Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 сентября 2006 г. N А19-42804/05-47-Ф02-4921/06-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2006 г. N А33-32727/04-С2-Ф02-4880,4904/06-С2
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" ( далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 150 969 рублей 92 копейки, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением инвалидам в период с ноября по декабрь 2004 года льгот по оплате электроэнергии, обязанность оплаты которых предусмотрена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и договором от 12.02.2004.
Определением от 14 декабря 2005 года по делу N А19-42804/05-47 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Определение от 18 января 2006 года по делу N А19-42804/05-47 Главное управление социальной защиты населения Иркутской области исключено из числа участвующих в деле лиц.
Определением от 20 февраля 2006 года по делу N А19-42804/05-47 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование г. Усолье-Сибирское в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Усолье-Сибирское.
Решением от 31 марта 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19 июня 2006 года решение от 31 марта 2006 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты Министерство финансов Российской Федерации просит их отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель считает, что при их принятии судом были неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы о применении норм права, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
По его мнению, состав гражданского правонарушения является недоказанным.
В отзыве на кассационную жалобу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" указано на ее необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Представитель ОГУЭП "Облкоммунэнерго" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" предоставляло в период с ноября по декабрь 2004 года инвалидам, проживающим в г.Усолье-Сибирское, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате коммунальных услуг (электрической энергии) в размере 50 % от тарифа.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в законе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), порядок предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 27.07.1996 за N 901 утвердило "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с пунктом 16 которых расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из содержания указанных правовых актов следует, что законодатель определенно установил источник финансирования указанных расходов только по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности. Источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги, по жилищному фонду субъектов Российской Федерации, муниципальному и общественному жилищному фонду, указанными нормативными актами не установлен. Ссылка в пункте 16 постановления Правительства Российской Федерации N 901 от 27.07.1996 на то, что возмещение расходов производится в установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления порядке, не содержит указания на источник финансирования этих расходов, и не предусматривает возможности судебным органам определить источник финансирования самостоятельно.
Из имеющихся в материалах дела документов (актов сверки, ведомостей персонифицированного учета инвалидов) усматривается, что истец в ноябре-декабре 2004 года предоставил льготы инвалидам по оплате коммунальных услуг (электрической энергии), в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
Спора по объему и стоимости оказанных услуг между сторонами нет.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возмещение предприятию расходов по предоставлению инвалидам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, то у такой организации возникло право требования их возмещения.
Таким образом, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обоснованно обратилось с требованием о возмещении понесенных им в ноябре-декабре 2004 года и некомпенсированных расходов в размере 150 969 руб. 92 коп. в судебном порядке.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения отнесены к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, определен его размер, размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций субъектам Российской Федерации и направляемых на финансирование расходов по реализации, в частности, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанными Федеральными законами предусмотрено, что порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (действие которого продлено на 2004 год - постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80) утвержден порядок предоставления и расходования в 2004 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В статье 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году в сумме 6 600 000,0 тыс. руб. Данные средства Фонда компенсаций распределены по субъектам Российской Федерации на 2004 год.
Согласно приложению N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" субъекту Российской Федерации - Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлены субсидии в размере соответственно 268 540 тыс. руб.
Выделенные из федерального бюджета денежные средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" были перечислены местным бюджетам в полном объеме, о чем свидетельствуют Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" и Отчет об исполнении областного бюджета на 2004 год. При этом бюджету муниципального образования г.Усолье-Сибирское согласно приложению N 11 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" было выделено и перечислено в 2004 году - 10 764 тыс. руб.
Указанные средства муниципальным образованием г.Усолье-Сибирское распределены в полном объеме.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12.02.1998 N26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов в Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что субъект федерации - Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области исполнило свои обязанности и распределило в полном объеме фактически полученные из федерального бюджета денежные средства. Муниципальное образование г.Усолье-Сибирское также надлежащим образом исполнило свои обязанности и распределило учтенные в местном бюджете и фактически полученные денежные средства в полном объеме.
Судом установлено, что недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации, в связи с чем понесенные истцом расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг (электрической энергии) должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает указанный вывод суда обоснованным, поскольку он соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Обжалуемые судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены, однако признаны необоснованными и не влияющими на правильность принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 31 марта 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 19 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42804/05-47 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Приказом Минфина Российской Федерации от 12.02.1998 N26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов в Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.
...
Судом установлено, что недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имело место со стороны Российской Федерации, в связи с чем понесенные истцом расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг (электрической энергии) должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2006 г. N А19-42804/05-47-Ф02-4921/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании