Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 октября 2006 г. N А58-8726/2005-Ф02-5550/06-С1
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 3 июля 2007 г. N 1441/07 настоящее Постановление частично отменено
Государственное унитарное предприятие "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республики Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным пункта 2 решения от 09.09.2005 N 07/3321 в части требования уплатить доначисленный единый социальный налог в сумме 255 872 рубля 92 копейки.
Решением суда первой инстанции от 13 июня 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных предприятием требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, доплаты до фактического заработка при выплате пособий по временной нетрудоспособности не могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, не отнеся соответствующие выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, предприятие правомерно не включило данные выплаты в базу по единому социальному налогу.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 75661 от 05.10.2006, N 75662 05.10.2006), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
Предприятием заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок в связи с тем, что представитель предприятия находится в командировке в п. Черский.
Однако суд кассационной инстанции не усматривает основании для удовлетворения указанного ходатайства.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причин неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причину неявки уважительной.
Причины невозможности явки в судебное заседание представителя предприятия, не могут быть признаны судом кассационной инстанции уважительными.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприятием в налоговую инспекцию представлен корректирующий расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за полугодие 2005 года. Согласно строке 1000 которого сумма выплат, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в отчетном периоде составила 1 138 800 рублей.
По факту представления предприятием налогового расчета, налоговой инспекцией проведена проверка правильности исчисления сумм налога.
Требованием от 15.08.2005 N 07/2921 предприятию предложено представить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты налога по расчету авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2005 года.
Согласно расшифровки строки 1000, ведомости больничных листов по единому социальному налогу за 2 квартал 2005 года 308 307 рублей 29 копеек составила выплата пособий по временной нетрудоспособности за счет предприятия.
По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 09.09.2005 N 07/3321 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности", пунктом 2 заключительной части которого предприятию предложено уплатить сумму доначисленного единого социального налога в сумме 255 872 рубля 92 копейки.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что невключение предприятием в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу сумм доплате пособия по временной нетрудоспособности, является неправомерным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
К государственным пособиям относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных внебюджетных фондов и средств, направляемых в эти фонды из федерального бюджета.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей гарантии работнику при временной нетрудоспособности, определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов обязательного страхового обеспечения граждан является, в том числе, выплата пособия по временной нетрудоспособности. При этом страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ). Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В этой связи при исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности работодатели по-прежнему руководствуются нормативными актами бывшего СССР, в частности постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", согласно пункту 25 которого пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, определяется в процентном отношении от заработка в зависимости от непрерывного трудового стажа.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" от 29.12.2004 N 202-ФЗ, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 12 480 рублей. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов и не должны в данном случае превышать 17 472 рублей.
В то же время статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 определено, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 236, пункта 1 статьи 237, подпункта 1 пункта 1 статьи 238 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению единым социальным налогом только пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и не превышающее в совокупности с пособием по беременности и родам максимального размера, установленного статьей 15 Закона N 17-ФЗ.
Учитывая изложенное, сумма выплаты работнику за весь период временной нетрудоспособности, превышающая максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом положений пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Статья 255 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В частности, к расходам на оплату труда относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 15 статьи 255 Кодекса).
Из вышесказанного следует, что норма, установленная пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат, то есть имеет в виду, что при наличии соответствующих норм в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.
Таким образом, суммы, выплачиваемые работнику в случае временной нетрудоспособности сверх исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности, подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 13 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-8726/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 255 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В частности, к расходам на оплату труда относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 15 статьи 255 Кодекса).
Из вышесказанного следует, что норма, установленная пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат, то есть имеет в виду, что при наличии соответствующих норм в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2006 г. N А58-8726/2005-Ф02-5550/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС РФ от 3 июля 2007 г. N 1441/07 настоящее Постановление частично отменено