Решение городской Думы города Усолье-Сибирское Иркутской области
от 29 июня 2006 г. N 89/4
"Об утверждении городской целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД на 2007 - 2009 г.г."
11 ноября 2008 г.
Заслушав и обсудив информацию главного специалиста отдела здравоохранения комитета по социально-культурным вопросам администрации города Кошелева Е.А. об эпидемической ситуации по ВИЧ/СПИД на территории города, городская Дума отмечает, что болезненность по ВИЧ-инфекции в городе на 01.05.2006 г. составила 830 случаев, что составляет 932,6 на 100 тыс. населения. Этот показатель выше среднеобластного показателя, показателя по Сибирскому округу и по РФ. Данный показатель второй по области после г. Иркутска. Число ВИЧ-инфицированных в городе в течение 6-и последних лет выросло почти в 6 раз, а показатель заболеваемости на 100 тысяч населения и темпы его ежегодного прироста опережают аналогичный в Иркутской области, Сибирском регионе и Российской Федерации. Основная масса ВИЧ-инфицированных в возрасте от 15 до 39 лет.
В эпидемический процесс вовлечены все социальные группы населения. С каждым годом увеличиваются темпы роста рождения детей ВИЧ-позитивными женщинами. Часто в последующем это отказные дети. В последние 3 года происходит перераспределение парентерального и полового путей заражения в пользу последнего. В связи с ростом полового пути передачи ВИЧ-инфекции изменяется и возрастная структура заразившихся за счет вовлечения в эпидемический процесс более старших возрастных групп. Исходя из анализа эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИД на территории города, прогноз на ближайшие годы неблагоприятный. В ближайшие годы существует реальная угроза пикового роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, роста числа детей, рожденных от ВИЧ-позитивных матерей, резкого роста числа ВИЧ-инфицированных в стадии СПИД. Прогнозируется увеличение объемов соматической медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях города пациентам с ВИЧ-инфекцией. При этом материально-техническая база существующего в городе клинико-диагностического кабинета СПИД, лечебных учреждений не отвечает потребностям по выполнению объемов работы с ВИЧ-инфицированными пациентами. Возрастает риск внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией, в том числе и для медицинского персонала. Остро стоит проблема переоснащения СПИД-лаборатории, обеспечение ее тест-системами.
Учитывая ситуацию и социальную важность проблемы, вопросы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией должны быть отнесены к числу приоритетных и их финансирование должно предусматриваться при формировании бюджета города. Городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Анти-ВИЧ/СПИД на 2007 - 2009 г.г.".
2. Считать финансирование данной программы приоритетным и рекомендовать финансовому управлению администрации города осуществлять финансирование программы в полном объеме.
3. Контроль за выполнением решения Думы возложить на председателя комитета по социально-культурным вопросам - заместителя главы администрации города Лис Л.А.
Мэр города |
А.В.Крушинский |
Городская целевая программа
"Анти-ВИЧ/СПИД на 2007 - 2009 г.г."
(утв. Решением городской Думы г.Усолье-Сибирское
Иркутской области от 29 июня 2006 г. N 89/4)
11 ноября 2008 г.
Паспорт программы
"Анти-ВИЧ/СПИД на 2007 - 2009 г.г."
/---------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование программы |Городская целевая программа "Анти-ВИЧ/СПИД на 2007 - |
| |2009 годы" |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Заказчик программы |Администрация города Усолье-Сибирское |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Система организации |Информация о ходе реализации Программы представляется|
|контроля за исполнением |в установленном порядке. Предусматривается проведение|
|программы |систематического мониторинга выполнения Программы и, |
| |при необходимости, ее корректировки межведомственной |
| |комиссией по предупреждению распространения |
| |ВИЧ-инфекции. Основные направления и отдельные |
| |разделы Программы ежегодно будут корректироваться с |
| |учетом эпидемиологической обстановки, а также |
| |социально-экономического положения города. |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Основной разработчик |МУ "Департамент здравоохранения г.Усолье-Сибирское" |
|программы | |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Основной источник |Городской бюджет |
|финансирования программы | |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Порядок финансирования |Согласно срокам и этапам реализации программы. При |
| |неполном исполнении финансирования программы в |
| |текущем году, средства переходят на следующий год. |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Основные цели программы |1. Противодействие дальнейшему распространению |
| |ВИЧ-инфекции. |
| |2. Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их |
| |семей и лиц, подвергающихся риску заражения при |
| |исполнении служебных обязанностей. |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Основные задачи программы |1. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и|
| |борьбе с ВИЧ-инфекцией. |
| |2. Развитие системы информирования населения о |
| |доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции. |
| |3. Совершенствование эпидемиологического надзора за |
| |распространение ВИЧ-инфекции, контроля за проведением|
| |профилактических и противоэпидемических мероприятий.#|
| |4. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, |
| |донорской крови. |
| |5. Совершенствование диагностики и лечения |
| |ВИЧ-инфекции. |
| |6. Подготовка кадров по вопросам диагностики, |
| |клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики |
| |ВИЧ-инфекции. |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Сроки реализации |2007 - 2009 годы. |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Ожидаемые результаты |1. Ограничение темпов распространения ВИЧ-инфекции. |
| |2. Повышение уровня образования широких масс |
| |населения по вопросам ВИЧ-инфекции. |
| |3. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций. |
| |4. Внедрение современных методов диагностики |
| |ВИЧ-инфекции. |
| |5. Обеспечение квалифицированной медицинской помощью,|
| |современными методами лечения ВИЧ-инфицированных и |
| |больных СПИДом. |
| |6. Увеличение периода трудоспособности ВИЧ-инфициро- |
| |ванных. |
| |7. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и|
| |борьбе со СПИДом. |
|---------------------------+-----------------------------------------------------|
|Основания для разработки |1. Закон РФ от 24.02.1995 г. N 38 "О предупреждении |
|программы |распространения в Российской Федерации заболевания, |
| |вызываемого вирусом иммунодефицита человека |
| |(ВИЧ-инфекции)". |
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Реквизиты "от 24.02.1995 г. N 38" следует читать как "от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ"
| |2. Решение коллегии МЗ РФ от 30.05.2000 г. "О задачах|
| |органов управления и учреждений здравоохранения по |
| |противодействию распространения ВИЧ-инфекции в РФ". |
| |3. Городская социальная программа "Анти-СПИД на |
| |2004 - 2006 годы", утвержденная решением городской|
| |Думы от 02.02.2004 г. |
\---------------------------------------------------------------------------------/
Содержание проблемы
и обоснование необходимости
ее решения программными методами:
Болезненность по ВИЧ-инфекции по городу (из числа взятых на Д/У) на 01.05.2006 г. составила 830 случаев, что составляет 932,6 на 100 тыс. населения. Этот показатель выше среднеобластного показателя (758,3 на 100 тыс. населения), показателя по Сибирскому округу (206,5 на 100 тыс. населения) и по РФ (224,5 на 100 тыс. населения). Данный показатель второй по области. Выше только в г.Иркутске, где он на 01.07.2005 г. составлял 1419,0 на 100 тыс. населения.
Показатели
прироста числа ВИЧ-инфицированных
(из числа взятых на Д/учет)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 4 мес. 2006 |
|
Число ВИЧ-инфицированных всего: |
167 | 391 | 526 | 625 | 706 | 791 | 830 |
"Число ВИЧ-инфицированных"
Динамика
роста показателя ВИЧ-инфицированных
(на 100 тыс. населения)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 4 мес. 2006 |
|
Показатель на 100 тыс. населения: город |
161,0 | 378,8 | 523,4 | 610,3 | 792,7 | 868,96 | 932,6 |
Иркутская область | 248,7 | 373,3 | 485,6 | 581,6 | 713,8 | 758,3 (июнь) |
Нет данных |
Сибирский регион | 60,4 | 100,3 | 142,4 | - | 194,6 | 206,5 (июнь) |
Нет данных |
Российская Федерация |
38,8 | 98,1 | 146,4 | 169,7 | 209,6 | 224,5 (июнь) |
Нет данных |
"Динамика роста показателя ВИЧ-инфицированных"
Из представленных таблиц и графиков видно, что в городе число ВИЧ-инфицированных в течение 6-и последних лет выросло почти в 6 раз, а показатель заболеваемости на 100 тысяч населения и темпы его ежегодного прироста опережают аналогичный в Иркутской области, Сибирском регионе и Российской Федерации.
Соотношение
по полу среди вновь взятых на Д/учет ВИЧ-инфицированных
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 4 мес. 2006 |
|
Соотношение по полу муж./жен. (из числа вновь взятых на "Д" учет) |
2,7/1 | 1,8/1 | 1,5/1 | 1,3/1 | 1/1 | 1/1 | 1/1 |
На 01.01.2006 г. состоит на "Д" учете (все группы учета) мужчин - 534, женщин - 305.
Возрастной состав
(на момент взятия на "Д" учет)
Возраст | 0-3 | 4-14 | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55 и старше |
Число ВИЧ-инфици- рованных |
5 | 6 | 170 | 320 | 167 | 90 | 47 | 23 | 8 | 5 | 1 |
Из таблицы видно, что основная масса ВИЧ-инфицированных в возрасте от 15 до 39 лет. Численность населения города в этих возрастных группах представлена ниже:
Возраст | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 |
Число населения | 7231 | 7469 | 7246 | 6717 | 5558 |
Из этих таблиц следует, что в этих возрастных группах пораженность ВИЧ-инфекцией значительно выше, к примеру, в возрастной группе 20-24 года четверо из ста усольчан ВИЧ-инфицированы (4,3%). И это при том, что истинная цифра ВИЧ-инфицирования в разы выше. Для информации: по мнению аналитиков ведущих спецслужб мира при пораженности ВИЧ-инфекцией от 1% до 2% населения населения - существует реальная угроза существования нации как таковой.# Если еще учитывать многолетний отрицательный естественный прирост населения, то будущее представляется только в темном цвете.
Социальный статус ВИЧ-инфицированных
Основная масса ВИЧ-инфицированных - неработающее население. Представлены все слои общества - и учащиеся, и студенты, и работающие на промышленных предприятиях, и частные предприниматели, и представители силовых структур.
Дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей
Всего с момента регистрации в 1999 г. - 64 человека (в т.ч. в 2005 г. - 18). При этом с каждым годом идет рост рождения детей ВИЧ-позитивными женщинами. Если в 2001 г. рождено ВИЧ-позитивными женщинами 3 ребенка, то в 2005 г. - 18 детей. Причем, только 7 из них получили полный курс АРВТ, что наглядно свидетельствует о том, кто у нас рожает. Достаточно часто в последующем - это отказные дети. На 01.01.2006 г. отказных детей - 18 человек.
Умерло ВИЧ-инфицированных
Достоверно известно, что всего с 1999 г. умерло 114 ВИЧ-инфицированных горожан, в т.ч. в 2005 г. - 27 человек.
По путям заражения
В последние 3 года происходит перераспределение парентерального и полового путей заражения в пользу последнего. При этом половой путь заражения твердо занимает 2-е ранговое место среди всех путей передачи. По итогам 2005 г. половым путем из числа вновь выявленных заражено ~ 50% пациентов. В связи с ростом полового пути передачи ВИЧ-инфекции изменяется и возрастная структура заразившихся за счет вовлечения в эпидемический процесс более старших возрастных групп. Так, если в 2000 г. преобладали вновь выявленные ВИЧ-инфицированные в возрастной группе 15-19 лет (36,5%), то в 2003 г. доля вновь выявленных ВИЧ-инфицированных в этой возрастной группе составила уже 19%, в 2004 г. - 9,2%, а за 2005 г. - 5%. В декабре 2005 г. впервые зарегистрирован ВИЧ-инфицированный в возрасте 66 лет! Этот возрастной сдвиг объясняется тем, что профилактическая работа в молодежной среде достигает своей цели. Но эти же цифры говорят и о том, что до населения старших возрастных групп мы "не дошли". Чтобы достучаться до старших возрастных групп, надо шире использовать возможности местных ТV-каналов, газет, радио. Но у нас на это как всегда нет денег.
Приверженность к лечению
В 2005 г. нуждалось в АРВТ 8 человек (из них 4 - дети), но реально ее получали только 4 человека (из них 2 - дети). Это наглядный пример отношения ВИЧ-инфицированных к своему здоровью, своей жизни, жизни своих детей. Что же говорить о здоровье и жизни здоровых, которых они заведомо заражают, вступая с ними в половые контакты, не предупреждая о своем заболевании.
Признаками эпидемиологического неблагополучия за отчетный период являются:
- Активизация полового пути передачи.
- Активное вовлечение в эпидемиологический процесс женщин фертильного возраста (они составляют более 60 % среди лиц, заразившихся половым путем).
- Пораженность ВИЧ-инфекцией групп риска: наркопотребителей - более 6%, беременных - 1,3% (в 2004 г. - 0,6%). Согласно оценочным критериям ВОЗ данные показатели свидетельствуют о переходе эпидемии ВИЧ/СПИД из концентрированной в генерализованную стадию.
- Увеличение числа новорожденных от ВИЧ-позитивных женщин. Общее число рожденных ими детей составило 64 чел., из них в 2005 г. - 18 чел. (из них один - мертворожденный). Процент ВИЧ-инфицирорванных# среди родивших женщин - 1,75%. В 2004 г. он был менее 1%.
- Рост числа вновь выявленных ВИЧ-инфицированных в более старших возрастных группах.
Прогноз на ближайшие годы
Исходя из анализа ситуации по ВИЧ-инфекции в городе, области, учитывая опыт других стран, можно с большой долей вероятности говорить о следующем:
- В обозримом будущем ситуация по заболеваемости ВИЧ/СПИД в лучшую сторону не изменится. Наоборот, в связи с ростом полового пути передачи (по данным эпидрасследования в 2005 г. парентеральным путем заразилось 22 человека, половым путем - 30 человек) и вовлечением в эпидемический процесс всех социальных, всех возрастных групп населения, в ближайшие годы существует реальная угроза пикового роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией.
- Ежегодно число детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями будет неуклонно возрастать, а значит, будет увеличиваться число отказных детей со всеми вытекающими отсюда финансовыми затратами.
- В ближайшие годы (2008 - 2010) резко возрастет число ВИЧ-инфицированных в стадии СПИД, что потребует от города значительных финансовых затрат на их лечение (стоимость только годового курса монотерапии на одного больного ВИЧ/СПИД - от $ 1000 до 10000, в зависимости от стадии процесса). При этом ни федерального, ни областного финансирования на эти цели не предусматривается, что следует из соответствующих писем, полученных из ГУЗ ИО в 2004 - 2005 г.г.
- Пиковый рост смертности среди ВИЧ-инфицированных мы рассчитываем получить уже к 2010 году.
К сожалению, здравоохранение города в настоящее время не готово к этому ни в плане оснащения, ни в финансовом плане.
В ближайшем будущем прогнозируется увеличение объемов соматической медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях города пациентам с ВИЧ-инфекцией. При этом материально-техническая база существующего в городе клинико-диагностического кабинета СПИД, лечебных учреждений не отвечает потребностям по выполнению объемов работы с ВИЧ-инфицированными пациентами. Возрастает риск внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией, в том числе и для медицинского персонала. Со 2 квартала текущего года МЛПУ города запрещено использование в практике некарантинизированной донорской плазмы, нефильтрованной эритроцитарной массы, ужесточились показания для переливания компонентов донорской крови, тем самым уменьшился риск заражения ВИЧ-инфекцией при гемотрансфузиях. Но, к сожалению, возможности ОГУЗ "Усольская областная станция переливания крови" пока не позволяют удовлетворить наши потребности в полном объеме. Остро стоит проблема переоснащения СПИД-лаборатории, обеспечение ее тест-системами.
Внедрение в практику новых методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции требуют совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам. Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция регистрируется на территории России с 1987 года, ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", определяя меры по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, персонала, осуществляющего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, вопросы их социальной защиты не решает. В решении вопросов предупреждения распространения ВИЧ-инфекции особая роль отводится санитарно-просветительной работе по проблемам СПИДа с использованием возможностей радио и телевидения, печатной пропаганды, включая разработку и внедрение учебных программ по нравственному и половому воспитанию молодежи. Учитывая ситуацию и социальную важность проблемы, вопросы профилактики ВИЧ-инфекции должны быть отнесены к числу приоритетных и их финансирование должно предусматриваться при формировании бюджета города.
Решением городской Думы г.Усолье-Сибирское Иркутской области от 11 ноября 2008 г. N 114/4 в раздел "Перечень основных мероприятий программы" настоящей программы внесены изменения
Перечень
основных мероприятий программы:
- правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе c ВИЧ-инфекцией;
- дальнейшее развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
- совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови;
- совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;
- подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
- социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей.
Основные исполнители программы:
Департамент здравоохранения, ТУ ТО Роспортребнадзора #, отдел образования и молодежной политики, экономический отдел комитета по экономике и финансам администрации города, ГОВД, МУП "ИЦ Усолье"
В таблице 1 указаны необходимые для реализации Программы
финансовые ресурсы, их объемы и источники поступления
Таблица 1
Расходы в рублях (в ценах 2006 года) | ||||
Расходы и источники финансирования |
Всего |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
11032512 |
4217296 |
3145076 |
3670140 |
В том числе: городской бюджет |
11032512 |
4217296 |
3145076 |
3670140 |
В таблице 2 указано распределение финансовых средств
из городского бюджета по направлениям Программы
Таблица 2
В том числе по структурным отделам администрации города:
Отдел образования и молодежной политики
администрации города Усолье-Сибирское
Объем финансирования (в руб.) |
Итого: |
||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
360000 | 330000 | 330000 | 1020000 |
МУЗОТ "Медицинский информационно-аналитический центр"
Объем финансирования (в руб.) |
Всего |
||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|
3857296 |
2815076 |
3340140 |
10012512 |
Ожидаемые результаты
от реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит ограничить темпы распространения ВИЧ-инфекции на территории города. Выполнение мероприятий по санитарно-просветительной работе среди широких масс населения и групп риска по профилактике данного заболевания, совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, обеспечение безопасности медицинских манипуляций и донорской крови приведет к ограничению распространения ВИЧ-инфекции в городе. Своевременная диагностика и квалифицированное лечение ВИЧ-инфицированных позволят отдалить наступление стадии СПИДа, что приведет к сохранению трудоспособности больных и экономии средств, затрачиваемых на их лечение, даст экономию по выплатам пособий по инвалидности, воспитанию детей-сирот умерших от СПИДа родителей. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом позволит решить проблему защиты прав ВИЧ-инфицированных и членов их семей и снизить смертность в результате суицидов. Таким образом, экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Городская целевая программа
"Анти-ВИЧ/СПИД на 2007 - 2009 годы"
Введение
Городская целевая программа по предупреждению распространения на территории города Усолье-Сибирское заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2007 - 2009 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее именуется - Программа), разработана в целях реализации статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии с положениями федеральных и областных ведомственных нормативных документов. Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к аналогичной городской социальной программе на 2004-2006 годы, утвержденной решением городской Думы от 02.02.2004 года и является ее логическим продолжением. При разработке Программы учитывалась эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции на территории города и области.
Основные мероприятия
Мероприятия Программы определены на основе анализа эпидситуации по ВИЧ-инфекции на территории города, области, прогнозирования развития ситуации на ближайшие годы. Разработка мероприятий проведена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Иркутской области, приказами министерства здравоохранения Российской Федерации. Система основных мероприятий объединяет работу по следующим основным направлениям:
Развитие системы
информирования населения
о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции
В настоящее время основными путями распространения ВИЧ-инфекции являются заражение при немедицинском парентеральном употреблении наркотиков и при половых контактах. В связи с этим самыми доступными и эффективными мерами профилактики заболевания являются повышение уровня нравственного и полового воспитания населения, особенно молодежи, применение средств индивидуальной защиты и информирование населения о доступных мерах профилактики.
В Программе предусматриваются:
- создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов, их тиражирование и распространение для просмотров в учебных заведениях города;
- подготовка публикаций в печати, выступлений по телевидению и радио работников здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, ведущих специалистов других учреждений и организаций города, представителей общественных организаций по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
- подготовка и распространение санитарно-просветительных материалов для различных групп населения;
- разработка и внедрение дифференцированных учебных программ, пособий по нравственному и половому воспитанию подростков и молодежи;
- разработка и внедрение в практику совместно с негосударственными организациями, занимающимися вопросами профилактики ВИЧ-инфекции, информационно-пропагандистских материалов для лиц из групп повышенного риска заражения (наркоманов, проституток);
- систематическое проведение скрининговых и социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции.
Совершенствование
эпидемиологического надзора
за распространением ВИЧ-инфекции
и государственного контроля за проведением
профилактических и противоэпидемических мероприятий
В городе реализуется созданная в Российской Федерации система эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе и особенности эпидемии ВИЧ-инфекции в настоящее время требуют и совершенствования системы эпидемиологического надзора, усиления государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
В Программе предусматриваются:
- разработка и внедрение в ЛПУ города методических указаний по организации эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, информационных бюллетеней, аналитических обзоров эпидемиологической обстановки;
- внедрение единой компьютерной информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
Обеспечение безопасности
медицинских манипуляций, донорской крови
В результате проведенных мероприятий в течение всего периода регистрации ВИЧ-инфекции в городе не было случаев заражения ВИЧ-инфекцией в больницах, не зарегистрировано ни одного случая инфицирования при переливании крови. Однако из-за возможности парентерального заражения ВИЧ-инфекцией при несоблюдении правил дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария, обследовании доноров и заготовки крови, а также в связи с изношенностью медицинского стерилизационного оборудования, наркозной и эндоскопической аппаратуры, недостатком современных дезинфектантов, эта проблема остается актуальной для учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
В Программе предусматриваются:
- разработка и внедрение системы тестового контроля знаний медицинских работников по вопросам стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;
- внедрение современных методов дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария, наркозно-дыхательной аппаратуры и т.д.;
- дальнейшее внедрение санитарно-эпидемиологических правил и технологий по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции при заготовке и использовании крови.
Совершенствование
диагностики и лечения ВИЧ-инфекции
Первичная лабораторная ИФА-диагностика ВИЧ-инфекции на территории города осуществляются в специализированной лаборатории СПИД.# Стационарное обследование и лечение больных с ВИЧ-инфекцией проводится во всех без исключения лечебных учреждениях города. Для совершенствования диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний требуется улучшить материально-техническую базу этих учреждений, обеспечить их качественными тест-системами, диагностическим оборудованием и лекарственными препаратами, совершенствовать систему медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных.
В Программе предусматриваются:
- укрепление материально-диагностической базы клинико-диагностического кабинета СПИД, а также нормативное и методическое обеспечение работы ЛПУ города по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
- обеспечение учреждений здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфекции, современным оборудованием, тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, средствами индивидуальной защиты персонала;
- нормативно-методическое обеспечение медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей при клинико-диагностическом кабинете СПИД;
- обеспечение кабинета СПИД препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
- обеспечение антиретровирусными препаратами для экстренной химиопрофилактики ВИЧ-инфекции у медицинских работников при аварийных ситуациях;
- обеспечение антиретровирусными препаратами для профилактики ВИЧ-инфекции у новорожденных от ВИЧ-позитивных матерей.
Подготовка кадров
по вопросам диагностики, клиники, лечения,
эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции
Подготовка кадров в Российской Федерации по проблеме ВИЧ-инфекции проводится в федеральном и региональных центрах эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, расположенных на базе профильных научно-исследовательских институтов, в институтах повышения квалификации врачей и территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом. Внедрение в практику новых методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам.
В Программе предусматриваются:
- ежегодное обучение медицинского персонала ЛПУ города по вопросам ВИЧ-инфекции;
- участие в конференциях, семинарах, совещаниях, организуемых областным центром СПИД по проблеме ВИЧ-инфекции;
- составление и распространение в ЛПУ города информационно-методических материалов по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
- обучение сотрудников кабинета СПИД и лаборатории СПИД на базе областного центра СПИД, Иркутского ГИДУВа.
Социальная защита ВИЧ-инфицированных,
членов их семей и лиц, подвергающихся риску
заражения при исполнении ими служебных обязанностей
Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция в России регистрируется с 1987 года, а Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" определяет меры по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, персонала, осуществляющего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека и требует их внедрения, вопросы социальной защиты ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также лиц, работающих с больными ВИЧ-инфекцией или инфицированным материалом не решаются должным образом.
В Программе предусматриваются:
- обеспечение пребывания с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего;
- выдача листка временной нетрудоспособности одному из родителей или иному законному представителю ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего на время совместного пребывания с ним в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь;
- оказание в полном объеме ВИЧ-инфицированным и членам их семей специализированной медицинской помощи во всех ЛПУ города;
- оказание ВИЧ-инфицированным и членам их семей квалифицированной социально-психологической помощи при кабинете СПИД;
- обеспечение обязательного государственного страхования работников муниципального здравоохранения, обеспечивающих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение городской Думы города Усолье-Сибирское Иркутской области от 29 июня 2006 г. N 89/4 "Об утверждении городской целевой программы "Анти- ВИЧ/СПИД на 2007 - 2009 г.г."
Текст Решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение городской Думы г.Усолье-Сибирское Иркутской области от 11 ноября 2008 г. N 114/4