Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Думы
Ангарского муниципального образования
Иркутской области
от 10 ноября 2003 г. N 185-30Д(4)
Программа
"Обеспечение населения
Ангарского муниципального образования
качественной питьевой водой"
Цели и задачи программы: обеспечение населения Ангарского муниципального образования питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам. Рациональное использование природных ресурсов, поддержание оптимальных условий водопользования. Защита водных объектов от загрязнения и истощения. Предотвращение вредного воздействия и сохранения состояния водных объектов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям.
Заказчик программы: заказчиком программы является администрация Ангарского муниципального образования.
Разработчик программы: программа разработана рабочей группой согласно распоряжению мэра АМО от 28.07.2003 г N 194 а-р
Срок реализации программы: 2003 - 2006 г.
Исполнители программы:
- структурные подразделения администрации АМО;
- проектные институты города и области;
- строительные организации города;
- муниципальные предприятия;
- предприятия города определяются по конкурсу.
Источники финансирования: источниками финансирования являются средства бюджета АМО (экологические платежи за загрязнения окружающей среды), собственные средства предприятий. Дополнительный источник финансирования федеральный и областной бюджет (при включении в целевую программу).
Ожидаемые результаты от реализации программы: улучшение экологической обстановки. Разработка проектов для дальнейшей реализации с целью получения природоохранного эффекта. Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой и снижение загрязнения водных объектов.
Система контроля за исполнением: контроль осуществляется, отделом экологии аппарата администрации АМО, управлением по экономике и финансам администрации АМО, контролирующими службами федерального подчинения.
Пояснительная записка:
Разработка программы вызвана необходимостью гарантированного обеспечения населения АМО качественной питьевой водой. Эта задача определена в проекте федеральной целевой комплексной программе "Неотложные меры по выводу территории г.Ангарска Иркутской области из состояния чрезвычайной экологической ситуации на 2000 - 2011 гг.", прошедшем государственную экологическую экспертизу (приказ МПР РФ от 27.04.2001. N 370).#
Всю систему обеспечения питьевой водой населения г.Ангарска можно условно разделить на несколько частей: источник водоснабжения, водозаборные сооружения, водоочистные сооружения, водоподающая сеть и непосредственно водопотребление.
1. Источник водоснабжения.
Для получения питьевой воды в настоящее время используются поверхностные воды р. Ангары, поступающие из уникального по своей чистоте оз. Байкал. Объем забираемой воды 112. тыс м3/сут. На всем протяжении от озера до г.Ангарска вода загрязняется стоками учтенных и неучтенных источников загрязнения и прежде всего промышленными и бытовыми стоками городов и поселков (г.Иркутск, г.Шелехов, пос. Мегет).
Нормы содержания вредных веществ в стоках (предельно-допустимые сбросы ПДС), позволяющие поддерживать чистоту р. Ангары разработаны не для всех загрязнителей (региональные ПДС отсутствуют вовсе).
Особую проблему представляют источники бактериального загрязнения, которые создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний для жителей г.Ангарска.
В 2001 - 2002 гг. удельный вес нестандартных проб по микробиологическим показателям в контрольном створе (р. Ангара выше водозабора ТЭЦ-10) составлял 100%.
Водоохранные мероприятия позволят вначале стабилизировать качество воды, а затем улучшить его за счет снижения количества поступающих загрязнений.
2. Водозаборные сооружения.
Качество исходной воды значительно ухудшается при заборе ее из протоки Еловая р. Ангара существующими водозаборными сооружениями, принадлежащими ОАО "Иркутскэнерго" (ТЭЦ-10) и предназначенными для технических целей.
Так среднегодовой показатель мутности с 1997 г. по 2001 г. вырос с 1,26 мг\л до 5,43 мг\л (максимально 185 мг\л) идет процесс обмеления протоки Еловая (по прогнозу Института географии СО РАН расход воды уменьшится в 3 раза). В зимний период 2002 - 2003 года водозабор уже находился на грани остановки из-за крайне малого поступления речной воды в ковш.
Усугубляет проблему и период маловодья на реках Иркутской области. Наиболее опасным источником загрязнений поступающих в водозабор является р. Б. Еловка, по берегам которой располагаются многочисленные садоводства не имеющие экранированных выгребов, свалки мусора и бытовых отходов, широко используются удобрения.
Кроме того р. Б. Еловка протекает в непосредственной близости от дамбы золоотвала ТЭЦ-10, через которую происходит фильтрация водной составляющей пульпы с высоким содержанием сульфатов, кислот, радиоактивных элементов и взвесей.
Необходимо отметить, что устройство водозабора ТЭЦ-10 для технических целей не позволяет предусмотреть зоны санитарной охраны 2 и 3 пояса (письмо центра госсанэпиднадзора г.Ангарска и Ангарского района N 1166 от 20.05.03.).
Для отказа от водозабора ТЭЦ-10 было предложено после выполнения необходимых работ использовать водозабор АЭХК, находящийся с ним в гидравлической связи. Но администрация АЭХК посчитала этот вариант неприемлемым (письма N 0\10-2035 от 15.04.02 и N 0/10-2544 от 29.05.03.), т.к. изначально этот водозабор был запроектирован и построен исключительно как промышленный и как питьевой не рассматривался (выше по течению расположены кладбище ст. Суховская, золоотвал ТЭЦ-10). Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора N 28 тоже сделал заключение о непригодности водозабора АЭХК по санитарно-эпидемиологическим показателям (письмо N 865 от 20.06.03.).
Поэтому администрацией АМО еще в 1999 г. было принято решение (оно вошло в Программу неотложных мер на 2000 - 2011 гг.) о строительстве новых водозаборных сооружений, позволяющих максимально использовать потенциал р. Ангары.
Специалисты предложили не просто закачивать воду из реки, а дополнительно ее очищать, пропуская через подрусловый слой грунта о. Монастырский, так называемый инфильтрационный водозабор (около 40% водозаборов в России - инфильтрационные). Кроме дополнительной счистки водозаборы такого типа дают выигрыш во времени в случае аварийных залповых сбросов для принятия экстренных мер.
Почему о. Монастырский?
Остров протягивается на 5 км по течению р. Ангары выше впадения р. Большая Еловка и выше сброса сточных вод промпредприятий г.Ангарска. Отделен от левого берега узкой извилистой протокой Еловой (Монастырской), мелководность, которой позволит построить недорогой мостовой переход для водопропускных труб. Остров располагается на незначительном расстоянии от существующих водозаборных и водоочистных сооружений города и источника электроснабжения, что обеспечит свободное подключение к существующим сетям.
Относительная удаленность о. Монастырский от пос. Мегет и г.Иркутска обеспечивает частичное самоочищение и разбавление загрязнений, а фильтрация через аллювиальные отложения дает дополнительную очистку от бактериального, химического и механического загрязнения за счет сорбционных процессов.
Проектирование и строительство водозабора, как питьевого, позволит впервые предусмотреть разработку зон санитарной охраны с комплексом мероприятий для предупреждения и снижения поступающих загрязнений в р. Ангару.
В настоящее время закончен II этап геологического изучения месторождения, состоящий из 2-х стадий - поисковые работы (Ангарская экспедиция ФГУП "Иркутскгеология" 1999 г.) и оценка месторождения (ГУП "Оргстройпроект" 2000 - 2002 гг.). Финансовые затраты составили: - 2,4 млн. рублей.
Материалы исследований были направлены на экспертизу в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Иркутской области (март 2003 г.).
В результате рассмотрения научно-технический совет постановил воздержаться от утверждения запасов подземных вод в связи с несоответствием полученных проб требованиям, предъявляемым к питьевой воде, рекомендовал продолжить работы и провести специальные исследования (протокол N 33 от 29.04.03.).
Заключения специалистов предприятий г.Ангарска (ОАО АНХК, ФГУП АЭХК, ТЭЦ-10) и контролирующих служб (Центр санэпиднадзора г.Ангарска и Ангарского района, Центр санэпиднадзора N 28 и Ангарская специализированная инспекция аналитического контроля) однозначны: необходимо продолжение работ по выполнению инфильтрационного водозабора из р. Ангары.
3. Водоочистные сооружения.
Учитывая качество исходной воды, поступающей через водозаборные сооружения, трудно переоценить значение сооружений водоочистки. Особенно системы обеззараживания воды. Программа предусматривает дополнительно к хлорированию, с целью уменьшения дозы хлора и воздействия на весь микробиологический спектр, включая вирусы, внедрение установок ультрафиолетового облучения (УФО).
4. Водоподающие сети.
Функциональные составляющие сетей и сопряженного с ними оборудования в г.Ангарске поддерживается службами МУП "Ангарский водоканал" в процессе эксплуатации. Программа предусматривает реконструкцию водопроводного оборудования пос. Мегет, с. Савватеевка и с Одинск.#
5. Водопотребление.
Одним из условий обеспечения населения качественной питьевой водой является контроль за качеством питьевой воды, начиная с водоема и заканчивая водопроводным краном. Для этого необходима отлаженная, не дублирующая отдельные звенья, хорошо оснащенная, компьютеризированная система. Отдельные элементы ее и предусматривает программа.
Учитывая, все возрастающую стоимость обработки воды при ужесточении требований к ее качеству, необходимы мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов: замена питьевой воды на техническую там, где необходимости в ее качестве нет, внедрение оборотных систем, исключение потерь воды при ее транспортировке и, наконец, оборудование квартир приборами индивидуального учета.
Необходимо предусматривать меры по обеспечению питьевой водой населения при чрезвычайных ситуациях, например при резком падении уровня воды в р. Ангара.
В соответствии с требованиями п.15.2 СНиП 2.04.02-84 для г.Ангарска необходимо наличие не менее двух независимых источников водоснабжения т.к. город с 01.01.2000 г. отнесен к районам с сейсмичностью 8 баллов.
Программа рассчитана на использование финансовых средств муниципального образования.
Все многочисленные попытки внесения мероприятий в федеральные и региональные программы наталкиваются на формальные требования обязательного наличия проектных материалов прошедших экспертизу.
При выполнении этих требований можно рассчитывать на сторонние инвестиции.
Зам. мэра |
А.Г.Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.