей:
1) совершенствование системы подготовки кадров социальных работников, психологов, юристов, врачей различной специализации и других специалистов для обеспечения работы организаций, работающих с семьей;
2) организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы, распространения инновационных технологий работы с семьей;
3) содействие созданию областного методического центра для подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и спорту.
8. Формирование общественного мнения и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики:
1) организация разработки системы организационных и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации семейных ценностей, здорового образа жизни и традиций здоровой семейной жизнедеятельности; выпуск в различных видах средств массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам семейной политики;
2) содействие общественным организациям в создании условий для более широкого вовлечения инвалидов, детей-инвалидов и членов их семей в регулярные занятия адаптативным спортом;
3) содействие формированию позитивного отношения семьи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
4) содействие развитию сотрудничества, укреплению партнерских отношений государственной органов, органов местного самоуправления, организаций, а также этнических культурных центров и представительств различных конфессий в области семейной политики.#
IV. Организационные и финансовые механизмы
реализации основных направлений Концепции
Включение механизмов реализации Концепции предполагает обеспечение последовательного достижения целей, обозначенных в настоящем документе и определяющих направления деятельности органов государственной власти и организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере семьи, материнства, отцовства и детства. К числу таких механизмов относятся:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия успешного функционирования семьи;
2) разработка и реализация в установленном порядке областных и муниципальных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в областные программы экономического, социального и культурного развития;
3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на укрепление социального института семьи;
4) содействие использованию и распространению социальной и демографической статистики;
5) совершенствование менеджмента учреждений социального обслуживания;
6) оказание в установленном порядке методического и финансового содействия обеспечению научного изучения различных аспектов жизнедеятельности семьи;
7) содействие реализации совместных программ взаимодействия специалистов в сферах социальной работы, образования, здравоохранения и правопорядка, координация услуг социальных, медицинских и образовательных учреждений.
V. Ожидаемые результаты
Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей.
Реализация Концепции позволит:
1. Совершенствовать управление процессом становления и функционирования семьи как элемента социальной структуры Иркутской области.
2. Укрепить материальное положение, нравственное, физическое и духовное здоровье семьи, детей.
3. Более полно реализовывать репродуктивные функции семьи, тем самым улучшить демографическую ситуацию в Иркутской области.
4. Снизить младенческую и материнскую смертность, частоту врожденных пороков развития и генетических заболеваний у детей.
5. Создать условия для воспитания в семье детей-инвалидов и успешной последующей их интеграции в общество.
6. Сократить масштабы социального сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
7. Обеспечить преимущественное воспитание в семейных условиях детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Сформировать благоприятное общественное мнение о семье, семейном образе жизни и семейных ценностях.
Заместитель
главы администрации
Иркутской области |
С.В.Круть |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Иркутской области от 19 июня 2006 г. N 272-РА "О концепции осуществления государственной семейной политики в Иркутской области на 2006 - 2010 годы"
Текст Распоряжения опубликован в газете "Областная" от 28 июня 2006 г. N 42