Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 24 августа 2006 г. N А19-43639/05-6-Ф02-4021/06-С2
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2006 г. N А33-19522/2005-Ф02-4087/06-С2, от 18 августа 2006 г. N А19-1565/06-14-Ф02-4147/06-С2, от 22 августа 2006 г. N А19-39875/05-16-Ф02-4221/06-С2, N А19-38235/05-22-Ф02-4203/06-С2, от 28 августа 2006 г. N А19-43207/05-14-Ф02-4434/06-С2, N А19-37990/05-9-Ф02-4442/06-С2
Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражного суда Иркутской области к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании 11745 руб. 87 коп. убытков, причиненных предоставлением в ноябре, декабре 2002 года льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
В качестве третьих лиц, не заявляющих требований на предмет спора, привлечены администрация муниципального образования г. Братск, Комитет социальной защиты населения г.Братска, Главное управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 марта 2006 года исковые требования удовлетворены, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО "Иркутскэнерго" взыскано 11745 руб. 87 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах".
Постановлением апелляционной инстанции от 15 мая 2006 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Иркутской области, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 14 марта 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 15 мая 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43639/05-6 и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не указано, в чем заключается противоправное поведение ГФУ Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, не доказана вина ГФУ Иркутской области.
Заявитель полагает, что Иркутская область по данному делу является ненадлежащим ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Братска указала, что судебные акты Арбитражного суда Иркутской области приняты законно и обоснованно, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Представитель заявителя жалобы поддержал доводы жалобы.
Представитель истца в судебном заседании высказал свое согласие с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
В обоснование заявленных требований истец сослался на статью 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 15, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление губернатора Иркутской области N 348-п от 21.05.2002.
Как следует из материалов дела, ОАО "Иркутскэнерго" в ноябре, декабре 2002 года при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставило лицам, имеющим право на льготное обеспечение, льготы по оплате тепловой энергии.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился за взысканием их в судебном порядке.
В подтверждение понесенных расходов и их размеров истец представил списки лиц, которым предоставлялись льготные услуги, акт сверки объемов льгот, из которого следует, что сумма недофинансирования предоставленных истцом льгот по оплате коммунальных услуг (тепловая энергия в горячей воде) за ноябрь, декабрь 2002 года составила 11745 руб. 87 коп.
Главное Управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области и Департамент социальной защиты населения по г. Братску предъявленные к возмещению суммы не оспорило.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Иркутской области, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Иркутской области не исследовал вопрос о размере финансирования субъекта Федерации - Иркутской области и порядке распределения выделенной суммы.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43639/05-6 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 14 марта 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 15 мая 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43639/05-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
...
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2006 г. N А19-43639/05-6-Ф02-4021/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании