Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы
Шелеховского муниципального района
Иркутской области
от 30 ноября 2006 г. N 64-рД
См. Отчет об исполнении программы
Паспорт
Программы улучшения условий и охраны труда
в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг.
Наименование Программы | Программа улучшения условий и охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг. |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Распоряжение Мэра Шелеховского муниципального района от 11.07.2006 г. N 156-р "О создании рабочей группы по разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг." |
Заказчик Программы | Администрация Шелеховского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Рабочая группа по разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг. |
Основная цель Программы | снижение уровня производственного травматизма и профессиональ- ной заболеваемости на территории Шелеховского района |
Основные задачи Программы | - нормативно-правовое обеспечение системы управления охраной труда; - совершенствование работы по государственному управлению охраной труда; - информационное обеспечение охраны труда; - организационное обеспечение охраны труда; - контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда; - профилактические мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - совершенствование социального партнерства в области охраны труда |
Сроки реализации | 2007 - 2009 годы |
Ответственные исполнители | Отдел по труду и ценообразованию Администрации Шелеховского муниципального района |
Исполнители Программы | Отдел по труду и ценообразованию и отдел по экологии и природопользованию Администрации Шелеховского муниципального района, Территориальный отдел по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г.Шелехове, Шелеховском и Слюдянском районах, филиал N 2 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, объединение профкома ОАО "САУЛ" филиал "ИркАЗ-СУАЛ", городской комитет Профсоюза работников образования, Восточно-Сибирский учебный центр охраны труда и производительности, организации Шелеховского района независимо от организационно-правовых форм и форм собственности |
Источники и объемы финансирования |
- бюджет Шелеховского района - 245 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 - 75 тыс. рублей 2008 - 82 тыс. рублей 2009 - 88 тыс. рублей Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей бюджета Шелеховского района и затрат, необходимых для реализации Программы. - средства Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обучение отдельных категорий застрахованных - средства организаций |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - сокращение численности работников, занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям |
Контроль за исполнением Программы |
- межведомственная комиссия по охране труда, в Шелеховском муниципальном районе; - отдел по труду и ценообразованию Администрации Шелеховского муниципального района |
Введение
Программа улучшения условий и охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг. (далее - Программа) разработана рабочей группой, созданной Распоряжением Мэра Шелеховского муниципального района от 11.07.2006 г. N 156-р "О создании рабочей группы по разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг." в целях реализации Законов Иркутской области от 04.12.2002 г. N 63-оз "Об охране труда в Иркутской области", от 30.11.2005 г. N 96-оз "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями в области охраны труда" и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Шелеховский район является территорией с высоко развитой промышленной инфраструктурой. По состоянию на 01.01.2006 г. численность работающих в организациях всех форм собственности составляет 26,3 тыс. человек (59,9% от общей численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте).
По данным статистики по состоянию на 01.01.2006 г. 4970 чел. (из них: 633 - женщины) работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (22,9% от численности работающих), свыше 1,5 тыс. человек заняты тяжелым физическим трудом.
В 2005 году зарегистрировано 5 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания. В структуре профессиональной заболеваемости преобладают: хроническая интоксикация соединениями фтора, бронхиальная астма, пылевые бронхиты.
В 2005 году на территории Шелеховского района от травм пострадали 33 человека или 1,52 на 1000 работающих, погибло 2 человека или 0,09 на 1000 работающих.
Каждый пострадавший в результате несчастного случая отсутствовал на производстве в среднем 42 дня.
Проведенный анализ показал, что основными причинами травм и заболеваний на производстве продолжают оставаться:
- неудовлетворительная организация производства работ;
- недостатки в организации обучения по охране труда;
- неприменение или неправильное применение средств индивидуальной защиты;
- нарушения технологического процесса;
- нарушения правил и норм безопасности труда;
- высокий износ машин и оборудования;
- сокращение объемов капитального и профилактического ремонта зданий, сооружений, машин и оборудования.
По данным статистики, начиная с 2003 года, снижается количество несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 день и более (2003 г. - 60, 2004 г. - 56, 2005 г. - 33). Соответственно, снижаются относительные показатели, характеризующие уровень производственного травматизма.
В результате снижения количества несчастных случаев на производстве за время реализации Программы улучшения условий и охраны труда в Шелеховском муниципальном образовании на 2004 - 2006 годы общая экономия составила более 3,2 млн. рублей:
Показатели экономии | 2004 к 2003 (тыс. руб.) |
2005 к 2004 (тыс. руб.) |
Всего (тыс. руб.) |
Экономия от снижения травм на производстве с утратой трудоспособности на 1 день и более |
45,18 | 503,88 | 549,06 |
Прямая экономия | 45,18 | 503,88 | 549,06 |
Косвенная экономия | 225,89 | 2519,42 | 2745,31 |
Общая экономия | 271,07 | 3023,3 | 3294,37 |
На реализацию мероприятий Программы из бюджета Шелеховского района направлено 163,2 тыс. рублей (74,2% от средств, предусмотренных Программой), в том числе: 2004 г. - 27,0; 2005 г. - 94,0; 2006 г. - 42,2 тыс. рублей.
Таким образом, необходимость разработки Программы улучшения условий охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг. очевидна и предопределяется:
- требованиями действующего законодательства в области охраны труда;
- невозможностью решения проблемы улучшения условий и охраны труда силами отдельных хозяйствующих субъектов без поддержки со стороны субъектов системы управления охраной труда (особенно в части нормативного правового обеспечения вопросов охраны труда, взаимодействия государственных и муниципальных органов управления, государственных органов надзора и контроля, систематизации и координации организационных и информационных вопросов и др.);
- высокой социальной и следующей за ней экономической значимостью улучшения условий труда и снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Шелеховском районе.
Основные цели
и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории Шелеховского района.
Для реализации этой цели Программа предусматривает решение следующих задач:
- нормативно-правовое обеспечение системы управления охраной труда;
- совершенствование работы по государственному управлению охраной труда;
- информационное обеспечение охраны труда;
- организационное обеспечение охраны труда;
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда;
- профилактические мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
Система программных мероприятий
Мероприятия настоящей Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области с особенностей экономики Шелеховского района.
Правовой основой разработки Программы являются Трудовой кодекс Российской Федерации, Законы Иркутской области от 04.12.2002 г. N 63-оз "Об охране труда в Иркутской области", от 30.11.2005 г. N 96-оз "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями в области охраны труда", Методические рекомендации по разработке положения о системе контроля за состоянием охраны и условий труда в организации, одобренные решением областной межведомственной комиссии по охране труда Иркутской области от 21.12.2004 г. N 4-04, иные правовые акты в области охраны труда.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение системы управления охраной труда;
- совершенствование работы по государственному управлению охраной труда;
- информационное обеспечение охраны труда;
- организационное обеспечение охраны труда;
- контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
- профилактические мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
1. Нормативно-правовое обеспечение
системы управления охраной труда
Основной целью мероприятий данного раздела являются работы по совершенствованию системы муниципальных правовых актов Шелеховского района по исполнению переданных областных государственных полномочий по управлению охраной труда в соответствии с действующим законодательством об охране труда.
2. Совершенствование работы
по государственному управлению охраной
В рамках данного раздела планируется продолжить формирование базы данных о наличии служб и специалистов по охране труда в организациях Шелеховского района, содействие созданию служб охраны труда и доведение их численности до нормативов, утвержденных ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1.2.1 перечня мероприятий Программы улучшений условий и охраны труда в Иркутской области на 2006 - 2010 гг. предусматривается совместно с комитетом по труду Иркутской области оказать содействие в организации учебного центра по обучению и проверке знаний требований охраны труда на территории Шелеховского района.
3. Информационное обеспечение охраны труда
В целях информирования руководителей, специалистов по охране труда и населения Шелеховского района в рамках Программы предусматривается размещение в средствах массовой информации следующих материалов:
- о состоянии условий и охраны труда - ежегодно;
- о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях - ежегодно;
- о работе межведомственной комиссии по охране труда в Шелеховском муниципальном районе - поквартально;
- о проведении семинаров и совещаний по охране труда;
- о проведении семинаров по обучению и проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций и учреждений Шелеховского района;
- о проведении Дней охраны труда и подведении их итогов;
- об организациях, оказывающих услуги в области охраны труда;
- о нормативных правовых актах Российской Федерации, Иркутской области, органов местного самоуправления Шелеховского района по охране труда;
- об организации и проведении конкурсов по охране труда - ежегодно;
- о возможности использования до 20% сумм страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования РФ, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний - ежегодно.
Главная задача раздела - привлечение внимания руководителей к вопросам охраны труда.
4. Организационное обеспечение охраны труда
В области организационного обеспечения охраны труда предусматривается организация и проведение ежегодных районных конкурсов по охране труда: "Лучшая организация работы по охране труда", "Лучший специалист по охране труда", "Лучший кабинет охраны труда" Шелеховского района, Дней охраны труда, семинаров по обмену опытом работы по охране труда. Мероприятия раздела также предусматривают обучение руководителей и специалистов по охране труда организаций Шелеховского района, а также отдельных категорий застрахованных.
5. Контроль за соблюдением
законодательства об охране труда
Данный раздел предусматривает проведение совместных комплексных проверок с органами надзора и контроля, Администрацией Шелеховского муниципального района, профсоюзами:
- за выполнением работодателями Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.12.1998 г. N 51;
- за выполнением требований ст.225 Трудового кодекса РФ, Постановления Министерства труда и социального развития РФ N 1, Министерства образования РФ N 29 от 13.01.2003 г. "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
- за ходом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в организациях Шелеховского района;
- за выполнением Правил частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, ежегодно утверждаемых Правительством РФ;
- за выполнением требований ст.ст. 229-231 Трудового кодекса РФ, Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
- за выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда молока или других равноценных пищевых продуктов.
Также предусмотрено проведение обследования фактического состояния условий и охраны труда соискателей лицензии на отдельные виды деятельности.
6. Профилактические мероприятия,
направленные на сокращение
производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
В разделе предусмотрен комплекс мер по выявлению работ и рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, по установлению обоснованных доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, по выявлению на ранней стадии профессиональных заболеваний.
7. Совершенствование социального партнерства
в области охраны труда
Система социального партнерства, сформированная в Шелеховском районе стала неотъемлемой частью реально действующего механизма по улучшению условий и охраны труда в организациях района. Разделом предусматривается комплекс мер по оказанию помощи организациям при подготовке раздела "Условия и охрана труда" коллективных договоров и контроль его выполнения.
Объемы и источники финансирования
Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:
- бюджет Шелеховского района - 245 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 - 75 тыс. рублей
2008 - 82 тыс. рублей
2009 - 88 тыс. рублей
- средства Фонда социального страхования Российской Федерации, предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных;
- средства организаций, предусмотренные на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
В ходе реализации Программы возможна корректировка отдельных мероприятий, объемов и источников их финансирования на основе анализа полученных результатов, с учетом финансовых возможностей бюджета района.
Заказчик и разработчики Программы
Заказчиком Программы является Администрация Шелеховского муниципального района.
Основным разработчиком Программы является рабочая группа, созданная распоряжением Мэра Шелеховского муниципального района от 11.07.2006 г. N 156-р "О создании рабочей группы по разработке Программы улучшения условий и охраны труда в Шелеховском районе на 2007 - 2009 гг.".
Механизм реализации и система
организации контроля за исполнением Программы
Ответственным исполнителем Программы является отдел по труду и ценообразованию Администрации Шелеховского муниципального района.
Финансирование Программы за счет средств бюджета Шелеховского района на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с действующим законодательством, исходя из необходимости продолжения ранее начатых работ и реальных возможностей бюджета на соответствующий год.
С целью осуществления контроля за ходом реализации мероприятий Программы отдел по труду и ценообразованию ежегодно готовит отчеты, которые ежегодно заслушиваются на заседании межведомственной комиссии по охране труда в Шелеховском муниципальном районе.
Оценка социально-экономической эффективности
при осуществлении мероприятий Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы проявится в:
- сокращении общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих, на 10%;
- сокращении уровня производственного травматизма со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих, на 50%;
- стабилизации численности работников, занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
- повышении безопасности труда и социальной защищенности.
Последующий за социальным, экономический эффект проявится в:
- сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от травм на производстве и профессиональных заболеваний;
- сокращении количества потерь рабочего времени, связанных с авариями, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
- увеличении размера прибыли, полученной в результате увеличения производительности, связанной с улучшением условий охраны труда;
- снижении текучести кадров за счет улучшения условий труда;
- снижении размера издержек, связанных с выплатой компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Кроме того, организации, осуществляющие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушения законодательства в области охраны труда.
Финансово-экономическое обоснование Программы
Расчеты финансово-экономического обоснования основаны на прогнозе общей экономии (предотвращенного ущерба) от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате проведения трудоохранных мероприятий в рамках Программы и дальнейшей эффективности от ее реализации.
При расчете использована Методика оценки социально-экономической эффективности и ожидаемых результатов от реализации мероприятий по охране труда, рекомендованная комитетом по труду Иркутской области 28.11.2002 г.
1. Ожидаемое сокращение численности
пострадавших от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, чел.
1.1. Ожидаемое сокращение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с утерей профессиональной трудоспособности в результате проведенных трудоохранных мероприятий на 10 %, Чн, чел.:
Чн = 33 чел. (2005 г.) х 0,1 (коэффициент прогнозного снижения уровня производственного травматизма за 3 года)
Чн = 3 чел.
1.2. Ожидаемое сокращение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в результате проведенных трудоохранных мероприятий на 50 %, Чс, чел.:
Чс = 2 чел. (2005 г.) х 0,5 (коэффициент прогнозного снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом за 3 года)
Чс = 1 чел.
2. Прямая экономия от сокращения
несчастных случаев на производстве - Эп, тыс.руб.
Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве (Эп) состоит из экономии, обусловленной сокращением выплат по оплате ежемесячного пособия, выплачиваемого при утрате профессиональной трудоспособности в связи с несчастными случаями (Э1), и экономии, обусловленной сокращением единовременного возмещения ущерба и ежемесячных пособий, выплачиваемых в связи с несчастными случаями со смертельным исходом (Э2).
2.1. Экономия от снижения общего уровня производственного травматизма - Э1, тыс. руб.
Э1 = 3 х (11,314 / 22) х 42,6 = 65,7 тыс.руб.
где:
3 чел. - Чн,
11,314 тыс.руб. - средняя заработная плата в Шелеховском районе за
2005 год,
22 - среднее количество рабочих дней месяца,
42,6 - коэффициент тяжести за 2005 год.
2.2. Экономия от снижения несчастных случаев со смертельным исходом - Э2, тыс. руб.
Э2 = (1 х 1,1 х 60) + (1 х 11,314 х 12 х 3) = 473,3 тыс.руб.
где:
1 чел. - Чс,
1,1 тыс.руб. - минимальный размер оплаты труда (с 1 мая 2006 года),
60 - норма кратности МРОТ, применяемая для единовременной
страховой выплаты,
11,314 тыс.руб. - средняя заработная плата в Шелеховском районе за
2005 год,
12 - количество месяцев в году,
3 года - срок реализации Программы.
3. Прямая экономия - Эп, тыс.руб.
Эп - Э1 + Э2
Эп = 65,7 тыс.руб. + 473,3 тыс.руб. = 539,0 тыс.руб.
4. Прогнозный срок
окупаемости мероприятий Программы - Со, месяцев
4.1. Срок окупаемости Программы за 3 года - Со (3 года)
Со (3 года) = 36 / (Эп / сумма затрат)
где:
36 - количество месяцев в 3 годах
Сумма затрат на реализацию мероприятий Программы за 3 года - 245,0 тыс.руб.
Со (3 года) = 36 / (539,0 тыс.руб. / 245,0 тыс.руб.) = 16,4 месяца.
4.2. Срок окупаемости среднегодовых затрат на реализацию Программы - Со (годовой)
Со (годовой) = 12 / (Эп / сумма затрат), где:
где:
12 - количество месяцев в году
Со (годовой) = 12 / (539,0 тыс.руб. / 245,0 тыс.руб.) = 5,5 месяца
5. Косвенная экономия от сокращения
несчастных случаев на производстве - Эк, тыс. руб.:
Эк = Кк х Эп,
где:
Кк = 5, усредненный коэффициент косвенных потерь (экономии)
Эк = 5 х 539,0 - 2695,0 тыс.руб.
Нумерация Разделов приводится в соответствии с источником
5. Общая экономия от сокращения
несчастных случаев на производстве - Эо, тыс. руб.:
Эо = Эп + Эк - 539,0 + 2695,0 = 3234,0 тыс.руб.
Начальник отдела
по труду и ценообразованию |
С.И.Доржеева |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 30 ноября 2006 г. N 64-рД "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.