Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 4 июля 2006 г. N А19-43548/05-11-Ф02-3206/06-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Пластик" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 17.11.2005 N 11/1-33-145 Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску (налоговая инспекция) в части привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 133 889 рублей 20 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 856 046 рублей 33 копейки, пеней в сумме 197 696 рублей 4 копейки, а также недействительным требования N 68986 налоговой инспекции в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 856 046 рублей 33 копейки и пени в сумме 197 696 рублей 4 копейки.
Решением от 9 февраля 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19 апреля 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, сумма налога на добавленную стоимость по исправленным счетам-фактурам должна быть предъявлена к вычету в том налоговом периоде, когда в соответствующие счета-фактуры внесены исправления в установленном законодательством порядке.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам исполнения и соблюдения законодательства о налогах и сборах (кроме единого социального налога и налога на доходы физических лиц) за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 25.10.2005 N 11/1-33-145 и вынесла решение от 17.11.2005 N 11/1-33-145 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 133 889 рублей 20 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2 286 рублей 70 копеек по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации и предложила уплатить в бюджет указанные суммы штрафов, налог на добавленную стоимость в сумме 970 097 рублей 18 копеек и пени в сумме 229 556 рублей 10 копеек за неуплату указанного налога.
Требованием N 68986 налоговая инспекция предложила обществу в добровольном порядке уплатить в бюджет доначисленные по результатам проверки суммы налога и пеней.
Вывод суда о признании названных решения и требования, соответственно, незаконным и недействительным является правильным.
Пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения либо приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как следует из оспариваемого решения налоговой инспекции, основанием для признания неправомерным применения налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость явилось несоответствие представленных им счетов-фактур требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налоговой инспекцией подтверждается факт представления обществом до вынесения указанного решения исправленных счетов-фактур.
Согласно пункту 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
В пункте 8 указанных Правил указано, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Следовательно, указанными Правилами установлен исключительный перечень обстоятельств, являющихся основанием для регистрации налогоплательщиком полученных счетов-фактур в книге покупок в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению), и внесение изменений в счет-фактуру не отнесено к указанным обстоятельствам.
Поэтому арбитражный суд, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к правильному выводу о том, что дата внесения исправлений в счета-фактуры не имеет юридического значения для определения налогового периода, в котором налогоплательщик вправе предъявить к вычету уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 9 февраля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 19 апреля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43548/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
В пункте 8 указанных Правил указано, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Следовательно, указанными Правилами установлен исключительный перечень обстоятельств, являющихся основанием для регистрации налогоплательщиком полученных счетов-фактур в книге покупок в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению), и внесение изменений в счет-фактуру не отнесено к указанным обстоятельствам."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2006 г. N А19-43548/05-11-Ф02-3206/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании