Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 сентября 2006 г. N А19-43996/05-9-Ф02-4859/06-С2
(извлечение)
О дальнейшем рассмотрении дела см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 марта 2007 г. N А19-43996/05-9-6-Ф02-997/2007
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2006 г. N А78-13640/2005-С1-3/195-Ф02-4395/06-С2
Муниципальное унитарное предприятие Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство п.Мегет (далее МУП МЖКХ п.Мегет) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области с требованием о взыскании 4 800 руб., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам в 2002 -2004 г.г. льгот по оплате коммунальных услуг (тепловой энергии), обязанность уплаты которых предусмотрена Федеральным законом "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Ангарское муниципальное образование в лице Управления по экономике и финансам Администрации Ангарского муниципального образования и Главное управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области.
До принятия решения по делу истец увеличил размер исковых требований до 1 050 464 рублей, указав периоды взыскания: май 2002 года, август-декабрь 2002 года, май 2003 года, август-декабрь 2003 года, январь-март 2004 года.
Решением от 18 апреля 2006 года по делу N А19-43996/05-9 заявленные требования удовлетворены частично, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Муниципального унитарного предприятия Многоотраслевое Жилищно-коммунальное хозяйство п. Мегет взысканы расходы в сумме 911050 рублей 41 копеек, связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах" за май 2002 года, май 2003 года , август-декабрь 2003 года, январь - март 2004 года.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20 июня 2006 года решение от 18 апреля 2006 года изменено, с Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу муниципального унитарного предприятия Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство п. Мегет взыскан основной долг в размере 1050464 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права.
Заявитель указывает на недоказанность наличия состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков, на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Компенсация расходов, понесенных истцом, при доказанности факта предоставления льгот и суммы заявленных требований должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Заявитель также указывает на то, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу МУП МЖКХ п. Мегет указало на ее необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Представители сторон поддержали свои требования и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, принятые по делу судебные акты отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в связи со следующим.
Муниципальное унитарное предприятие Многоотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство п. Мегет в период с января 2002 года по декабрь 2004 года при осуществлении своей производственной деятельности предоставляло льготы по оплате тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", не были возмещены в полном объеме, в связи с чем, истец обратился в суд с требованием о взыскании убытков в размере 1050464 рублей (с учетом увеличения).
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представилакты сверки сумм, подлежащих возмещению за 2002-2004гг., подписанные Управлением по экономике и финансам Администрации АМО, реестрыпроведенных перечислений денежных средств и платежные поручения оперечислении денежных средств за 2002 год, 2003 год , справки - расчеты суммы выпадающих доходов за 2003-2004 г.г., счета - фактуры 2002-2004 г.г., списки льготников.
Невозмещение ответчиком расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на отсутствие состава правонарушения, правовых оснований для удовлетворения требований истца. Компенсация понесенных истцом расходов при доказанности их наличия и размера должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 1050464 рублей за счет казны Иркутской области суд апелляционной инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. Факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела.
В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Главное финансовое управление Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало на то, что компенсация расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате услуг отдельным категориям граждан, должна производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку средства федерального бюджета на целевые субвенции по Федеральному закону "О ветеранах" в бюджет Иркутской области не поступали. Судом указанный довод не был проверен.
Кроме того, Главное финансовое управление Иркутской области заявляло ходатайство о привлечении в качестве ответчика по делу Российскую Федерацию (л.д. 81-82, т. 2). Указанное ходатайство оставлено судом без рассмотрения.
Учитывая вышеизложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение от 18 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 20 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43996/05-9 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 18 апреля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 20 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43996/05-9 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же Арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Главное финансовое управление Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало на то, что компенсация расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате услуг отдельным категориям граждан, должна производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку средства федерального бюджета на целевые субвенции по Федеральному закону "О ветеранах" в бюджет Иркутской области не поступали. Судом указанный довод не был проверен.
...
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию, проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2006 г. N А19-43996/05-9-Ф02-4859/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании