Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 сентября 2006 г. N А33-32727/04-С2-Ф02-4880,4904/06-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2006 г. N А19-42804/05-47-Ф02-4921/06-С2
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Электросвязь" Красноярского края (далее - ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю (г.Красноярск) к Управлению социальной защиты населения администрации Красноярского края (г. Красноярск) о взыскании убытков в размере 7 403 916 рублей 27 копеек.
Определением от 14 марта .2005 года произведена замена ненадлежащих ответчиков по ходатайству истца: Минфина Российской федерации и Управления социальной защиты администрации Красноярского края на Российскую Федерацию в лице Минфина Российской Федерации, (представляемого на территории Красноярского края Управлением федерального казначейства по Красноярскому краю), привлечен в качестве второго ответчика по делу - Красноярский край в лице Главного финансового управления администрации Красноярского края.
Определением от 13 мая 2005 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Финансового управления администрации Красноярского края на Департамент финансов администрации Красноярского края.
До принятия решения по делу истец неоднократно изменял размер исковых требований, в окончательном варианте потребовал взыскать: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации 18383182,95 рублей убытков, с Красноярского края в лице Департамента финансов администрации Красноярского края за счет казны Красноярского края 37692,43 рублей убытков.
Решением от 31 марта 2006 года исковые требования удовлетворены. В пользу ОАО "Сибирьтелеком" взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны 18 388 182 рубля 95 копеек убытков и с Красноярского края в лице Департамента финансов администрации Красноярского края 37 692 рубля 43 копейки убытков.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 июня 2006 года решение от 31 марта 2006 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит их отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель ссылается на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права.
По его мнению, арбитражным судом неправильно применены, в частности, статьи 86, 158, 163, 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 125, 124, 404, 406, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявителем в кассационной жалобе повторно приводятся те же доводы, которые он ранее приводил в апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края просит их отменить в части, касающейся удовлетворения заявленных ОАО "Сибирьтелеком" к Красноярскому краю в лице Департамента финансов администрации Красноярского края требований, и принять новый судебный акт, взыскав убытки с Российской Федерации.
Заявитель считает, что установленные законодательством льготы являлись федеральной мерой социальной поддержки, а не дополнительными мерами социальной поддержки ветеранов, представляемыми Красноярским краем. При этом федеральными бюджетами на 2001-2004 годы представление субвенций субъектам Российской Федерации, включая Красноярский край, на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", не предусматривалось.
В отзыве на кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации ОАО "Сибирьтелеком" просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
ОАО "Сибирьтелеком" заявлено ходатайство об отказе от исковых требований к Красноярскому краю в части взыскания с него за счет казны 37 692 рублей 43 копеек и прекращении производства по делу в указанной части.
Представитель ОАО "Сибирьтелеком" поддержал указанное ходатайство, а также просил в остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции установили следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Истцом заявлено требование о взыскании в сумме 18 388 182 рубля 95 копеек с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в связи с несвоевременным возмещением предоставленных ОАО "Сибирьтелеком" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в 2001 -2004 годах льгот по оплате услуг связи (установка телефона, абонентская плата за телефон); в сумме 37 692 рубля 43 копейки с Красноярского края в лице Департамента финансов администрации Красноярского края за счет казны Красноярского края в связи с несвоевременным возмещением предоставленных ОАО "Сибирьтелеком" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в 2001 -2004 годах льгот за пользование радио.
Основанием иска истец указал неисполнение надлежащим образом Российской Федерацией и субъектом федерации - Красноярским краем обязанности по возмещению оператору связи его расходов по предоставлению льгот ветеранам, возложенную на данных субъектов вышеуказанным Федеральным законом.
ОАО "Сибирьтелеком" предоставляло льготы по оплате услуг связи (телефон, радио) лицам, пользующимся такими льготами в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". В результате предоставления услуг связи по льготной цене истцом понесены расходы в сумме 18 388 182 рубля 95 копеек (установка телефона, абонентская плата за услуги телефонной связи), не компенсированные оператору связи из федерального бюджета, в том числе:
- в 2002 году 222 105 рублей (из них по Большемуртинскому узлу связи - 15 065 рублей, Восточному узлу связи -15 040 рублей, Центральному узлу связи -192 000 рублей);
- в 2003 году - 241 205 руб. (из них по Ангарскому узлу связи 7 800 рублей, Восточному узлу связи 24 605 руб., Центральному узлу связи 208 800 руб.);
- в 2004 году 18 087 625 рублей 59 копеек (в том числе по Ангарскому узлу связи 401 156 рублей 11 копеек, Большемуртинскому узлу связи 172 340 рублей, Восточному узлу связи 2 322 237 рублей 83 копейки, Западному узлу связи 1 413 888 рублей 69 копеек, Зеленогорскому узлу связи 268 540 рублей 50 копеек, Игарскому узлу связи 134 490 рублей, Средне-Енисейскому узлу связи 1468 853 рублей 33 копейки, Туруханскому узлу связи 30 400 рублей, Юго-Западному узлу связи 1 940 175 рублей 39 копеек, Центральному узлу связи 1 531 562 рубля 70 копеек, Южному узлу связи 2 369 968 рублей 06 копеек, ЦРУС г. Красноярск 4 872 368 рублей 73 копейки).
В 2005 году истцу компенсировано из федерального бюджета согласно расчета и платежных поручений 162 752 рубля 64 копейки, размер некомпенсированных расходов составил 18 681 766 рублей 51 копейка, с учетом выделения в отдельное производство части требований в сумме 293 583 рубля 56 копеек -18 388 182 рубля 95 копеек.
В подтверждение наличия вышеуказанных расходов в материалы дела представлены:
- за 2002 год по расходам, понесенным в связи с предоставлением льготных услуг, установки телефона и платы за телефон: акты сверки с Управлениями социальной защиты районов края на 192 000 руб. по Центральному узлу связи; на 15 065 руб. по Большемуртинскому узлу связи; первичные документы (реестры, договоры, выписки из удостоверений ветеранов и иных приравненных к ним лиц) на сумму 15 040 руб. по Восточному узлу связи;
- за 2003 год по расходам, понесенным в связи с предоставлением льготных услуг установки телефона и платы за телефон: акты сверки с Управлениями социальной защиты районов края на сумму 208 800 руб. по Центральному узлу связи; первичные документы (реестры, договоры, выписки из лицевых счетов, копии удостоверений ветеранов и иных приравненных к ним законом лиц) на сумму 7 800 руб. по Ангарскому узлу связи; 24 605 руб. по Восточному узлу связи;
- за 2004 год: сводный реестр не возмещенных в 2004 году расходов ОАО "Сибирьтелеком" расходов по услугам за установку телефона и абонентской плате за телефон на сумму 17 218 112 руб. 50 коп., сверенный с Управлением социальной защиты администрации Красноярского края (к данному реестру в материалы дела представлены также акты сверки с Управлениями социальной защиты районов края); акты сверки с Управлениями социальной защиты районов края: на сумму 156 000 руб. по Восточному узлу связи, на сумму 60 000 руб. по Западному узлу связи, на сумму 12 000 руб. по Зеленогорскому узлу связи, на сумму 2 148 руб. 84 коп. по Юго-Западному узлу .связи, 114 000 руб. по Центральному узлу связи, 66 000 руб. по Южному узлу связи; первичные документы (реестры, договоры) выписки из лицевых счетов, копии удостоверений ветеранов и иных приравненных к ним лиц) на сумму 171 434 руб. по Восточному узлу связи, 12 000 руб. по Средне-Енисейскому узлу связи, 96 286 руб. по Юго-Западному узлу связи, 18 000 руб. по ЦРУС г. Красноярск.
В результате предоставления услуг связи по льготной цене истцом понесены расходы в сумме 37 692 руб. 43 коп. (плата за пользование радиоточкой), не компенсированные оператору связи.
В качестве наличия вышеуказанных расходов истцом представлены сверенные с органами социальной защиты районов края реестры на услуги (на сумму 102 руб. 43 коп. Восточный узел связи, 26 575 руб. Средне-Енисейский узел связи).
По запросу арбитражного суда факт наличия предъявленной по иску задолженности подтверждены ответом на запрос арбитражного суда органом социальной защиты Майского района в сумме 1 065 руб. за 2002 год.
По Уярскому району истец предъявил сумму 9 950 руб. в соответствии с реестрами и актами сверки расчетов с управлением социальной защиты населения Уярского района Красноярского края за 2003 год, не оплаченные данным органом в связи с не поступлением денежных средств на финансирование задолженности прошлых лет из краевого бюджета.
Стоимости оказанных услуг истцом подтверждается представленными тарифами на услуги, действовавшие в спорный период.
Полагая, что в результате предоставления льгот по предоставлению услуг связи, компенсация которых не произведена из федерального бюджета и краевого бюджета, у ОАО "Сибирьтелеком" образовались убытки, истец обратился с настоящим иском.
Правовым основанием заявленных требований истцом названы статьи 8, 12, 15, 16, 781, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 30 Федерального закона "О связи", статьи 10, 14-22 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.95 .
Убытки являются одной из мер гражданско-правовой ответственности. Возмещение убытков - один из способов защиты нарушенных гражданских прав (статья 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Уставу ОАО "Сибирьтелеком" является коммерческой организацией, специализирующейся на оказании услуг связи. Статьей 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.95 N 15-ФЗ предусмотрено, что для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи. Перечень; льгот, а также категорий должностных лиц и граждан, которые имеют право на льготы и преимущества, определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации. При предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российский Федерации. В иных случаях при предоставлении льгот по оплате услуг связи возмещение недополученных предприятием связи доходов производится физическим или юридический: лицом, установившим льготы, за счет собственных средств. Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 47 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ предусмотрено, что для отдельных категорий пользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Статьей 1 названного Закона определено, что данный закон распространяется на следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату услуг за пользование радио.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. Согласно пункту 2 названных Правил финансирование расходов по предоставлению услуг связи ветеранам производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, действие данных правил продлено на 2001, 2002, 2003, 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255, от 28.02.2002 N 137, от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 N 80.
В соответствии с пунктами 2, 3 названных правил, финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее именуются - ветераны и инвалиды). Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2000 год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" утвержден предельный объем финансирования средств, направляемых в бюджет субъектов Российской Федерации на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным Федеральным законом "О ветеранах" в сумме 4 000,0 млн. руб., в том числе на оплату установки квартирных телефонов и абонентской платы за пользование ими в сумме 1003,0 млн. руб.
В соответствии с Приложением N 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" Министерству труда и социального развития Российской Федерации на расходы по оплате установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование выделено 1 620 7900,0 тыс. руб.
В соответствии с Приложением N 7 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" Министерству труда и социального развития Российской Федерации на расходы по оплате установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование выделено 2 638532,5 тыс. руб.
В соответствии с Приложением N 7 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" Министерству труда и социального развития Российской Федерации на расходы по оплате установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование выделено 2 892 965,1 руб.
Государственными контрактами на финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2001 год" от 02.03.2001 N 69-юр, "О федеральном бюджете на 2002 год" от 07.02.2002 N 26-юр, "О федеральном бюджете на 2003 год" от 16.01.2003 N 10-юр, "О федеральном бюджете на 2004 год" от 02.02.2004 N 20-юр управлению социальной защиты населения администрации Красноярского края были переданы полномочия по возмещению организациям расходов, связанных с предоставлением -льгот по Федеральному закону "О ветеранах", в том числе по оплате услуг установки телефонов и абонентской платы за пользование ими.
Из уведомлений, полученных Управлением социальной защиты населения администрации Красноярского края из Министерства труда и социального развития Российской Федерации, следует, что Управлению на реализацию федеральных полномочий по возмещению организациям расходов связанных с установкой квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в 2001 году выделено 29 649,1 тыс. руб., в 2002 году - 38 512,1 тыс. руб.. в 2003 году - 42 512,1 тыс. руб., в 2004 году - 67 840,6 тыс. руб.
Согласно представленных УСЗН края отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и платежных поручений, все выделенные средства в 2001-2004 годы израсходованы Управлением социальной защиты населения администрации Красноярского края полностью.
Таким образом, средства из федерального бюджета, выделенные Министерством труда и социального развития Российской Федерации Управлению социальной защиты населения администрации Красноярского края на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2002-2004 года использованы в полном объеме.
В обоснование заявленных требований истцом представлены реестры льготников, акты сверки реестров, акты сверки взаиморасчетов с органами социальной защиты населения, договоры оказания услуг связи, удостоверения, подтверждающие право на льготу, свидетельствующие об оказании истцом в спорный период услуг связи по льготным тарифам. Между тем, документального подтверждения возмещения затрат в сумме 18 388 182 руб.95 коп. из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" не представлено. Не возмещение указанной суммы связано с недостаточностью средств, выделенных Российской Федерацией на цели реализации данного Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации возмещаются расходы по оплате за пользование радио.
Постановлением администрации Красноярского края от 29.03.2001 N 216-П утверждены Правила возмещения расходов за счет средств краевого бюджета в 2001 году операторам связи, связанных с предоставлением услуг связи ветеранам по оплате за пользование радио, коллективной телевизионной антенной. Действие постановления продлено на 2002 год постановлением администрации края от 10.06.2002 N 178-п.
Согласно пунктам 2-4, 6 Положения финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, производится за счет средств краевого бюджета, предусмотренных бюджетам муниципальных образований в форме субвенций на 2001 год на реализацию льгот ветеранами, инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения Красноярского края. Органы социальной защиты населения администраций городов и районов края представляют в управление социальной защиты населения администрации края бюджетные заявки с обоснованием объема запрашиваемых из краевого бюджета средств, с указанием численности ветеранов, проживающих на соответствующей территории, тарифов за пользование радио и коллективной телевизионной антенной. Управление социальной защиты населения администрации края на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения администраций городов и районов края, представляет сводную бюджетную заявку в разрезе городов и районов края в Главное финансовое управление администрации края. Финансовые органы администраций городов и районов края в пределах ежемесячно выделяемых Главным финансовым управлением администрации края объемов финансирования производят перечисление денежных средств по видам льгот органам социальной защиты населения администраций городов и районов края. Органы социальной защиты населения администраций городов и районов края производят возмещение расходов предприятиям, предоставляющим льготы ветеранам, путем перечисления денежных средств на расчетные счета предприятий.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2003 N 169-п "О порядке возмещения расходов из средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона "О ветеранах", установлено, что Управление социальной защиты населения администрации Красноярского края и органы социальной защиты населения городов и районов края (далее - органы социальной защиты населения) производят возмещение расходов организациям, непосредственно осуществляющим предоставление льгот ветеранам, в пределах средств краевого бюджета, выделяемых на указанные цели, по мере их поступления. Основанием для возмещения расходов являются документы, подтверждающие факт предоставления льгот ветеранам: реестры, акты сверки, счета-фактуры. На основании данных персонифицированного учета фактически предоставленных льгот организации ежемесячно составляют реестры на возмещение расходов и передают их в органы социальной защиты населения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Органы социальной защиты населения производят сверку представленных организациями реестров с имеющимся банком данных граждан, имеющих право на льготы. В результате сверки реестров органы социальной защиты населения оформляют акты сверки реестров и предъявляют в организации на согласование с учетом замечаний, указанных в актах сверки, с указанием сумм расходов, подлежащих возмещению организациям. По итогам согласования актов сверки реестров организации представляют счета-фактуры в органы социальной защиты населения городов и районов края на суммы, подлежащие возмещению. Финансовые органы администраций городов и районов края производят перечисление денежных средств органам социальной защиты населения городов и районов края в пределах средств, выделяемых администрации Красноярского края, по городу Красноярску - в пределах средств, предусмотренных Законом Красноярского края "О краевом бюджете", на реализацию Федерального закона "О ветеранах". Органы социальной защиты населения городов и районов края производят возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы ветеранам, путем перечисления денежных средств на их расчетные (лицевые) счета.
Средства из краевого бюджета, выделенные Департаментом финансов Управлениям социальной защиты населения администраций районов и городов Красноярского края на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2002-2004 годах, использованы в полном объеме.
Из материалов дела (реестров льготников, акты сверки реестров, акты сверки взаиморасчетов с органами социальной защиты населения, договоры оказания, услуг связи, удостоверения, подтверждающие право на льготу) следует, что оказанные истцом в спорный период услуги связи, удостоверения, подтверждающие право на льготу) следует, что оказанные истцом в спорный период услуги связи по льготным тарифам на сумму 37 692 руб.43 коп. из краевого бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" не возмещались. Не возмещение указанной суммы связано с недостаточностью средств, выделенных Красноярским краем на цели реализации данного Федерального закона.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, привело к возникновению у ОАО "Сибирьтелеком" убытков.
Частью 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации выступают в отношениях регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (часть 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации под казной Российской Федерации и казной субъектов Российской Федерации понижаются средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными приятиями и учреждениями.
В соответствии с разъяснением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данному в совместном постановлении от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части перкой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в его обязанности входит соблюдение федеральных законов при разработке проектов федерального бюджета. В силу своего положения данное министерство вправе выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении убытков за ее счет. Убытки организации, связанные с предоставлением льгот на основании закона, который принят законодателем при недостаточности средств и действие которого не приостановлено, должны быть возмещены за счет федерального бюджета в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании абзаца 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в спорный период в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" истцу не были возмещены затраты, понесенные им в связи с оказанием услуг связи, требования ОАО "Сибирьтелеком" обоснованно удовлетворены арбитражным судом и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца правомерно взыскано 18388182,95 рублей убытков в возмещение расходов по предоставлению установленных Федеральным законом "О ветеранах" льгот по оплате услуг связи.
Арбитражный суд округа рассмотрел отказ ОАО "Сибирьтелеком" от иска к Красноярскому краю в части взыскания с него за счет казны 37 692 руб.43 коп.
Поскольку отказ истца от иска в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, он принят Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа.
В связи с принятием отказа истца от иска к Красноярскому краю в лице Департамента финансов администрации Красноярского края в сумме 37 692 руб.43 коп. производство по делу в указанной части на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
В остальной части обжалуемые судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы Российской Федерации в лице Министерств финансов Российской Федерации рассмотрены и отклонены окружным судом, как не влияющие на правильность и обоснованность выводов суда, изложенных в обжалуемых судебных актах.
Руководствуясь статьями 49, 150, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Принять отказ ОАО "Сибирьтелеком" от иска к Красноярскому краю в лице Департамента финансов администрации Красноярского края в сумме 37 692 руб.43 коп.
В указанной части производство по делу N А33-32727/04-С2 прекратить.
В остальной части решение от 31 марта 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 16 июня 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32727/04-С2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в его обязанности входит соблюдение федеральных законов при разработке проектов федерального бюджета. В силу своего положения данное министерство вправе выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении убытков за ее счет. Убытки организации, связанные с предоставлением льгот на основании закона, который принят законодателем при недостаточности средств и действие которого не приостановлено, должны быть возмещены за счет федерального бюджета в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании абзаца 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в спорный период в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" истцу не были возмещены затраты, понесенные им в связи с оказанием услуг связи, требования ОАО "Сибирьтелеком" обоснованно удовлетворены арбитражным судом и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца правомерно взыскано 18388182,95 рублей убытков в возмещение расходов по предоставлению установленных Федеральным законом "О ветеранах" льгот по оплате услуг связи."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2006 г. N А33-32727/04-С2-Ф02-4880,4904/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании