Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 августа 2006 г. N А69-675/06-9-Ф02-4120/06-С1
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2007 г. N 12333/06 настоящее Постановление отменено
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Тыва (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Кизирия Нугеши Георгиевича недоимки по налогам в сумме 83 888 рублей, пени 9 802 рублей, налоговых санкций в сумме 17 125 рублей.
Решением от 19 апреля 2006 года заявленные требования удовлетворены частично. С предпринимателя взысканы налоговые санкции в сумме 9 741 рубля, в остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 июня 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты по делу в части прекращения производства по делу, принять новое решение о взыскании с предпринимателя налогов, пени и штрафа в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку налоговой инспекцией пропущены предусмотренные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации сроки на взыскание сумм налогов и пени в принудительном порядке, она вправе обратиться за их взысканием в судебном порядке.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Кизирия Нугеши Георгиевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица администрацией города Кызыл 22.07.2003, свидетельство N 15138.
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки принято решение N995 от 08.12.2005, которым доначислен единый налог на вмененный доход в сумме 1 350 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 48 705 рублей, налог на доходы физических лиц в сумме 15 452 рублей, единый социальный налог в сумме 16 965 рублей, соответствующие суммы пени. Кроме того, предприниматель привлечен к налоговой ответственности, в том числе по статьям 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неуплатой сумм налогов, пени и штрафов в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу в части, обжалуемой заявителем кассационной жалобы, Арбитражный суд Республики Тыва правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный законом срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках, процедура взыскания налога которой предусмотрены статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что налоговым органом направлялось предпринимателю требование об уплате налога и пени N48 от 08.12.2005, которое не исполнено предпринимателем.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 103.1.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о взыскании налоговой санкции согласно пункту 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Статьей 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2006 года. При этом поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме от 20.02.2006 N105 разъяснил, что в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поданным после 31.12.2005, которые в соответствии с законом взыскиваются налоговым органом самостоятельно, то производство по таким делам подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2006 дела о взыскании недоимки по налогу и пеней не подлежат рассмотрению в арбитражных судах, а в случае принятия их к производству подлежат прекращению.
Материалами дела подтверждается, что налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя недоимки, пеней и штрафа после вступления в силу Закона N137 -Федерального закона, поэтому суд правильно прекратил производство по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 19 апреля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-675/06-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о взыскании налоговой санкции согласно пункту 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
...
Материалами дела подтверждается, что налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя недоимки, пеней и штрафа после вступления в силу Закона N137 -Федерального закона, поэтому суд правильно прекратил производство по делу."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2006 г. N А69-675/06-9-Ф02-4120/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 февраля 2007 г. N 12333/06 настоящее Постановление отменено