Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 19 июля 2006 г. N А19-7592/06-51-Ф02-3592/06-С1
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сиблессервис и НПШ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 20.10.2005 N 01-13/241-222 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 584 879 рублей 49 копеек.
Решением суда первой инстанции от 15 марта 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 мая 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция не согласна с вынесенными судебными актами, полагая, что арбитражный суд не исследовал в совокупности все доводы налогового органа.
Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, установленные в ходе мероприятий налогового контроля обстоятельства свидетельствуют об отсутствии финансово-хозяйственных операций по приобретению экспортируемой в последующем продукции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2005 года.
В ходе проверки установлено, что сумма налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком ООО "ЛесСнаб" в размере 584 879 рублей 49 копеек, не подтверждена в виду следующего:
в счетах-фактурах содержаться недостоверные сведения о руководителе ООО "ЛесСнаб" - Деменковой А.В.;
в товарных накладных по форме ТОРГ-12 отсутствуют номер и дата транспортной накладной;
представленные поставщиком (ООО "ЛесСнаб") товарно-транспортные накладные в транспортном разделе содержат недостоверные сведения о "лицензионной карточке", "организации" и руководителе ООО "ЛесСнаб" - Деменковой А.В.
По результатам проверки вынесено решение от решения от 20.10.2005 N 01-13/241-222, которым, в частности, налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 584 879 рублей 49 копеек.
Не согласившись с решением налоговой инспекции в данной части, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в данной части.
Арбитражный суд Иркутской области удовлетворил заявленные требования, посчитав, что налогоплательщиком при применении вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 584 879 рублей 49 копеек соблюдены требования статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а положенные в основу решения от 20.10.2005 N 01-13/241-222 доводы налоговой инспекции об отсутствии реальности хозяйственных операций не подтверждены доказательствами наличия причинно-следственной связи между неправомерными действиями контрагентов и действиями налогоплательщика по применению вычета.
Выводы суда соответствуют закону и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу пункта 2 данной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, принятия на учет данных товаров и наличием соответствующих первичных документов.
Факт приобретения лесоматериалов у поставщика (ООО "ЛесСнаб"), как и факт оплаты, налоговой инспекцией не отрицается.
В качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность принятия товара на учет, обществом в налоговый орган представлены товарные накладные унифицированной формы N ТОРГ-12.
Постановлением Госкомстата Российской Федерации N 132 от 25.12.1998 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организацией применяется товарная накладная ТОРГ-12. Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд сделал вывод о доказанности оприходования приобретенного обществом товара. Отсутствие в товарных накладных реквизитов товарно-транспортных накладных в настоящем случае не может являться основанием для отказа обществу в применении вычета по налогу на добавленную стоимость.
Доводы налоговой инспекции о ненадлежащем оформлении счетов-фактур, выставленных ООО "ЛесСнаб", ошибочны.
Пунктами 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно учредительным документам ООО "ЛесСнаб" руководителем общества является Деменкова А.В. Утверждение налоговой инспекции об обратном носит предположительный характер, в связи с чем не принимается судом кассационной инстанции.
Поскольку налоговой инспекцией в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорных счетах-фактурах содержаться недостоверные сведения о руководителе ООО "ЛесСнаб" - Деменковой А.В., суд правомерно признал, что данные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы налоговой инспекции о том, что представленные поставщиком товарно-транспортные накладные содержат недостоверные сведения о лицензионных карточках автотранспортных средств, обоснованно не приняты во внимание арбитражным судом, поскольку осуществление иными лицами лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства не может препятствовать принятию налогоплательщиком к учету приобретенных у поставщика товаров.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что выводы налоговой инспекции об отсутствии финансово-хозяйственных операций по приобретению экспортируемой в последующем продукции также носят предположительный характер и не находятся в причинно-следственной связи с обстоятельствами, выявленными в ходе мероприятий налогового контроля.
Обстоятельства, которые достоверно бы свидетельствовали об отсутствии хозяйственных отношений между обществом и поставщиком (ООО "ЛесСнаб"), налоговой инспекцией при проведении проверки не устанавливались.
Следовательно, арбитражный суд правомерно посчитал, что налоговая инспекция необоснованно отказала в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 536 786 рублей 47 копеек при соблюдении налогоплательщиком требований статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 15 марта 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 15 мая 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7592/06-51 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
...
Поскольку налоговой инспекцией в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорных счетах-фактурах содержаться недостоверные сведения о руководителе ООО "ЛесСнаб" - Деменковой А.В., суд правомерно признал, что данные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Обстоятельства, которые достоверно бы свидетельствовали об отсутствии хозяйственных отношений между обществом и поставщиком (ООО "ЛесСнаб"), налоговой инспекцией при проведении проверки не устанавливались.
Следовательно, арбитражный суд правомерно посчитал, что налоговая инспекция необоснованно отказала в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 536 786 рублей 47 копеек при соблюдении налогоплательщиком требований статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. N А19-7592/06-51-Ф02-3592/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании