Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 октября 2006 г. N А19-43206/05-14-Ф02-5083/06-С2
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2007 г. N А19-43206/05-14-4-Ф02-2947/2007, от 4 октября 2006 г. N А19-39032/05-14-Ф02-5166/06-С2, N А19-39646/05-22-Ф02-5171/06-С2, от 2 октября 2006 г. N А19-45708/05-47-Ф02-5079/06-С2
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция по эксплуатации зданий N 7" (далее МУП "ДЭЗ N7") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и г.Иркутску в лице Комитета по экономике и финансам г.Иркутска с требованием о взыскании 1 292 757 рублей 52 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Федеральным законом "О ветеранах", и 13 709 рублей 26 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году реабилитированным гражданам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность уплаты которых предусмотрена Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения комитета по делам горожан администрации г.Иркутска.
До принятия решения по делу истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 1 275 987 рублей 10 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Федеральным законом "О ветеранах", и с Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области и муниципального образования г.Иркутск в лице Комитета по экономике и финансам г.Иркутска солидарно 13 709 рублей 26 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году реабилитированным гражданам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность уплаты которых предусмотрена Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.02.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2006 года заявленные требования удовлетворены, взыскано с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу МУП "Дирекция по эксплуатации зданий N 7" 1 275 982 рубля 10 копеек - убытков, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах"; 6 854 рубля 63 копейки - убытков, связанных с реализацией Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий". С муниципального образования "Город Иркутск" в лице Комитета по экономике и финансам г.Иркутска за счет средств муниципального образования "Город Иркутск" взысканы в пользу МУП "Дирекция по эксплуатации зданий N 7" 6854 рубля 63 копейки - убытки, связанные с реализацией Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
Постановлением апелляционной инстанции от 29 июня 2006 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Иркутской области, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 26 апреля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43206/05-14.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не установлены противоправное поведение ГФУ Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, не доказана вина ГФУ Иркутской области.
Заявитель полагает, что решение вынесено с нарушением (неправильными применением) норм материального права, выразившегося в применении закона, не подлежащего применению (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
ГФУ считает, что арбитражным судом первой и апелляционной инстанций не исследован вопрос о том, за чей счет должны возмещаться расходы организаций жилищно-коммунального хозяйства, не компенсированные за счет бюджета Иркутской области. Сумма денежных средств, заложенная в областном бюджете, оказалась недостаточной (в том числе с учетом дефицита областного бюджета в 2004 году) для покрытия в полном объеме расходов указанных организаций.
Представитель заявителя жалобы поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", статьи 16, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в 2004 году на основании Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" оказывал населению г.Иркутска коммунальные услуги с предоставлением льгот по их оплате.
За указанный период истцом были предоставлены льготы, стоимость которых в полном объеме не была компенсирована, в связи с чем последний обратился в суд за защитой своих интересов, предъявив к взысканию 1 275 987 рублей 10 копеек -убытки по Федеральному закону "О ветеранах", и 137 09 рублей 26 копеек - убытки по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий".
В подтверждение понесенных расходов и их размеров истец представил списки лиц, которым предоставлялись льготные услуги, отчеты на возмещение расходов по предоставлению льгот, акты сверки сумм, подлежащих возмещению по состоянию на 30.12.2004 и 20.12.2004.
Департаментом социальной защиты населения г.Иркутска в материалы дела представлен акт N 864 от 18.04.2005 по результатам проведенной проверки в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2004 год МУП "ДЭЗ N7", из которого следует, что за заявленный истцом период, согласно проверенной документации, обосновано заявлена сумма в размере 1 275 987 рублей 10 копеек.
Спора по размеру заявленных требований между сторонами не возникло.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Иркутской области и муниципального образования г.Иркутска, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Поэтому Арбитражный суд Иркутской области взыскал поровну - по 6 854 рубля 63 копеек, а всего -137 09 рублей 26 копеек с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и МО город Иркутск в лице Комитета по экономике и финансам г.Иркутска - убытки по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Иркутской области неправильно истолковал положения Федерального закона "О ветеранах", не учел, что выделенные из федерального бюджета средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не в полной мере компенсировали понесенные субъектом Федерации - Иркутской областью - расходы.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение от 26 апреля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43206/05-14 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области - средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 26 апреля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43206/05-14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
...
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Иркутской области неправильно истолковал положения Федерального закона "О ветеранах", не учел, что выделенные из федерального бюджета средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не в полной мере компенсировали понесенные субъектом Федерации - Иркутской областью - расходы.
...
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области - средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 октября 2006 г. N А19-43206/05-14-Ф02-5083/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании