Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 19 сентября 2006 г. N А19-10783/06-53-Ф02-4775/06-С2
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие Ангарского муниципального образования (МУП АМО) "Ангарский водоканал" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов в сумме 11 693 рублей 97 копеек, связанных с предоставлением льгот в марте 2003 года почетным донорам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения во исполнение Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".
Определением от 27 марта 2006 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Ангарское муниципальное образование в лице Комитета по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования.
До принятия решения по делу истец увеличил сумму иска до 141 873 рублей 67 копеек.
Решением от 1 июня 2006 года иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет федеральной казны в пользу МУП АМО "Ангарский водоканал" взысканы расходы, связанные с предоставлением в 2002 году льгот почетным донорам в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в размере 125 744 рубля 29 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд апелляционной инстанции 24 июля 2006 года решение от 1 июня 2006 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 1 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 июля 2006 года отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (статья 72 Конституции Российской Федерации, статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 124, статей 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов").
Заявитель считает недоказанным наличие состава правонарушения, необходимого для применения ответственности вследствие причинения вреда; недоказанным факт нарушения ответчиком требований законов и иных правовых актов.
МУП АМО "Ангарский водоканал" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон подтвердили свои требования и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании расходов в сумме 141 873 рублей 67 копеек, связанных с предоставлением льгот в 2003 году почетным донорам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения во исполнение Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению понесенных расходов, в связи с предоставлением льгот почетным донорам по оплате коммунальных услуг.
В обоснование своих требований истец представил: расчет суммы задолженности за 2003 год, списки льготников, постановления мэра Ангарского муниципального образования от 04.03.03 N620 "Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые МУП "Ангарский водоканал".
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения, незаконность действий Министерства финансов либо его должностных лиц, повлекших причинение вреда истцу, не установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством; возмещение задолженности не может производиться вопреки установленному порядку до его отмены, признания незаконным или изменения. Министерство финансов Российской Федерации заявило о пропуске истцом срока исковой давности.
Отказывая в удовлетворении иска в размере 16 129 рублей 38 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании расходов, возникших вследствие предоставления льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения отдельным категориям граждан на основании Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" в период с января 2003 года по февраль 2003 года.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в сумме 125 744 рубля 29 копеек.
При этом арбитражный суд исходил из того, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" истцу не были возмещены затраты, понесенные им в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг почетным донорам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Данные программы до настоящего времени не разработаны, а средства, необходимые для обеспечения предоставленных льгот донорам, в законах (решениях) о федеральном, региональных и местных бюджетах не предусматриваются.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.02 N68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено, что впредь до надлежащего урегулирования порядка применения Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" и принятия федерального закона, предусматривающего распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, расходы по предоставляемым льготам должны производиться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат взысканию за счет средств соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны местного самоуправления.
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10783/06-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 1 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10783/06-53 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
...
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.02 N68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено, что впредь до надлежащего урегулирования порядка применения Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" и принятия федерального закона, предусматривающего распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, расходы по предоставляемым льготам должны производиться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат взысканию за счет средств соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2006 г. N А19-10783/06-53-Ф02-4775/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании