Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 сентября 2006 г. N А19-42744/05-22-Ф02-4750/06-С2
(извлечение)
О дальнейшем рассмотрении дела см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N А19-42744/05-22-14-Ф02-888/2007
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Умелец" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Иркутской области, муниципальному образованию "город Черемхово", в лице комитета по экономике и финансам, комплексному центру социального обслуживания населения Черемховского городского муниципального образования с требованием о взыскании 1 007 093 рублей 64 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2003-2004 годах гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Определением от 2 марта 2006 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области; произведена замена ненадлежащего ответчика - Главного финансового управления Иркутской области на надлежащего - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
До принятия решения по делу истец уточнил заявленные требования, просил взыскать: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации сумму задолженности по предоставлению населению субсидий в размере 925 176 рублей 99 копеек на основании Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики"; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области сумму задолженности в размере 13 483 рубля 50 копеек по Федеральному закону "О ветеранах"; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и муниципального образования "город Черемхово" в лице комитета по экономике и финансам 33 918 рублей 45 копеек пропорционально - 50% на 50% по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий".; от исковых требований в части суммы 34 514 рублей 70 копеек отказался.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2006 года требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на сумму задолженности по предоставлению населению субсидий в размере 925 176 рублей 99 копеек на основании Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и муниципального образования "город Черемхово" в лице комитета по экономике и финансам 33 918 рублей 45 копеек пропорционально- 50% на 50% по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий" выделены в отдельные производства за NN А19-13067/06-22 и А19-13068/06-22.
В рамках настоящего дела подлежало рассмотрению требование к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области сумму задолженности в размере 13 483 рубля 50 копеек по Федеральному закону "О ветеранах".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 мая 2006 года заявленное требование удовлетворено. Взыскано с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области 13 483 рубля 50 копеек- суммы расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением ветеранам в период с апреля 2003 по декабрь 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Производство по делу в части суммы 34 514 рублей 50 копеек прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 июля 2006 года решение суда первой инстанции от 3 мая 2006 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми Арбитражным судом Иркутской области по делу А19-42744/05-22 судебными актами в части взыскания суммы 13 483 рублей 50 копеек, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в этой части отменить.
По мнению заявителя, судом не учтено, что обязательства Главного финансового управления Иркутской области по перечислению денежных средств, предусмотренных областным бюджетом на 2003,2004 годы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" исполнены в полном объеме. В действиях (бездействии) Главного финансового управления Иркутской области отсутствует вина в причинении истцу убытков.
Заявитель указывает на то, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 13 483 рубля 50 копеек, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам г. Черемхово за период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В обоснование своих требований истец представил списки лиц, которым предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, платежные документы, акты сверок объемов льгот, из которых следует, что сумма недофинансирования предоставленных истцом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за спорный период составляет 13 483 рубля 50 копеек.
Неуплата оставшейся части расходов по возмещению предоставленных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на отсутствие состава правонарушения, правовых оснований для удовлетворения требований истца. Компенсация понесенных истцом расходов при доказанности их наличия и размера должна производиться за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 13 483 рублей 50 копеек за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. Факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела.
В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Главное финансовое управление Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало, что предусмотренные на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в областном бюджете 2003 и 2004 годов денежные средства были полностью распределены между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам, компенсация расходов истца должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Судом указанный довод не проверен.
Учитывая вышеизложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение от 3 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42744/05-22 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств их федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 3 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42744/05-22 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Меры по приостановлению исполнения решения от 3 мая 2006 года по делу А19-42744/05-22 Арбитражного суда Иркутской области отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Главное финансовое управление Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало, что предусмотренные на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в областном бюджете 2003 и 2004 годов денежные средства были полностью распределены между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам, компенсация расходов истца должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
...
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств их федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2006 г. N А19-42744/05-22-Ф02-4750/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании