Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 17 февраля 2004 г. N 154
"Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский"
17 марта 2005 г., 27 февраля, 26 марта 2009 г.
В целях реализации задач и функций в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, установленных Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, приказываю:
1. Утвердить Положение о федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский".
2. Директору федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" Гукову А.Ю. осуществить регистрацию Положения в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра |
В.П. Рощупкин |
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о Федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский"
(утв. приказом МПР России от 17 февраля 2004 г. N 154)
17 марта 2005 г., 27 февраля, 26 марта 2009 г.
п. Тикси, Республика Саха (Якутия), 2004 г.
См. справку о государственных природных заповедниках
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в соответствии с Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48.
1.2. Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Организационно-правовая форма государственного природного заповедника "Усть- Ленский" как некоммерческой организации - федеральное государственное учреждение.
1.3. Полное наименование юридического лица - федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский".
Краткое наименование - "Государственный заповедник "Усть-Ленский".
1.4. Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" (далее по тексту - заповедник) руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными законодательными и нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), законодательством Республики Саха (Якутия), а также настоящим Положением.
1.5. Юридический адрес заповедника: 678400, Россия, Республика Саха (Якутия), п. Тикси, ул. Академика Федорова, 28.
II. Задачи заповедника
2.1. На заповедник возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды:
ж) апробирование и внедрение на территории биосферного полигона заповедника методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.
III. Порядок образования заповедника
3.1. Заповедник учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 18 декабря 1985 г. N 571, и организован в соответствии с приказом Главохоты РСФСР от 29 декабря 1985 г. N 632, а также с учетом постановления Совета Министров Якутской АССР от 13 марта 1986 г. N 111 и решения исполкома Булунского районного Совета народных депутатов от 27 мая 1986 г. N 617, на территории общей площадью 1433000 га, в том числе: кластерный участок N 1 - "Дельтовый" 1300 тыс. га, кластерный участок N 2 - "Сокол" - 133 тыс. га.
3.2. Охранная зона заповедника установлена постановлением Совета Министров Якутской АССР от 13 марта 1986 г. N 111 с площадью 1050 тыс. га. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 1993 г. N 33 в охранную зону заповедника включен архипелаг Новосибирские острова. В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 августа 1996 г. N 337 территория охранной зоны заповедника включена в территорию ресурсного резервата "Лена-Дельта".
3.3. В ведении заповедника находится Ресурсный резерват республиканского значения "Лена-Дельта" (далее - резерват), учрежденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 августа 1996 г. N 337.
Территория резервата площадью 5932000 га расположена в дельте р. Лена, на хребте Туора-Сис, а также на Новосибирских островах.
3.4. К территории заповедника в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы, может быть присоединена территория биосферного полигона с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
IV. Управление заповедником
4.1. Заповедник находится в ведении Минприроды России.
4.2. Заповедник возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Директор осуществляет непосредственное руководство заповедником и несет персональную ответственность за его деятельность.
4.3. Директор заповедника:
а) без доверенности действует от имени заповедника и представляет его интересы во всех органах государственной власти и управления, учреждениях, предприятиях, организациях, судебных органах, а также за рубежом;
б) по согласованию с Минприроды России утверждает структуру и штатное расписание заповедника, утверждает должностные инструкции работников;
в) заключает договоры во всех областях деятельности заповедника;
г) распоряжается имуществом и средствами заповедника в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
д) открывает лицевые счета в органах федерального казначейства Минфина России;
е) назначает на должность и освобождает от должности работников, а также заключает срочные трудовые договоры на выполнение отдельных, в том числе временных и сезонных, видов работ; заместители директора заповедника назначаются директором заповедника по согласованию с Минприроды России в установленном порядке;
ж) налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников заповедника и применяет меры материального и морального поощрения;
з) издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками заповедника, утверждает правила внутреннего трудового распорядка;
и) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в установленном порядке и в пределах имеющихся у заповедника средств;
к) передает исполнение части своих полномочий заместителям;
л) выдает доверенности на совершение юридических действий от имени заповедника.
4.4. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников заповедника устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
4.5. Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением, законодательством Российской Федерации и приказами Минприроды России.
4.6. Директор заповедника подотчетен Минприроды России.
V. Правовой статус заповедника
5.1. Заповедник является юридическим лицом - федеральным государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. Заповедник может финансироваться также за счет поступлений из бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников, в том числе доходов от собственной деятельности. Заповедник имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах федерального казначейства Минфина России, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, штампы, бланки и другие средства идентификации.
5.2. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории заповедника, предоставлены заповеднику в постоянное (бессрочное) пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Их изъятие либо иное прекращение прав заповедника на них запрещается.
5.3. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедника полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
5.4. Территория заповедника учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, схем землеустройства и районной планировки, а также в территориальных комплексных схемах охраны природы.
5.5. Заповедник полностью освобожден от платы за землю.
5.6. Заповедник пользуется налоговыми льготами, установленными для государственных природных заповедников действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
5.7. Заповедник вправе иметь собственную символику (флаг, вымпел, эмблему и др.), утверждаемую в установленном порядке.
5.8. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции, а также товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории заповедника, а также его названия и символики осуществляется с разрешения администрации заповедника.
5.9. Заповедник может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
VI. Режим заповедника
6.1. На всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:
- действия, изменяющие гидрологический режим земель;
- изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
- рубка леса, за исключением прочих рубок, осуществляемых в установленном порядке, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
- сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
- строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника; при этом в отношении объектов, предусмотренных генпланом, разрешения на строительство оформляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
- интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
- сплав леса;
- загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором;
- транзитный прогон домашних животных;
- нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;
- подход к территории и стоянка у границ заповедника морских и речных плавсредств, заход судов и иных транспортных средств в заповедную часть устья р. Лена от Белой Скалы до точки в 3 км ниже устья р.Тыылаах-Юрягэ по течению Быковской протоки, кроме случаев, возникающих при чрезвычайных ситуациях и для обеспечения безопасности людей или судов и иных плавсредств;
- сбор зоологических, ботанических, минералогических и иных коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповеднике;
- пролет вертолетов и самолетов ниже 2000 метров над заповедником без согласования с его администрацией или Минприроды России, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;
- уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов и других информационных знаков и стендов заповедника, а также оборудованных мест отдыха, строений и имущества заповедника;
- иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
6.2. На территории заповедника допускается осуществление мероприятий и деятельности, направленных на:
- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей, животных, природных комплексов и объектов;
- предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам;
- проведение научных исследований и экологического мониторинга;
- ведение эколого-просветительской работы;
- осуществление контрольных функций.
6.3. В заповеднике могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются заповедником, исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. Порядок посещения этих участков определяется администрацией заповедника с учетом рекомендаций научно-технического совета заповедника.
6.4. На специально выделенных участках, прилегающих к научным станциям Эбелях, Николай-Кюель, в радиусе до 5 км от них допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности сотрудников заповедника и участников научных экспедиций. Видами ограниченного природопользования на этих участках являются:
- заготовка плавника для дров и деловой древесины, осуществляемая в соответствии с утвержденными планами лесохозяйственных и заповедно-режимных мероприятий; решение об использовании плавника принимается администрацией заповедника;
- сбор грибов и ягод сотрудниками заповедника и участниками научных экспедиций при проведении работ на территории заповедника для личного потребления (без права продажи);
- любительский лов рыбы работниками заповедника и участниками научных экспедиций при проведении работ на территории заповедника для личного потребления (без права продажи) в порядке, устанавливаемом администрацией заповедника в соответствии с рекомендациями научно-технического совета заповедника и в соответствии с Правилами любительского и спортивного рыболовства, действующими в Республике Саха (Якутия). На специально выделенных участках допускается также:
- организация и устройство учебных и экскурсионных экологических маршрутов; проекты экологических маршрутов разрабатываются заповедником с учетом рекомендаций научно-технического совета заповедника и утверждаются структурным подразделением Минприроды России, осуществляющим непосредственное управление и контроль за деятельностью государственных природных заповедников;
- размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.
6.5. На территории заповедника отстрел (отлов) диких животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям, выдаваемым структурным подразделением Минприроды России, осуществляющим непосредственное управление и контроль за деятельностью государственных природных заповедников.
6.6. Пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.
6.7. Ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории заповедника, его охранной зоны и иных особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении заповедника, наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VII. Организация охраны заповедника
7.1. Охрана природных комплексов и объектов на территории заповедника и резервата осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории заповедника, работники которой входят в штат заповедника.
7.2. В состав специальной государственной инспекции по охране территории заповедника входят: директор заповедника, являющийся главным государственным инспектором, его заместители, являющиеся заместителями главного государственного инспектора, старшие государственные инспектора, участковые государственные инспектора и государственные инспектора по охране территории заповедника.
7.3. Права государственных инспекторов по охране территории заповедника могут быть предоставлены работникам заповедника, которые не являются государственными инспекторами по занимаемой должности. Предоставление указанных прав осуществляется с согласия работника по его письменному заявлению и оформляется приказом директора заповедника.
7.4. К охране заповедной территории могут привлекаться работники правоохранительных органов, сотрудники специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, а также внештатные инспекции, сформированные территориальными органами Минприроды России и общественными природоохранными организациями. Рейды указанных органов на территории заповедника проводятся только совместно с представителями государственной инспекции по охране территории заповедника.
7.5. Государственные инспектора по охране территории заповедника в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территории заповедника и резервата документы на право пребывания на этой территории, а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение оружия;
б) проверять документы на право осуществления деятельности в области природопользования и иной деятельности на прилегающей к территории заповедника территории резервата;
в) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определение о проведении административного расследования;
г) задерживать лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды, на территории заповедника и резервата и доставлять указанных лиц с целью составления протокола об административном правонарушении в правоохранительные органы, в помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в служебное помещение заповедника;
д) беспрепятственно посещать любые предприятия, учреждения, организации, гидротехнические сооружения и иные объекты, расположенные в границах заповедника и резервата, в том числе режимные объекты в установленном порядке, для проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, производить осмотр принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;
е) производить на территории заповедника, резервата досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного и растительного мира, полученной от них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
ж) производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения;
з) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;
и) применять в установленном порядке физическую силу, служебных собак и специальные средства - наручники, резиновые палки, средства принудительной остановки автотранспорта и электрошоковые устройства (искровые разрядники) отечественного производства;
к) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны, а также иным правилам и нормативам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, на территории заповедника, резервата;
л) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима заповедника, его охранной зоны к административной ответственности.
7.6. Главному государственному инспектору и его заместителям предоставляются все права государственных инспекторов, предусмотренные настоящим Положением. Кроме того, указанные лица имеют право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму заповедника, резервата;
б) рассматривать дела о нарушениях установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории заповедника, резервата;
в) налагать административные взыскания, предусмотренные действующим законодательством об административных правонарушениях;
г) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу заповедника средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедника, резервата и других подконтрольных ему территорий в результате нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов;
д) передавать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования на рассмотрение судье;
е) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
7.7. Государственные инспектора по охране территории заповедника пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
7.8. Государственным инспекторам по охране территории заповедника безвозмездно выдается в установленном порядке форменное сезонное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
7.9. Государственным инспекторам по охране территории заповедника при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение и применение служебного, гражданского, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия, а также патронов к нему. Порядок приобретения, хранения и применения огнестрельного оружия регулируется законодательством Российской Федерации.
7.10. Государственные инспектора по охране территории заповедника при исполнении служебных обязанностей бесплатно обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты, а также необходимым полевым снаряжением.
7.11. Государственные инспектора по охране территории заповедника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.12. Ущерб имуществу государственных инспекторов, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств заповедника или Минприроды России. При этом дирекция заповедника вправе предъявить регрессный иск к юридическому или физическому лицу, ответственному за причиненный ущерб.
7.13. В случае гибели государственного инспектора при исполнении служебных обязанностей или служебного долга семье погибшего выплачивается в течение 5 лет со дня гибели его денежное содержание, а по истечении этого срока - пенсия по случаю потери кормильца в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VIII. Научно-исследовательская деятельность заповедника
8.1. Научно-исследовательская деятельность в заповеднике и на территории резервата направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
8.2. Научно-исследовательская деятельность заповедника осуществляется в соответствии с Положением о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников Госкомэкологии России, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 10.04.98 N 205.
8.3. Научно-исследовательская деятельность в заповеднике проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела по планам научно-исследовательских работ;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, а также отдельными лицами, в том числе иностранными, на договорных началах по общим с заповедником программам, согласованным с Минприроды России;
- иными штатными работниками других подразделений заповедника.
8.4. Организация и непосредственное руководство научными исследованиями, проводимыми в заповеднике, осуществляется заместителем директора по научной работе, являющимся по должности первым заместителем директора заповедника и назначаемым директором заповедника по согласованию с Минприроды России в установленном порядке.
8.5. В заповеднике создан Научно-технический совет, который функционирует в соответствии с Положением о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников. Персональный состав совета утверждается структурным подразделением Минприроды России, осуществляющим непосредственное руководство и контроль за деятельностью государственных природных заповедников каждые два года.
8.6. В заповеднике формируются и находятся на хранении научные фонды (архивные, коллекционные, музейные и библиотечные).
8.7. Заповедник имеет право издания научных трудов.
8.8. Директор заповедника является председателем Научно-технического совета, его первый заместитель - заместителем председателя совета. Секретарь Научно-технического совета избирается на первом заседании совета из числа его членов сроком на 2 года. Решения Научно-технического совета принимаются открытым голосованием, носят рекомендательный характер и вступают в силу после утверждения их приказами директора.
8.9. Итоговые научные отчеты по темам НИР составляются руководителями тем на основании оперативных отчетов исполнителей, рассматриваются на Научно-техническом совете и представляются в структурное подразделение Минприроды России, осуществляющее непосредственное руководство и контроль за деятельностью государственных природных заповедников в сроки, предусмотренные договором.
IX. Эколого-просветительская деятельность заповедника
9.1. Эколого-просветительская деятельность заповедника направлена на обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедником поставленных перед ним задач, содействие в решении региональных экологических проблем, участие в формировании экологического сознания населения и развитии экологической культуры.
9.2. Эколого-просветительская деятельность заповедника осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Госкомэкологии России, утвержденными Председателем Госкомэкологии России 3 августа 1999 года.
9.3. Непосредственная организация и выполнение эколого-просветительской работы осуществляется специализированным подразделением заповедника - отделом экологического просвещения.
9.4. Эколого-просветительская деятельность на территории заповедника и резервата осуществляется методами, не противоречащими установленному режиму охраны.
9.5. Организация и непосредственное руководство эколого-просветительской деятельностью заповедника осуществляется начальником отдела экологического просвещения, назначаемым приказом директора заповедника в установленном порядке.
9.6. Эколого-просветительская работа заповедника может осуществляться:
- штатными сотрудниками отдела экологического просвещения;
- штатными работниками иных структурных подразделений заповедника;
- сторонними организациями (в том числе и общественными) и отдельными лицами на договорных началах в рамках утвержденного плана.
9.7. Эколого-просветительская деятельность заповедника проводится по планам, рекомендованным научно-техническим советом, утвержденным директором заповедника и согласованным со структурным подразделением Минприроды России, осуществляющим непосредственное руководство и контроль за деятельностью государственных природных заповедников.
9.8. В отделе экологического просвещения заповедника формируются и находятся на хранении: материально-техническая база для функционирования отдела, методические материалы и музейные фонды эколого-просветительского значения, а также, материалы издательской, рекламно-издательской, художественной, научно-популярной, фото- и видеопродукции.
9.9. В ведении отдела экологического просвещения находятся визит-центры и музеи заповедника, экологические тропы и рекреационные объекты.
9.10. Отдел экологического просвещения заповедника организует выпуск полиграфической, фото- и видео- продукции пропагандистского и научно-популярного природоохранного профиля, а также производство рекламно-сувенирной продукции, пропагандирующей деятельность заповедника.
X. Финансово-хозяйственная деятельность заповедника
Приказом Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 71 в пункт 10.1 настоящего Положения внесены изменения
10.1. Заповедник осуществляет деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму. Заповедник осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению:
1) реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением;
2) реализация продукции подсобного сельскохозяйственного производства;
3) реализация продукции питомников и ферм (в том числе по разведению диких животных и дикорастущих растений);
4) реализация полиграфической продукции рекламного, информационного и научного характера, включая полиграфические (в том числе компьютерный набор и макетирование) и копировально-множительные работы;
5) реализация видео- и фотопродукции;
6) реализация продукции с символикой заповедника и сувенирной продукции;
7) реализация древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесами, и продукции деревообработки;
8) реализация (через территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом) безвозмездно изъятых или конфискованных в установленном порядке орудий и продукции незаконного природопользования;
9) проведение экскурсий для посетителей на территории заповедника и его охранной зоны, иных особо охраняемых природных территориях, а также в музеях, музейных экспозициях, дендрариях, питомниках, вольерных комплексах и информационных центрах заповедника;
10) услуги по организации и проведению детских экологических лагерей;
11) услуги по организации и проведению студенческих и школьных экологических практик, в том числе для иностранных студентов;
12) услуги, связанные с проведением профессиональных фото- и видеосъемок;
13) услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей;
14) услуги, связанные с посещением обустроенных экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха);
15) прокат транспортных средств (в том числе водных), лошадей, туристического оборудования и снаряжения для посетителей;
16) предоставление справочных материалов и иной информации и документации по вопросам сферы деятельности заповедника;
17) транспортные услуги для посетителей;
18) выполнение на договорных началах научно-исследовательских работ (включая дендрологическое обследование) и природоохранных мероприятий (по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов);
19) проведение профессиональных консультаций в вопросах сохранения и изучения природных комплексов и объектов, выполнение проектных работ, экспертных работ и оценок, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду;
20) выполнение работ по мониторингу природных комплексов и объектов;
21) выдача разрешений на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории государственного природного заповедника, а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления.
10.2. Планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед заповедником, и сметы доходов и расходов заповедника утверждаются Минприроды России.
10.3. Заповедник в установленном порядке определяет цены и тарифы на реализуемые в результате собственной деятельности товары, работы и услуги, в том числе в сфере эколого-просветительской деятельности, определенной данным Положением, в работе музеев, при разработке, подготовке и использовании экологических маршрутов. Заповедник использует утвержденные в установленном порядке формы бланков строгой отчетности, применяемые для расчетов с физическими и юридическими лицами.
10.4. Заповедник самостоятельно распоряжается собственными средствами, полученными:
- от научной, природоохранной, эколого-просветительской, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам заповедника;
- в счет возмещения ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами природным комплексам и объектам, расположенным на территории заповедника и резервата;
- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
- в порядке безвозмездной помощи, пожертвований и благотворительных взносов.
Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения и взысканные по постановлениям должностных лиц заповедника, поступают в самостоятельное распоряжение заповедника.
10.5. Заповедник при исполнении сметы доходов и расходов самостоятелен в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
10.6. Заповедник осуществляет бухгалтерский учет по единому плану счетов, в установленном законодательстве# порядке представляет квартальные и годовые бухгалтерские отчеты, оперативную и статистическую отчетность.
10.7. Заповедник вправе вести капитальное строительство служебных и жилых объектов хозяйственным способом, а также проводить собственными силами работы по капитальному и текущему ремонту при наличии соответствующих разрешительных документов и в объемах, установленных на соответствующий год сметами доходов и расходов заповедника, утверждаемыми Минприроды России.
XI. Условия и оплата труда в заповеднике
11.1. Структура и штаты заповедника определяются директором заповедника в пределах фонда оплаты труда, исходя из задач заповедника, и согласовываются с Минприроды России.
11.2. Формы, система и размер оплаты труда работников устанавливаются заповедником самостоятельно в соответствии с действующими условиями оплаты труда в пределах имеющихся средств на оплату труда.
Доплаты, надбавки, премии и другие виды дополнительного поощрения работников определяются администрацией заповедника в соответствии с действующим законодательством в пределах имеющихся средств.
11.3. Работники заповедника могут приниматься на работу с прохождением испытательного срока в соответствии с действующим трудовым законодательством.
11.4. Жилищный фонд заповедника в установленном порядке может быть включен в категорию служебного.
11.5. При выезде специалиста на временную работу в заповедник жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи по месту постоянного жительства, бронируются на все время действия трудового договора.
11.6. Работникам заповедника выдается бесплатно специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты по установленным законодательством нормам.
11.7. Работникам заповедника, имеющим в личной собственности автомобили, мотоциклы, снегоходы, мотонарты, катера, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, могут выделяться горючие и смазочные материалы, а также производиться текущий ремонт этой техники за счет заповедника или может выплачиваться компенсация в соответствии с действующим законодательством.
11.8. Работникам заповедника для отопления жилых помещений отпускается топливо по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.
XII. Имущество заповедника
12.1. Имущество заповедника является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Заповедник владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах прав, установленных гражданским законодательством.
12.2. Имуществом заповедника является:
- имущество, закрепленное Министерством имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество России), его территориальным органом;
- имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых заповеднику по смете;
- имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых заповедником от разрешенной собственной деятельности, поступающих в самостоятельное распоряжение заповедника, и учитываемое на отдельном балансе.
12.3. Заповедник не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться своим имуществом, в том числе сдавать в аренду, предоставлять в залог, передавать во временное пользование другим физическим и юридическим лицам без согласия Минимущества России (его территориального органа) и Минприроды России.
12.4. Заповедник отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
12.5. Имущество заповедника, закрепленное за ним на праве оперативного управления, может быть изъято Минимуществом России (его территориальным органом) в соответствии с действующим законодательством.
12.6. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества заповедника осуществляется Минприроды России.
XIII. Реорганизация или ликвидация заповедника
13.1. Заповедник как государственное учреждение может быть реорганизован или ликвидирован только по решению Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
XIV. Контроль за деятельностью заповедника
14.1. Государственный контроль в области организации и функционирования заповедника осуществляется Росприроднадзором и другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в пределах их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 17 февраля 2004 г. N 154 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Усть-Ленский"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 71
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66