Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 ноября 2006 г. N А33-10546/2005-Ф02-6362/06-С2
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N А19-27859/05-6-Ф02-6313/06-С2, от 30 ноября 2006 г. N А19-9827/06-10-31-Ф02-6407/06-С2
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (ОАО АК "Красноярские авиалинии") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации о взыскании 21 249 770 рублей убытков, возникших в результате перевозки пассажиров в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2004 года требования о взыскании 3 834 800 рублей убытков, возникших в результате перевозки льготных категорий пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", выделены в отдельное производство.
В настоящем деле арбитражным судом рассмотрены требования о взыскании 1 137 645 рублей убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 июня 2006 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 170 505 рублей, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19 сентября 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 8 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края в части взыскания 170 505 рублей и отказать в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправильно применил статьи 86, 158, 163, 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 124, 125, 404, 406, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений и выделения исковых требований в отдельное производство) материально-правовым требованием указано требование о взыскании 1 137 645 рублей убытков за 2003 год, возникших в результате перевозки инвалидов Республики Адыгея, Тверской области, Хабаровского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Краснодарского края.
Основанием иска ОАО АК "Красноярские авиалинии" указало на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по компенсации расходов.
В обоснование своих требований истец представил: Порядок установления и корректировки тарифов ОАО АК "Красноярские авиалинии", утвержденный ОАО АК "Красноярские авиалинии" 09.09.2002, купоны авиабилетов, счета-фактуры, реестры о предоставлении гражданам льгот, письма ОАО АК "Красноярские авиалинии", акты сверок, платежные поручения.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично в сумме 170 505 рублей за счет средств федерального бюджета в связи с ненадлежащим исполнением Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении требований в остальной части отказано в связи с недоказанностью истцом факта перевозки лиц, имеющих право на льготы по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, полагая, что они основаны на полном всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.
Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" убытков.
Арбитражный суд Красноярского края правомерно установил, что Российская Федерация ненадлежащим образом исполнила свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признал требования ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении Арбитражным судом Красноярского края норм материального права судом кассационной инстанции проверены и не нашли подтверждения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 8 июня 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10546/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
...
Арбитражный суд Красноярского края правомерно установил, что Российская Федерация ненадлежащим образом исполнила свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признал требования ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N А33-10546/2005-Ф02-6362/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании