Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 августа 2006 г. N А19-38235/05-22-Ф02-4203/06-С2
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2006 г. N А19-43639/05-6-Ф02-4021/06-С2, от 17 августа 2006 г. N А33-19522/2005-Ф02-4087/06-С2, от 18 августа 2006 г. N А19-1565/06-14-Ф02-4147/06-С2, от 22 августа 2006 г. N А19-39875/05-16-Ф02-4221/06-С2, от 28 августа 2006 г. N А19-43207/05-14-Ф02-4434/06-С2, N А19-37990/05-9-Ф02-4442/06-С2
Муниципальное унитарное предприятие ремонтно-эксплуатационное управление "Университетский" (далее - МУП РЭУ "Университетский") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 837 347 рублей 68 копейки, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и 13 470 рублей 49 копеек, составляющих сумму расходов по предоставлению льгот по Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за 2004 год, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытков в размере 1 599 007 рублей 74 копейки, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам г.Иркутска в 2004 году во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
Определением от 25 января 2006 года требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации выделены в отдельное производство.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытки в размере 1 599 007 рублей 74 копейки, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам города Иркутска за 2002 - 2004 года во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением суда первой инстанции от 30 марта 2006 года иск удовлетворен частично. С Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу МУП РЭУ "Университетский" взысканы расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в размере 1 523 294 рубля 97 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17 мая 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (статьи 15, 196, 199, 200, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 11, 12, 69, 78, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Заявитель указывает на недоказанность наличия состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков, на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Компенсация расходов, понесенных истцом, при доказанности факта предоставления льгот и суммы заявленных требований должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Необоснованно отказано в применении срока исковой давности.
В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает на то, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу МУП РЭУ "Университетский" доводы заявителя отклонило, считая обжалуемые судебные акты законными.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон подтвердили свои требования и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 1 599 007 рублей 74 копейки, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуга ветеранам г.Иркутска за 2002 - 2004 год во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В обоснование своих требований истец представил: договор N221-66-161/2 от 19.03.2002 о возмещение расходов от предоставленных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска, договор N221-66-126/4 от 29.03.2004 о возмещение расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, акты сверки с городским отделом социальной защиты о возмещении сумм выпадающих доходов по МУП РЭУ "Университетский" по Федеральному закону "О ветеранах", список ветеранов, расчет суммы исковых требований.
Невозмещение ответчиком расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах" послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на отсутствие состава правонарушения, правовых оснований для удовлетворения требований истца. Компенсация понесенных истцом расходов при доказанности их наличия и размера должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Ответчик заявил о применении срока исковой давности.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 1 523 294 рубля 97 копеек за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. Факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела.
Отказано в удовлетворении исковых требований на сумму 75 712 рублей по причине того, что в предоставленных истцом списках льготополучателей имеются граждане, которые утратили право на льготы по различным причинам.
В удовлетворении заявления о применении срока исковой давности отказано. Суд признал, что акт сверки сумм, подлежащих возмещению МУП РЭУ "Университетский" по Федеральному закону "О ветеранах" за период с 2002 по 2004 год по состоянию на 01.06.2005 года, подписанный Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан г.Иркутска, свидетельствует о признании обязанным лицом долга.
В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Главное финансовое управление Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало на то, что компенсация расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате услуг отдельным категориям граждан, должна производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку средства федерального бюджета на целевые субвенции по Федеральному закону "О ветеранах" в бюджет Иркутской области не поступали. Судом указанный довод не был проверен.
Учитывая вышеизложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение от 30 марта 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 17 мая 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-38235/05-22 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 30 марта 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 17 мая 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-38235/05-22 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. N А19-38235/05-22-Ф02-4203/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании