Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы
Ангарского муниципального образования
Иркутской области
от 29 сентября 2006 г. N 135-17рД
Педагогическая концепция
образования детей и молодежи
Ангарского муниципального образования
"Сибирский характер как ценность"
Утверждена на заседании муниципального экспертного совета по инновационной деятельности Управления образования администрации Ангарского муниципального образования 26 июня 2006 года.
Педагогическая концепция является документом, единым для всех образовательных учреждений Ангарского муниципального образования, определяющим педагогическую стратегию, основные направления, цели, задачи деятельности образовательных учреждений, входящих в образовательную систему муниципального образования, и позволяющим получить намеченные результаты.
Составители:
Белоус Н.Н., начальник Управления образования администрации Ангарского муниципального образования (АМО),
Грищенко Е.В., директор Центра обеспечения развития образования (ЦОРО),
Загвоздина С.А., методист Центра обеспечения развития образования,
Сидорук О.Н., директор МОУ "СОШ N 20",
Перфильева Н.В., заместитель директора по УВР МОУ "СОШ N 15",
Толмачева М.Г., заместитель директора по НМР МОУ "СОШ N 10",
Батырев А.В., заместитель директора по НМР МОУ "Ангарский лицей N 2",
Наумова О.А., заместитель директора по УВР МОУ "СОШ N 39",
Бородина Н.М., заместитель директора по НМР МОУ "Ангарский лицей N 1",
Антонова Е.Н., заместитель директора по УВР МОУ "СОШ N 17",
Кускова Л.С., заместитель директора по УВР ЦРТДиЮ "Гармония".*(1)
Научный консультант:
Стефановская Т.А., д.п.н., профессор, Академик Международной Академии наук педагогического образования.
Пояснительная записка
Педагогическая концепция раскрывает основные принципы образовательной политики, определенные нормативно-правовыми актами правительства: Законом РФ "Об образовании", Постановлением Правительства РФ "О национальной доктрине образования в РФ", Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы"; Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепцией модернизации дополнительного образования на период до 2010 года.
Под педагогической концепцией мы понимаем относительно целостную, завершенную совокупность обобщенных положений, идей, отражающих понимание сущности, содержания, организации жизнедеятельности образовательных учреждений.
Разработка педагогической концепции Ангарского муниципального образования обусловлена, прежде всего, социокультурной ситуацией в России начала XXI века:
- смещением акцента общественных отношений в сторону рыночных,
- развитием научно-технического прогресса, вследствие чего каждый человек оказался наедине с огромным потоком во многом противоречивой информации.
Разработка данной педагогической концепции определяется новыми приоритетами в развитии системы образования России. Так, в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года сказано: "Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Причем, приоритет воспитания не в том, чтобы противопоставить обучение и воспитание, а в эпическом векторе образования (каков мотив приобретения знаний, во имя чего они используются?)".
Разработка педагогической концепции образования детей и подростков Ангарского муниципального образования диктуется практической ситуацией:
- отсутствием в ряде образовательных учреждений ценностно-смыслового наполнения совместной деятельности педагогов и детей;
- подменой тонкого и серьезного развития духовного мира воспитанника заполнением его только научными знаниями, системой развлекательных мероприятий;
- определением результативности работы образовательных учреждений только количеством победителей олимпиад и поступающих в ВУЗы.
И, наконец, разработка данной педагогической концепции обусловлена системным нововведением в отечественном школьном образовании, существенно стимулирующим обновление образовательных учреждений - программно-целевой идеологией развития, определяющей инновационный режим жизнедеятельности. Именно поэтому в данном документе предполагается описание не того, что есть, а что должно быть, какие необходимы нововведения для качественного изменения деятельности и результатов образовательных учреждений Ангарского муниципального образования.
Цель педагогической концепции: определение стратегии развития образования в современных социально-экономических условиях молодого сибирского города.
Приоритетными задачами на муниципальном уровне являются:
- формирование единого подхода к воспитанию детей и молодежи во всех образовательных учреждениях Ангарского муниципального образования,
- преодоление негативных проявлений в поведении детей и молодежи,
- формирование межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи, взаимодействие с общественностью муниципального образования, развитие государственно-общественного управления.
Сегодня с философской точки зрения ведущей в теории и практике Российского образования является концепция гуманистического воспитания. На практике ее реализация происходит в различных моделях.
Нами разработана концепция теоретического уровня "Сибирский характер как ценность", которая имеет единую стратегическую педагогическую цель для реализации в образовательных учреждениях Ангарского муниципального образования. При этом каждое образовательное учреждение выстраивает свою модель организации педагогического процесса с учетом этой цели.
При разработке педагогической концепции "Сибирский характер как ценность" были учтены историко-географические условия, региональные приоритеты и социально-экономические условия Ангарского муниципального образования, культурно-национальные традиции жителей Сибири. Исходя из того, что характер народа формируется и развивается под влиянием определенных общественно-исторических и индивидуально-своеобразных условий жизни и деятельности, в его облике проявляется общечеловеческое, национальное и региональное.
Национальный характер - явление народное. Носители его, этносы, приходят и уходят; с ними приходят и уходят различные типы этно-национального характера.
Национальный характер - явление историческое, он меняется во времени по мере самоорганизации народа, изменения исторической обстановки исторических задач, стоящих перед обществом. По словам философа Н.Бердяева, "Россия сама по себе "двойственна". Она объединила в себе различные культуры, Россия - это Восток - Запад".
Литератор и этнограф Н.С.Щукин в 1860 г писал: "Опытный глаз сразу отличит сибиряка от русского". Данное высказывание касалось не только оценки внешнего образа, но и стереотипов поведения, отличительного образа жизни.
Термин "сибиряк" в новом субэтносе отражал и степень принадлежности к сибирской земле, и, одновременно, степень приспособления к сибирским факторам.
В Сибири проживают 120 народов и национальностей. Менталитет сибиряков представляет собой комплекс традиций, адаптированных к сибирским условиям в ходе освоения края. Одной из важнейших ценностей была ценность свободы. Генерал-губернатор Сибири князь П.Д.Горчаков писал: "Здешние поселения взросли в полной независимости..."
Н.Д.Фонвизина за долгие годы проживания в Сибири, сумела выделить следующие черты сибиряков: "Сибиряк ласков, добродушен. Большой хлебосол, но не клади ему палец в рот - он без намерений, но откусит. Сибирское основное свойство: осторожность. Сибиряки весьма просмешливы. Все, что не согласно их умонастроению, они неизменно просмеют".
В записках декабристов отмечается: "В борьбе за выживание в условиях соревнования-соперничества в сибиряках вырабатывались удивительная выносливость и настойчивость, необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях. Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах окружающих радушным и хлебосольным хозяином". Отмечалось, что "нигде в России так не подают нищим, как в Сибири".
"Нравы здешних жителей кротки, благонравны и гостеприимны, они каждого приезжающего принимают ласково, готовы разделить с ними последнее. Сибиряки - народ человеколюбивый и снисходительный". (Пестов Н. Записки об енисейской губернии Восточной Сибири. - М., 1833)
Наряду с милосердием, при выраженной соревновательности, сибирякам присущ высокий уровень нравственности. В сибирском афоризме - "Что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи" - мы видим философское осмысление нравственных качеств личности.
В понятие нравственность сибирский старожил вкладывает честь, достоинство, честность: "Честь чести и на слово верит". Важное место занимал свободный труд как мерило оценки "праведного человека", имеющего пашню, домохозяйство. Собственность, в понимании сибиряка, предназначена приносить доход. Это определяло рыночный характер мышления и установок поведения сибиряка. Богатство становится мерой "угодничества Богу".
Отказавшись от "великорусского авось", сибиряки выполняли любое дело аккуратно, добротно. Их отличали качества упорства, настойчивости, твердости духа, предприимчивости. "На многие поступки, принципы и правила сибиряк смотрит гораздо свободнее, смелее", - писал А.П.Щапов. О рациональности и уме сибиряков высказывались декабристы: "...удивляли и радовали умный и расторопный ход дел, ясное и простое изложение мнений". Сибирский характер проявлялся в труде, в быту, в культуре, в периоды великих испытаний.
Использование термина "сибирский характер" не преследует цель его сравнения или противопоставления характеру населения других регионов России. Главное - подчеркнуть особенности развития детей и молодежи в условиях Сибири, обозначить пути решения имеющихся проблем в сфере образования на муниципальном уровне.
Сибирский характер как ценность: сущность и общая характеристика*(2)
Понятие "характер" (от греческого "харассо" - острить, царапать, чертить) введено в обиход науки в значении "черта", "примета", "признак", "особенность". В справочной и научной литературе это понятие определяется следующим образом:
- "индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психологических особенностей (свойств, качеств) человека, обуславливающих образ его поведения";
- "целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности";
- "индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения".
Сущность характера отечественные ученые рассматривают с разных сторон: А.Ф.Лазурский видит ее в "наклонностях", Б.Г.Ананьев и С.Л.Рубинштейн - в "направленности" личности; К.Н.Корнилов - в "жизненных установках (мировоззрении, интересах, моральных убеждениях, идеалах"); Б.Н.Теплов - в целях и средствах их достижения.
Зарубежные авторы рассматривают характер как "систему влечений, обуславливающих поведение, но не тождественных ему", как "продукт общения в раннем детстве и, прежде всего, продукт социальных условий, способствующих его формированию" (З.Фрейд).
В структуре характера чаще всего выделяется две группы черт.
К первой относятся черты, выражающие систему отношений человека к действительности и определяющие мотивы поступков, цели действий, задачи, которые он себе ставит: отношение к другим людям, к труду и его результатам, отношение к самому себе, к значимым для человека сфере жизненных ценностей.# Многообразие отношений к действительности и способы осуществления подобных отношений определяются ценностными ориентирами личности.
Ко второй группе относятся волевые черты, связанные преимущественно с проявлением твердости, решительности, настойчивости, определяющие умение и готовность управлять своим поведением. "Содержание и направленность волевых поступков, - считает С.Л.Рубинштейн, - в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в качестве устойчивых для него свойств".
Таким образом, характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении и обуславливающих типичный способ поведения человека в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Черты характера - определенные существенные свойства человека, выстраивающие линию поведения личности и определяющие ее поступки и формы поведения.
Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, проявления которых требует выполняемая им в обществе роль, решаемая задача. Если характер индивида совпадает с основными чертами социального характера, то он стремится делать то, что необходимо и значимо в специфических условиях его жизни, что и развивает соответствующие индивидуальные черты характера. Социальный характер мобилизует энергию людей на выполнение задач данного общества, тем самым превращается в производительную силу, необходимую для социального прогресса. В этом проявляется взаимосвязь социального и индивидуального характеров.
Формируясь исторически, характер сибиряков представляет совокупность социально-психологических черт. К числу характерных черт сибиряков, как и русского народа, относятся трудолюбие, терпеливость, терпимость, миролюбие, доброта, отзывчивость, сердечность, открытость, любовь к Отечеству, гостеприимство, тяга к коллективному, любовь к природе - все то, что составляет совокупность особенностей духовного облика народа.
Под влиянием сегодняшних событий в области экономики и политики народный характер эволюционирует в сторону приспособления к реалиям рыночной экономики. Положительным моментом является осознание того, что в условиях рынка должны найти себя не только трудолюбивые, но и предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к самостоятельному выбору сфер деятельности и принятию ответственных решений.
Таким образом, сибирский характер рассматривается нами во взаимосвязи с национальным характером и понимается как совокупность объективных, исторически сложившихся социально-психологических особенностей народа, проявляющихся в отношении к общечеловеческим ценностям, в традиционных формах поведения, свойственных его представителям.
Черты сибирского народа понимаются нами как социально-исторически обусловленные и видоизменяющиеся с течением времени существенные качества народа, проявляющиеся через ценностные ориентации, на основе которых развертываются социальная регуляция и целенаправленные действия людей.
Ценностно-смысловые основания
деятельности образовательных учреждений
Ангарского муниципального образования
В структуре характера выделяются две группы черт (свойств, качеств). В первую входят черты, выражающие систему отношений человека к деятельности и индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. К этой группе относятся качества: гуманность, трудолюбие, честность.
Ко второй группе относятся волевые черты: готовность и умение сознательно регулировать свою деятельность, преодолевать трудности, регулировать свое поведение в соответствии с определенными принципами. К этой группе относятся качества: целеустремленность, настойчивость, самообладание.
Воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.
Воспитанность включает в себя культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.
Социальное требование носит обобщенный характер, оно дает лишь общую ориентацию поведения, побуждая человека к самостоятельному нравственному выбору применительно к многообразным ситуациям, т.е. предполагает личную моральную и гражданскую ответственность человека.
В нынешней ситуации социальные нормы и требования многими не исполняются и внешняя воля нередко побуждает к противоправным действиям, тем не менее, человек должен нести личную ответственность за свое поведение.
В гражданском выборе личность ориентируется на возможные юридические и волевые санкции, в нравственном - на осознаваемое ею значение действия. Таким образом, социально ценными можно назвать лишь действия, совершаемые человеком осознанно, самостоятельно, намеренно. В таком понимании проявление гражданских и нравственных качеств личности, их воспитанность рассматриваются как показатели плодотворности характера и эффективности воспитательной системы и результатов воспитания. [12]
Соотнесение государственных ориентиров и ценностных ориентаций педагогов, детей, родителей позволило определить базовые ценности детей и молодежи: Человек. Общество. Познание (или Знание). Информация. Общение. Культура.
Ключевые идеи, лежащие в основе целеполагания:
- постоянное наполнение совместной деятельности педагогов и детей в образовательном учреждении содержательным и опирающимся на вышеуказанные ценности смыслом,
- оказание членам сообщества (взрослым и детям) помощи и поддержки в поиске смысла жизни в работе, в учебе, обеспечении личностной значимости и развитии личностных смыслов образования и профессиональной деятельности,
- определение ценностных ориентиров воспитания сибирского характера как органичной составляющей педагогической деятельности всех образовательных учреждений.
Стратегической целью образовательной системы Ангарского муниципального образования является воспитание личности с сибирским характером, формирующимся на основе приоритетных ценностей: Человек. Общество. Познание (или Знание). Информация. Общение. Культура.
Ориентиром в ее конкретизации выдвигаются пять групп ключевых компетенций:
- политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты);
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе;
- компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;
- компетенции, связанные с возникновением общества информации;
- компетенции, реализующие способности и желание учиться всю жизнь.
Обобщенную модель личности с сибирским характером можно представить следующим образом (Рис.1)
"Обобщенная модель личности с сибирским характером"
Методологические основания
деятельности образовательных учреждений
Ангарского муниципального образования
Ведущими подходами при реализации вышеуказанных ориентиров выступают следующие подходы:
- системный подход, представляющий общенаучный уровень методологии, предполагает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов;
- личностно-деятельностный подход - предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности, обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания;
- социально-средовый подход - в основе данного подхода лежит учет конкретных условий социальной среды, конкретных исторических обстоятельств при организации педагогического процесса; подчеркивается актуальность изменения социального окружения. Особое внимание уделяется взаимодействию семьи и школы;
- аксиологический подход - обеспечивает ориентацию личности в общечеловеческих и национальных ценностях, формирование оценочной деятельности, рефлексирование собственной деятельности, регуляцию отношений, взаимодействие между участниками педагогического процесса. Данный подход позволяет коррелировать интерес и потребности личности и социума, создает установки на конкретные виды деятельности;
- коадаптационный подход - способ миропонимания, в основе которого приспособление различных теорий и опыта, существующих в мире, к имеющимся на конкретной территории. Коадаптация в педагогике - это коррелятивное приспособление различных понятий, суждений, теорий, идей к имеющимся, действующим в той или иной теории, реализующимся на практике [11];
- компетентностный подход предполагает в качестве "конечных" результатов образования развитие определенных личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей. С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей [7];
- культурологический подход - воспитание и образование через контекст культуры, приобщение к культуре Сибири, интеграцию свойств каждой культуры, предполагает самореализацию в культуре и выработку на этой основе своей социально-профессиональной позиции.
Ведущие принципы воспитания
Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействие субъектов образовательного процесса позволяет выделить ряд принципов воспитания.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Принцип определяет последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации.
Принцип природосообразности воспитания. Воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека сообразно полу и возрасту.
Принцип культуросообразности воспитания. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.
Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. При этом учитываются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.
Принцип коллективности социального воспитания. Социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает человеку опыт жизни в обществе, создает условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации в обществе.
Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большей мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.).
Триединое образовательное пространство
как ведущее средство развития
личности с сибирским характером*(3)
Триединое образовательное пространство (ТОП) выстраивается в муниципальном образовании (в образовательном учреждении, каждым отдельным педагогом) исходя из положения о том, что "современный школьник находится одновременно в трех реальностях: объективной, субъективной, виртуальной" (В.А.Караковский).
Триединое образовательное пространство есть часть среды, выстраиваемой отдельным педагогом (или образовательным учреждением, или сообществом педагогов на муниципальном уровне), в которой субъекты взаимодействуют в диалоговом режиме в трех видах деятельности (учебной, внеклассной по предмету, специальной воспитательной) с целью воспитания подрастающего поколения на базе единства цели, модели воспитываемой личности, ценностей и специально разработанного методического обеспечения. Схематично, вышеизложенное можно изобразить следующим образом (Рис.2).
"Триединое образовательное пространство как ведущее условие освоения приоритетных ценностей"
Итак, триединое образовательное пространство имеет общие для всех его участников:
- цель - воспитание личности с сибирским характером,
- модель выпускника (предвосхищение результатов педагогического воздействия),
- основу - приоритетные ценности: Человек. Общество. Познание (или Знание). Информация. Общение. Культура,
- субстанцию целостного образовательного пространства (приоритетные ценности / антиценности),
- методическое обеспечение.
Внутри единого образовательного пространства выделяются условно две группы субъектов: центральная и периферийная.
К центральной группе субъектов триединого образовательного пространства относятся педагоги и воспитанники образовательных учреждений, принявшие и реализующие единую педагогическую концепцию.
Центральные субъекты действуют на базе созданной предметной базы или методического обеспечения, пособий, разработанных в соответствии с целями, которые являются сплачивающими и собственно материализованным обучающим и воспитывающим элементом, образующим своеобразное "ядро" целостного образовательного пространства.
Ко второй группе субъектов относятся "периферийные" субъекты, которые возникают естественным образом, существуют и действуют независимо от желания центральных субъектов. К периферийным субъектам триединого образовательного пространства мы относим представителей внешней (по отношению к данной педагогической концепции) среды. Они не включены непосредственно в работу трех видов деятельности, т.е. не входят в "ядро" триединого образовательного пространства, а находятся на периферийных позициях.
Наличие двух групп субъектов порождает два типа отношений, возникающих между двумя группами субъектов. Это целенаправленно-выстроенные и хаотичные отношения*(4).
Отношения или взаимоотношения, относящиеся к разряду целенаправленно-выстроенных, возникают между центральными субъектами триединого образовательного пространства. Эти взаимоотношения характеризуются открытостью, доверительностью, искренностью. Они имеют в своей основе, прежде всего, приоритетные и нравственные ценности, строятся на нравственных началах, что и порождает данный характер взаимоотношений. Эти взаимоотношения планируются, реализуются и анализируются педагогами, которые именно с этой целью заранее разрабатывают методическое обеспечение нравственно-аксиологической направленности и создают программы воспитания. Взаимоотношения, возникающие между субъектами центральной группы, направлены непосредственно на выполнение поставленной цели и получение запланированного результата.
Однако субъекты центральной группы не изолированы от субъектов периферийной группы, находящихся в непосредственной близости и требующих возникновения другого типа отношений - хаотичных.
Достоинством триединого образовательного пространства мы считаем то, что устанавливаются взаимоотношения между центральными субъектами, оказывающие позитивное влияние на хаотичный тип отношений. Аксиологический взгляд на любое анализируемое явление или ситуацию, рассматриваемые в рамках "ядра", переносится на ситуации, возникающие за пределами "ядра". Невидимое влияние, переносящееся на хаотичные отношения с периферийными субъектами, не менее важно для реализации цели, т.к. выступая в совокупности с центральными субъектами, дополняя целенаправленно-выстроенные взаимоотношения хаотичными, приводит к получению результата - личности с сибирским характером.
Внутри "ядра" триединого образовательного пространства при работе в трех видах деятельности прослеживается влияние как ценного, так и антиценного, поскольку это неизбежные реалии жизни. Работа по рассмотрению созидательной силы приоритетных ценностей и разоблачению пагубного влияния антиценностей планируется, разрабатывается и реализуется в специально организованной педагогической деятельности. Ценности и антиценности подвергаются анализу в дискуссиях, творческих работах, беседах. Во второго типа отношениях субъекты вступают в разнообразные виды отношений с периферийными субъектами, при этом ценности и антиценности не запрограммированы, а выступают спонтанно во всем многообразии и хитросплетении. Оставаясь лицом к лицу как с проявлением ценного, так и антиценного, подросток ранжирует ценности и антиценности, самостоятельно принимать решения и выстраивать в соответствии с этим свою линию поведения.
Ценности и антиценности выступают в пределах триединого образовательного пространства некой невидимой субстанции, исходящей от "ядра" и распространяющейся на все возникающие внутри триединого образовательного пространства связи. И, если задачей педагога является создание педагогических условий по освоению части данной субстанции в виде приоритетных ценностей, то задачей воспитанников является их освоение, внутренняя классификация и перенос на возникающие внутри целостного образовательного пространства отношения. Событийный характер складывающихся хаотичных отношений внутри триединого образовательного пространства может регулироваться в процессе работы с педагогом, который должен быть готов не только к разъяснению стихийно возникающих ситуаций, но и к их сопоставлению с описываемыми внутри "ядра" ситуациями. Постоянное взаимодействие главных субъектов способствует регуляции отношений и их возможной корректировке.
Таким образом, отличительными особенностями триединого образовательного пространства является наличие:
- двух групп субъектов (центральной и периферийной),
- двух типов отношений (целенаправленно-выстроенных и хаотичных),
- взаимосвязи и взаимодополняемости между группами субъектов,
- сплетение отношений целенаправленно-выстроенных и хаотичных между группами субъектов,
- постоянной регуляции отношений со стороны одного из центральных субъектов - педагога,
- доверительного характера отношений внутри "ядра",
- влияния доверительного характера отношений за пределами триединого образовательного пространства,
- невидимой субстанции (ценности / антиценности) в пределах триединого образовательного пространства,
- возможности реализации отношений, основанных на аксиологических началах за пределами триединого образовательного пространства.
Гибкость триединого образовательного пространства проявляется в представляемой возможности выбора средств и методов обучения и воспитания.
Общие условия эффективного функционирования
триединого образовательного пространства
Ангарского муниципального образования
- Принятие цели (личность с сибирским характером, формирующимся и проявляющимся в отношении к приоритетным ценностям: Человек. Общество. Знания. Информация. Общение. Культура.) всеми участниками триединого образовательного пространства Ангарского муниципального образования.
- Единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты воспитания черт сибирского характера.
- Гибкая структура триединого образовательного пространства, его событийность, диалоговый режим создания.
- Разветвленная система отношений между различными компонентами и субъектами триединого образовательного пространства.
- Научно-методическое, научно-теоретическое обеспечение реализации данной педагогической концепции.
Критерии эффективности
реализации педагогической концепции
- Методологический уровень - соответствие заявленных целей и задач реализуемым.
- Психологический уровень - позитивность влияния на индивидуальную успешность детей и взрослых.
- Дидактический уровень - процессуальная и технологическая обеспеченность реализации педагогической концепции.
- Валеологический уровень - позитивность влияния идей педагогической концепции на укрепление здоровья (физического, психологического и нравственного).
- Управленческий уровень - оптимальность затрат и усилий при внедрении педагогической концепции.
Содержание деятельности
образовательных учреждений
Согласно проекту государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года" основными направлениями развития воспитания являются:
- реализация воспитывающей функции семьи,
- развитие воспитания в системе образования,
- формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств,
- формирование здорового образа жизни (ЗОЖ),
- трудовое воспитание, подготовка к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях,
- профилактика асоциального поведения,
- научно-методическое сопровождение реализации развития личности.
Важнейшими задачами воспитания, определенными "Концепцией модернизации образования в Российской Федерации до 2010 года" являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие всех образовательных учреждений, муниципальной методической службы с другими учреждениями муниципального образования и с социумом в целом.
Особое внимание обращается на решение следующих актуальных проблеем:
- формирование приоритетных черт характера, необходимых для жизни в меняющихся условиях (мобильности, динамизма, самостоятельности в принятии решений и умения брать ответственность на себя), и социальной активности детей и молодежи;
- формирование позитивного имиджа ангарчанина;
- создание единой воспитательной среды;
- интеграция обучения, воспитания и развития;
- формирование толерантности в условиях многонационального города;
- информатизация УВП;
- развитие системы предшкольного образования;
- организация предпрофильного и профильного образования, соответствующего заказу родителей, детей и потребностям рынка труда Ангарского муниципального образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров в рамках реализации педагогической концепции;
- повышение эффективности научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
- формирование межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи;
- взаимодействие с общественностью Ангарского муниципального образования, развитие государственно-общественного управления.
Мэр |
А.П.Козлов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Ангарского муниципального образования Иркутской области от 29 сентября 2006 г. N 135-17рД "Об утверждении педагогической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.