Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 ноября 2006 г. N А19-27859/05-6-Ф02-6313/06-С2
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N А33-10546/2005-Ф02-6362/06-С2, от 30 ноября 2006 г. N А19-9827/06-10-31-Ф02-6407/06-С2
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Жилищный трест" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации муниципального образования г. Тулун о взыскании расходов размере 1 141 043 рублей по возмещению выпадающих доходов, понесенных в связи с предоставлением населению жилищных субсидий.
До принятия решения к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутская область в лице Главного финансового управления.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2006 года исковые требования удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. В удовлетворении требований, предъявленных к другим ответчикам, отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 августа 2006 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 21 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права (статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.04 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг").
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации полагает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации исходя из фактических данных.
Заявитель указывает на недоказанность состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.
Представитель заявителя жалобы поддержал ее доводы.
Представитель ООО "Жилищный трест" отклонил доводы жалобы, ссылаясь на необоснованность доводов, содержащихся в ней.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищный трест" при осуществлении своей деятельности в 2004 году на основании Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" оказывало населению коммунальные услуги с последующим уменьшением размера платежей по оплате на сумму начисленной субсидии.
В результате предоставления субсидий ООО "Жилищный трест" в 2004 году понесло расходы в сумме 1 141 043 рублей.
В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены акты сверки, расчет суммы иска, списки жильцов, получающих субсидии, договоры, платежные документы, кредитные авизо.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что ООО "Жилищный трест" не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" денежные средства в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления истцом субсидий составил 1 141 043 рубля.
В 2004 году в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма. Российская Федерация, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала Черемховскому городскому муниципальному образованию достаточных для реализации субсидий финансовых средств, возложив бремя расходов на средства местного бюджета. При таких обстоятельствах ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.
Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, у такой организации возникло право требования их возмещения.
Российская Федерация, принимая Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливая субсидии для малоимущих граждан, передала муниципальному образованию недостаточно денежных средств.
Понесенные ООО "Жилищный трест" в 2004 году расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области обоснованными и правомерными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
В результате предоставления субсидий истец в 2004 году понес расходы в сумме 1 141 043 рублей.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ).
Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" государством установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета Российской Федерации. Так, в 2004 году Иркутской области выделено 77 255 рублей.
Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, отражены в областных законах об областных бюджетах на соответствующие годы.
Все заложенные и перечисленные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, из которых муниципальному образованию г. Тулун выделено 2 409 000 рублей.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что истец не получил денежные средства в достаточном количестве из перечисленных муниципальному образованию.
Таким образом, муниципальное образование и субъект Российской Федерации (Иркутская область) предусмотренные в бюджетах денежные средства на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий распределили в полном объеме.
Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 13 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 21 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27859/05-6 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 13 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 21 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27859/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" государством установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета Российской Федерации. Так, в 2004 году Иркутской области выделено 77 255 рублей.
...
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N А19-27859/05-6-Ф02-6313/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании