В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 11, ст. 1027) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу ведомства "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)" (далее - Программа), подлежащую финансированию из федерального бюджета и получившую положительные заключения экспертизы Минэкономразвития России и Минфина России.
2. Назначить ответственным за реализацию Программы заместителя директора Депэкономики Ю.М. Акаткина.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра А.А. Слепнева.
Министр |
А.В. Гордеев |
Целевая программа ведомства
(утв. приказом Минсельхоза России от 31 марта 2008 г. N 183)
Номер целевой программы ведомства:_______
Наименование целевой программы ведомства:
Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России
(2008-2010 годы)
Москва, 2008 г.
О реализации настоящей целевой программы ведомства см. приказ Минсельхоза РФ от 9 июня 2008 г. N 258
Паспорт целевой программы ведомства
"Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) |
Наименование программы |
Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы) (далее ЕСИО АПК) |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Номер и дата учета в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации |
|
Цели и задачи |
Целью Программы является создание Единой системы информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК). Задачи программы: совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК; формирование государственных информационных ресурсов в сфере АПК и обеспечение доступа к ним органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК и населения; обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении субъектам АПК электронных государственных и муниципальных услуг; обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий; внедрение современных информационных технологий в обеспечение деятельности органов управления АПК и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - агропродовольственный рынок); обеспечение предоставления электронных государственных услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы АПК России (ИТС АПК), автоматизированной информационной системы Минсельхоза России (АИС МСХ), системы дистанционного мониторинга земель (СДМЗ АПК), системы информации о рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия (СИР АПК). |
Целевые индикаторы |
Целевыми индикаторами являются: Количество регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде - 80 регионов; доля региональных органов управления АПК, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%) - 95%; доля органов управления АПК муниципальных районов, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%) - 48%; доля регионов, использующих ценовой мониторинг агропродовольственного рынка (%) - 95%; доля регионов, использующих дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий (%) - 95%. |
Характеристика программных мероприятий |
Проведение комплексных научно-технических исследований и разработка типовых технико-экономических решений задач ЕСИО АПК. Разработка комплексного Технического проекта создания ЕСИО АПК. Рабочее проектирование системы и разработка конструкторской и эксплуатационной документации ЕСИО АПК. Закупка, поставка и развертывание программно-технических средств для объектов ЕСИО АПК. Проведение испытаний ЕСИО АПК, ввод в действие и опытная эксплуатация ИТС АПК, АИС МСХ, СДМЗ АПК и СИР АПК. |
Сроки реализации |
2008-2010 годы |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования из федерального бюджета на 2008-2010 годы составит 1970,6 млн. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе из бюджета действующих обязательств - 1 970,6 млн. рублей; 2008 г. - 548,2 млн. рублей, 2009 г. - 694,2 млн. рублей, 2010 г. - 728,2 млн. рублей; в том числе: капитальные вложения - 728,6 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 425,1 млн. рублей, прочие расходы - 816,9 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Повышение эффективности управления сельскохозяйственным производством и оперативности регулирования агропродовольственного рынка; увеличение социального, инвестиционного и производственного потенциала сельского хозяйства; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством; совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК; формирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам в сфере АПК; информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении субъектам АПК государственных и муниципальных электронных услуг; обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий; обеспечение предоставления государственных электронных услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности на основе развития системы рыночной информации. |
1. Общая характеристика и особенности проблемы создания Единой системы информационного обеспечения АПК России
Общая характеристика информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства определяется статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с указанным законом основой государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является информация о состоянии и тенденциях его развития, размещаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формировании официальной статистической информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Информационное обеспечение АПК России строится на базе использования современных информационных технологий.
В соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создание общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, с населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.
В ней определяются следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере агропромышленного комплекса (АПК): повышение эффективности государственного регулирования производства, экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствование механизмов рыночных интервенций на основе создания системы мониторинга и анализа состояния АПК и агропродовольственного рынка.
Рыночная система хозяйствования не может функционировать без использования информационно-аналитического ресурса. Современное состояние системы информационного обеспечения субъектов рыночной деятельности в аграрном секторе экономики является узким местом и сдерживает его развитие; достижение стратегических целей развития АПК без создания полноценной информационной системы становится крайне маловероятным. Форма проявления недостаточного развития системы информационного обеспечения АПК - крайне низкий охват сельскохозяйственного производителя услугами этого вида, практическое отсутствие доступа к информационно-аналитическому ресурсу.
Анализ показал, что на 2006 год только 25% региональных органов управления АПК оснащены программными и техническими средствами автоматизации, при этом 21% из них участвует в автоматизированном формировании государственных информационных ресурсов и лишь 5% субъектов агропромышленного рынка пользуются информационными услугами мониторинга рыночной информации. Процесс создания информационной системы АПК находится в начальной стадии.
Региональные органы управления в сфере АПК оснащаются средствами информатизации с темпом в 2-4% в год. Темпы роста количества субъектов рынка, которым предоставляются электронные информационные услуги, находятся в пределах 7-10% в год. При сохранении подобной ситуации к 2010 году потребности субъектов АПК в информационных технологиях и услугах будут обеспечены не более чем на 35%.
В результате реализации программы будет значительно увеличено количество региональных органов управления АПК, предоставляющих информационные услуги в Интернет, увеличен охват региональных и муниципальных органов управления ЕСИО АПК, увеличен охват регионов ценовым мониторингом агропродовольственного рынка и дистанционным мониторингом сельскохозяйственных угодий.
Решение указанной проблемы обусловлено рядом важных системных факторов:
- участниками процесса реализации программы должны быть федеральные региональные и муниципальные органы власти и управления, негосударственные организации, занятые в сфере АПК и обеспечивающие консолидированные решения проблемы;
- в создании ЕСИО АПК должно участвовать большое количество научных и производственных коллективов, комплексно и целенаправленно решающих задач модернизации и развития нормативной правовой, методологической и нормативно-технической базы применения информационных технологий, программно технических и технологических средств, систем связи и телекоммуникаций геоинформационных систем (ГИС);
- на основе ЕСИО АПК должна осуществляться интегральная: взаимоувязанная информационная поддержка всех процессов и уровней государственного управления и регулирования в сфере АПК - федерального регионального и муниципального;
- ЕСИО АПК должна быть эффективным средством вовлечения в сферу предоставления электронных услуг сельскохозяйственным производителям и сельскому населению государственных и негосударственных организаций и предприятий как работающих в сфере АПК, так и не относящихся непосредственно к сфере АПК (налоговые, таможенные органы, органы сферы управления землей и недвижимостью, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом, торговлей образованием, медициной и т.д.);
- ЕСИО АПК - это территориально-распределенная система, охватывающая большую часть территорий страны, ее создание и функционирование требует непосредственного участия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и находящихся на их территории научно-производственных организаций.
Эффективность АПК в значительной мере зависит от степени обеспеченности органов управления АПК всех уровней и хозяйствующих субъектов актуальной и достоверной экономической, социальной, научной, справочной, коммерческой и другой информацией на основе ЕСИО АПК. Система будет тесно взаимодействовать с различными информационными системами (Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Росстата, Минфина России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России, Роснедвижимости, ФТС России и другими).
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание Единой системы информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК). Формирование государственных информационных ресурсов и предоставление на их основе государственных электронных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению будет способствовать ускорению темпов роста и повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Для достижения цели программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК;
формирование государственных информационных ресурсов в сфере АПК и обеспечение доступа к ним органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК и населения;
обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении субъектам АПК электронных государственных и муниципальных услуг;
обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;
внедрение современных информационных технологий в обеспечение деятельности органов управления АПК и регулирование агропродовольственного рынка;
обеспечение предоставления электронных государственных услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы АПК России (ИТС АПК), автоматизированной информационной системы Минсельхоза России (АИС МСХ). системы дистанционного мониторинга земель (СДМЗ АПК), система# информации о рынке АПК России (СИР АПК).
Широкое использование ЕСИО АПК всеми субъектами АПК позволит обеспечить интеграцию и координацию процессов государственного регулирования в сфере развития АПК как единого экономического и социального комплекса России, развитие рыночных отношений и проведение государственных и административных реформ. Базой для этого явится созданное единое информационное пространство АПК, развитая система предоставления информационных услуг населению, товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и продовольствия различных форм собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Создание ЕСИО АПК осуществляется с учетом следующих факторов эффективность управления и регулирования в АПК, конкурентоспособность АПК на основе обеспечения доступности информации по потребностям и рынку сбыта продукции, координации деятельности и сотрудничеству товаропроизводителей различных категорий на отдельных территориях, темпы научно-технического прогресса в сфере информационных технологий, изменения в законодательной сфере, обеспечивающие коллективное и совместное использование соответствующих информационных ресурсов, необходимые для развития производства и повышения уровня жизни, процессы вступления России в ВТО ФАО ООН и другие международные организации, что потребует знания конъюнктуры и требований не только отечественного, но и международных рынков и правил торговли, логистики и т.д.
В ходе разработки Программы рассмотрены три варианта создания ЕСИС АПК, выработанных в результате системного технико-экономического анализа с учетом действующей нормативной базы, которые предполагалось реализовать в течение 2008-2010 годов.
В результате реализации первого варианта будет создана ЕСИО АПК с ограниченным набором средств информационной поддержки процессов управления АПК, которая будет включать разнородные действующие системы на федеральном и региональном уровнях, связанные между собой только информационным обменом документами утвержденной формы, и использовать существующие каналы связи. Такая инфраструктура системы позволит реализовать минимальный набор электронных услуг, по участию в реализации государственного и муниципального заказа, получение субсидий, доступа к информации и пр., для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения.
Преимущества: минимальные сроки разработки и минимальное финансирование.
Риски: минимальные, нет координации в развитии региональных систем разный уровень их развития.
Затраты оцениваются в 1,2 млрд. рублей.
В результате реализации второго варианта будет создана ЕСИО АПК на основе единой архитектуры и единого информационного пространства АПК, обеспечивающая реализацию необходимых государственных услуг на основе информационных технологий для федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также для товаропроизводителей и сельского населения. В ЕСИО АПК будут созданы цифровые каналы связи, которые являются основой транспортной сети для организации взаимодействия между органами АПК федерального, регионального и муниципальных уровней.
Преимущества: объем и качество услуг достаточны для кардинального улучшения информационного обеспечения и обслуживания, закладывается возможность дальнейшего развития системы для интеграции в архитектуру "электронного правительства".
Риски: сжатые сроки разработки, возможная неготовность регионов.
Затраты оцениваются в 1,970 млрд. рублей.
В результате реализации третьего варианта будет создана система, встроенная в архитектуру "электронного правительства", что позволит реализовать полный набор услуг для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения на основе создания сети цифровых каналов до уровня сельского административного округа включительно.
Преимущества: система интегрируется в архитектуру "электронного правительства", расширенный состав услуг для органов АПК, товаропроизводителей и сельского населения.
Риски: отсутствие достаточной нормативной базы для создания ЕСИО АПК, административных регламентов, архитектуры и нормативной базы "электронного правительства", короткие сроки реализации, большой объем затрат.
Затраты третьего варианта оцениваются в 6 млрд. рублей.
Оценивая преимущества, риски, затраты различных вариантов и учитывая положения Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, оптимальным является второй вариант, реализация которого предусматривается настоящей программой. Сравнение целевых индикаторов для трех вариантов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Наименование индикатора |
2006 факт |
2007 план |
2008 |
2009 |
2010 |
Год достижения целевого значения индикатора |
Количество регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде(ед), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- 1 вариант |
21 |
40 |
42 |
50 |
60 |
2015 |
- 2 вариант |
21 |
40 |
42 |
60 |
80 |
2012 |
- 3 вариант |
21 |
40 |
42 |
70 |
100 |
2010 |
Доля региональных органов управления АПК, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- 1 вариант |
5 |
7 |
30 |
40 |
60 |
2015 |
- 2 вариант |
5 |
7 |
30 |
65 |
95 |
2010 |
- 3 вариант |
5 |
7 |
35 |
70 |
100 |
2010 |
Доля органов управления АПК муниципальных районов, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- 1 вариант |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- 2 вариант |
0 |
0 |
0 |
24 |
48 |
2012 |
- 3 вариант |
0 |
0 |
0 |
50 |
100 |
2010 |
Доля регионов, использующих ценовой мониторинг агропродовольственного рынка (%), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- 1 вариант |
5 |
35 |
50 |
65 |
80 |
2012 |
- 2 вариант |
5 |
35 |
75 |
95 |
95 |
2010 |
- 3 вариант |
5 |
35 |
55 |
80 |
100 |
2010 |
Доля регионов, использующих дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий (%), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- 1 вариант |
20 |
40 |
45 |
50 |
55 |
2018 |
- 2 вариант |
20 |
40 |
60 |
80 |
95 |
2010 |
- 3 вариант |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
2010 |
В соответствии с выбранным вариантом ЕСИО АПК представляет собой территориально-распределенную многоуровневую структуру, охватывающую муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и федеральные округа, органы управления АПК федерального уровня, и состоящую из четырех взаимосвязанных систем:
- информационно-телекоммуникационная система АПК России (ИТС АПК);
- автоматизированная информационная система Минсельхоза России (АИС МСХ);
- система дистанционного мониторинга земель (СДМЗ АПК);
- система информации о рынке АПК России (СИР АПК).
ИТС АПК включает две основные подсистемы - информационную и телекоммуникационную.
Информационная подсистема обеспечивает сбор, обработку и хранение технико-экономической и социальной информации в сфере АПК и предоставление этой информации пользователям всех уровней.
Телекоммуникационная подсистема обеспечивает оперативный обмен информацией, доступ в сеть Интернет, организацию ведомственной голосовой (телефонной) связи и проведение видеоконференцсвязи с целью оперативного взаимодействия органов управления АПК.
АИС МСХ должна обеспечить информационную поддержку деятельности Минсельхоза России в процессах управления и регулирования развитием АПК в целом, сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка.
СДМЗ АПК ориентирована на решение задач, связанных с обработкой пространственных данных на основе геоинформационных систем (ГИС), имеющих важное значение для сельскохозяйственной деятельности.
СДМЗ АПК позволит оперативно проводить работы с цифровым картографическим материалом по землям сельхозназначения, представленным растровыми и векторными картами, планами и схемами, данными дистанционного зондирования (ДДЗ), цифровыми изображениями, моделями местности, полями распределения пространственных показателей. В создаваемом едином информационном хранилище ГИС-информации будут использованы данные, полученные в результате комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов территорий Российской Федерации, при реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы". Использование данных по плодородию почв позволит расширить возможности СДМЗ АПК.
СИР АПК предназначена для обеспечения субъектов агропродовольственного рынка и органов управления АПК России рыночной информацией об объемах производства и реализации (закупок), спросе и предложениях, ценах и тенденциях цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технические ресурсы и услуги для села.
В федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, констатируется, что "основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляцию#. В одной трети сельских населений# телефонная связь отсутствует...".
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" реализация мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности ограничивается увеличением количества телефонных номеров в сельской местности и улучшением качества телефонной связи, что обеспечит доступ в сеть Интернет по низкоскоростным коммутируемым каналам (через стандартные телефонные линии по модему).
В рамках настоящей Программы планируется обеспечение скоростного доступа в сеть Интернет с возможностью обеспечения по требованию гарантированной полосы пропускания для органов управления АПК для регионального и муниципального уровня. Это позволит получить качественно новые информационные ресурсы, перейти на новый уровень организации оперативного обмена информацией, ведомственной голосовой (телефонной) связи, видеоконференций при взаимодействии органов управления АПК и повысить доступность технико-экономической и социальной информации в сфере АПК, формируемой ЕСИО АПК для пользователей всех уровней.
Построение перечисленных систем на основе единых технологических модулей с открытой структурой и с учетом инфраструктуры, создаваемой в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", позволит практически обеспечить широкий набор современных информационных и телекоммуникационных услуг, унификацию и стандартизацию используемых при построении системы технических и технологических решений.
4. Перечень и содержание программных мероприятий
ЕСИО АПК представляет собой территориально-распределенную многоуровневую структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных систем, как было указано в разделе 3: информационно-телекоммуникационная система АПК России (ИТС АПК); автоматизированная информационная система Минсельхоза России (АИС МСХ); система мониторинга земель сельхозназначения с применением методов дистанционного (аэро-космического) зондирования и технологий геоинформационных систем (СДМЗ АПК); система информации о рынке АПК России (СИР АПК).
ИТС АПК обеспечивает формирование единого информационного пространства, интеграцию распределенных баз данных и хранилищ данных на различных (окружной, региональный, муниципальный) иерархических уровнях.
Создание интегрированной распределенной ИТС АПК направлено на информационно-техническую поддержку повышения эффективности производственной и экономической деятельности хозяйствующих субъектов АПК принятия решений по государственному регулированию производства и реализации продукции и должно обеспечивать:
интеграцию существующих и новых функциональных подсистем информационных ресурсов и программно-технических средств на основе принципа открытых информационных систем и использования современных методов информационного обмена;
создание эффективной системы сбора, обработки и представления информации в оперативном режиме на базе единой системы классификации технико-экономической информации, терминологических справочников и словарей правовой и нормативной документации;
внедрение оперативного высоконадежного обмена информацией между муниципальным, региональным, окружным и федеральным уровнями управления АПК, производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
взаимодействие систем АИС МСХ, СДМЗ АПК, СИР АПК и взаимодействие ЕСИО АПК с внешними информационными системами, включая Единую систему информационного обеспечения рыбохозяйственного комплекса, информационные системы Минэкономразвития России, Минфина России, таможенной и налоговой служб и другие системы;
создание федерального информационного ресурса, в котором будут накапливаться информационные ресурсы организаций, подведомственных Минсельхозу России и Российской академии сельскохозяйственных наук;
наполнение и распространение информационных ресурсов в предметных областях: сельское хозяйство, землепользование, хранение и переработка продукции, новейшие технологии в области сельского хозяйства, патенты, изобретения, аграрное законодательство, технические нормы, бизнес (менеджмент, маркетинг, цены);
обеспечение пользователей системы своевременной и качественной информацией для анализа различных ситуаций и принятия решений в областях организации производства, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
обеспечение легитимности получаемой и передаваемой информации на основе технологии электронной цифровой подписи.
ИТС АПК должна строиться на основе оптимального сочетания создания Ведомственной выделенной корпоративной сети связи Минсельхоза России с присоединением и использованием ресурсов сети связи общего пользования.
Ведомственная выделенная корпоративная сеть связи будет создаваться на основе использования спутниковой системы связи и цифровых каналов связи для обеспечения взаимодействия между Минсельхозом России и министерствами (департаментами, управлениями) АПК субъектов Российской Федерации.
В остальных звеньях управления АПК необходимо использовать существующие цифровые каналы и средства доступа к сети общего пользования Интернет.
Внутрирайонные сети связи общего пользования должны обеспечить населению нетелефонизированных населенных пунктов предоставление универсальной услуги, включающей в себя телефонную связь и доступ в Интернет через пункты коллективного доступа.
Использование ИТС АПК обеспечит актуальной технико-экономической коммерческой, социальной и научно-технической информацией в оперативном режиме органы управления АПК всех уровней, включая Минсельхоз России министерства (департаменты и управления) АПК субъектов Российской Федерации сельскохозяйственные органы муниципальных образований и хозяйствующие субъекты АПК на основе создания единого информационного пространства АПК объединения информационных ресурсов для информационной поддержки принимаемых решений в процессе управления агропромышленным производством.
Создание АИС МСХ направлено на повышение эффективности работы федеральных органов исполнительной государственной власти в сфере АПК и должно обеспечить интегрированную информационную поддержку деятельности Минсельхоза России.
АИС МСХ создается с учетом того, что Минсельхоз России осуществлят свои полномочия в сфере АПК, включая животноводство, ветеринарию растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, устойчивое развитие сельских территорий.
В основу ее построения положены современные информационные и телекоммуникационные технологии, позволяющие осуществить комплексную информатизацию и автоматизацию деятельности центрального аппарата федеральных органов управления АПК на базе централизованных информационных ресурсов, адаптивных инструментов доступа к данным, а также сервисных средств их обработки, манипулирования и визуализации.
Создание АИС МСХ предусматривает:
поэтапную интеграцию в общую архитектуру электронного правительства России и реализацию электронных административных регламентов;
повышение качества принимаемых управленческих решений на основе развития информационно-аналитической базы и системы государственных информационных ресурсов;
повышение уровня достоверности и оперативности информации, предоставляемой руководству и специалистам в процессе государственного управления и регулирования социально-экономического уровня развития АПК;
решение управленческих задач на основе единого информационного пространства;
повышение уровня обслуживания (на основе применения передовых информационных технологий), предоставляемого на рабочих местах специалистам федеральных органов исполнительной власти в АПК с учетом требований информационной безопасности;
обеспечение текущей деятельности департаментов Минсельхоза России (бухгалтерские, экономические и планово-финансовые задачи, кадры, электронный документооборот);
обеспечение взаимодействия с информационными системами федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также населением.
АИС МСХ обеспечивает автоматизацию ведения реестров и регистров, необходимых для обеспечения деятельности департаментов Минсельхоза России по:
государственному имуществу;
средствам мелиорации и техническому обеспечению;
растениеводству, химизации и защите растений;
животноводству и племенному делу;
пищевой и обрабатывающей промышленности;
состоянию продовольственных рынков;
ветеринарным препаратам;
средствам защиты растений;
юридическим и физическим лицам, проводящим экспертизы и другие аналогичные мероприятия;
выданным лицензиям на виды деятельности в области племенного животноводства, элитного семеноводства, хранения зерна и продуктов его переработки;
выданным разрешениям на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов;
выданным разрешениям на изъятие водных биологических ресурсов.
СДМЗ АПК ориентирована на решение связанных с обработкой пространственных данных на основе ГИС задач, имеющих значение для сельскохозяйственной деятельности. Например, мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий, мониторинг уборки урожая с использованием данных дистанционного зондирования и динамики роста сельскохозяйственных культур, прогноза урожайности; финансово-экономические (оценка состояния и стоимости сельскохозяйственных земель, оценка урожаев и прогнозирование импорта/экспорта зерна и др.); страховые (определение риска и оценка страховых взносов); анализ последствий чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день ГИС являются эффективными инструментальными средствами, с помощью которых в мировой практике решаются многие комплексы задач сельского хозяйства.
Использование СДМЗ АПК позволит оценивать точные размеры пахотных земель в зонах интенсивного и рискованного земледелия, в том числе площади земель, используемых под озимые и яровые посевы, продуктивность пахотных земель, отслеживать состояние биомассы, оценивать урожайность и определять видовой состав сельскохозяйственных культур, динамику сокращения сельхозугодий и вывода их из хозяйственного оборота, выявлять негативные почвенные процессы, распространение засух, опустынивания, обнаруживать признаки поражения культур и ареалы распространения вредителей, проводить мониторинг чрезвычайных ситуаций (пожаров, паводков, заморозков). Данные дистанционного зондирования сельхозугодий помогут проводить объективную оценку страховых случаев.
Проведенный анализ показал, что для функционирования СДМЗ АПК должны использоваться базовые топографические цифровые карты, представленные в следующих видах: цифровые растровые топографические карты для федерального и регионального уровней и более крупные карты для районного и местного уровней. Цифровые векторные карты должны включать определенный состав слоев (изолинии рельефа, отметки высот, гидрографическую и, дорожную сеть, населенные пункты, растительность, административно-территориальное деление). На основании существующих в настоящее время возможностей для решения задач можно использовать ДДЗ для федерального, регионального и местного уровней. Эти данные применимы как для решения общих задач тематического и объектного дешифрирования, так и для оперативных - отслеживания динамики роста сельскохозяйственных культур, распространение снежного покрова и отслеживания сельскохозяйственных паров. В различных статистических приложениях могут использоваться архивные ДДЗ для решения задач статистического анализа и прогнозирования.
В СДМЗ АПК целесообразно включать тематические карты, такие как цифровые карты содержания минеральных веществ в почве, типов и характеристик почв, карты рельефа местности, погодных, климатических и гидрологических условий. Такая информация является особенно важной для определения урожайности с учетом механической и химической обработки почв, пространственного распределения заболеваний культур, динамики распространения вредных насекомых и является необходимым дополнением к информации, полученной методами дистанционного зондирования. Возможно использование ГИС и при обработке аналитической информации о хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Программно-технические средства СДМЗ АПК обеспечивают инструментальную поддержку, необходимую для создания федерального и региональных сельскохозяйственных ГИС-центров на базе органов управления АПК для принятия оперативных управленческих решений.
Создание СИР АПК направлено на обеспечение субъектов агропродовольственного рынка и органов управления АПК России рыночной информацией об объемах производства и реализации (закупок), спросе и предложений, ценах и тенденциях цен сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технических ресурсов и услуг для села.
Рыночная информация используется для определения условий реализации (закупок) продукции, анализа и прогнозирования развития агропродовольственного рынка, соотношения цен реализации сельскохозяйственной продукции приобретения материально-технических ресурсов. На основе оперативной рыночной информации органы управления АПК осуществляют государственное регулирование производственной и экономической деятельности АПК государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачами СИР АПК являются:
сбор, обработка и распространение рыночной информации на сельскохозяйственную продукцию, продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технические ресурсы и услуги для села;
проведение количественного и качественного анализа рыночной информации;
прогнозирование динамики рынка сельскохозяйственной продукции продовольствия, ресурсов и услуг;
обеспечение рыночной информацией всех субъектов агропродовольственного рынка с целью определения спроса и предложения на товары и услуги в АПК России;
оперативное обеспечение рыночной информацией по запросам федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, Минсельхоза России Россельхознадзора, министерств (комитетов, департаментов, управлений сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, органов управления сельским хозяйством муниципальных образований с целью эффективного управления агропродовольственным сектором и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и представителей других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации.
СИР АПК создается на базе ФГУ "ЦРИ АПК", которое в настоящее время имеет центральный офис и 32 региональных филиала. К моменту окончания Программы будет функционировать 86 региональных филиалов и проведена подготовка к созданию муниципальных филиалов. Средняя штатная численность регионального филиала составляет 6 сотрудников, а муниципального# сотрудника. Штатное расписание в соответствии с тарифной сеткой утверждается директором ФГУ, а выделение средств на развитие филиалов согласовывается с Главным распорядителем бюджетных средств - Минсельхозом России, с учетом уменьшения общей численности сотрудников других подведомственных Минсельхозу России учреждений.
Перечень мероприятий по решению задач создания Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса финансируемых из средств федерального бюджета (приложение 1) состоит из трех разделов: "Организационное, нормативное и научно-техническое обеспечение (НИОКР)", "Инвестиционные мероприятия", "Прочие расходы".
Программные мероприятия НИОКР включают проведение научно-исследовательских и методических работ, техническое и рабочее проектирование составных частей и системы в целом, закупку, поставку и развертывание программно-технических средств, внедрение и испытание системы в целом. Эти мероприятия включают обследование деятельности органов государственной исполнительной власти АПК России, разработка исходных данных и комплексного Технического задания на создание ЕСИО АПК; разработку комплексного Технического проекта создания ЕСИО АПК России, включая подсистемы ИТС АПК, АИС МСХ, СИР АПК и СДМЗ АПК; проведение комплексных научно-технических исследований по определению облика подсистем; разработку типовых технико-экономических решений на этапах проектирования, создания и ввода в эксплуатацию подсистем и самой ЕСИО АПК в целом.
В рамках научно-исследовательских и методических работ будет разработана нормативно-техническая и организационно-методическая база применения эффективных информационных технологий в АПК, в том числе:
определен состав и порядок предоставления государственных электронных информационных услуг на федеральном и региональном уровнях управления АПК;
выработаны рекомендации по составу и порядку предоставления муниципальных услуг;
приняты общесистемные стандарты на форматы и модели представления данных;
выработаны методические материалы и общесистемные стандарты по обеспечению информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при формировании и предоставлении электронных информационных услуг.
Нормативные документы должны разрабатываться на основе:
международных и государственных регламентов и стандартов, правовых норм и рекомендаций в области стандартизации и унификации;
технических регламентов, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в части применения методов сбора, обработки и распространения информации, а также формирования отраслевых информационных ресурсов;
системы общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации;
нормативных документов и регламентов каталогизации продукции и услуг для федеральных нужд;
широкого использования результатов работ по мероприятиям федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
Разработка и применение методических материалов позволит устранить дублирование информации, несовместимость данных и предоставить удобный пользовательский доступ к различным разрезам информации, создать условия для широкого распространения и использования средств и систем ЕСИО АПК при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления АПК.
Создание инфраструктуры и ввод в действие информационных ресурсов будет осуществляться в рамках программных мероприятий по проектированию, закупке поставке, развертыванию и внедрению ЕСИО АПК (раздел "Инвестиционные мероприятия"). Эти мероприятия включают поставку, комплектацию и пусконаладку издательско-полиграфического оборудования и программно-технических средств подсистем ЕСИО АПК.
В рамках этих мероприятий будет отработана и внедрена система управления государственными информационными ресурсами, обеспечивающая ведение репозитория метаданных АПК, определяющих структуру информационного ресурса и форматов обмена.
Дальнейшая поддержка будет осуществляться за счет прочих расходов бюджетов всех уровней, что явится необходимым условием участия в Программе. В рамках этих мероприятий будет проведено подключение к телекоммуникационному оборудованию ИТС АПК регионального и муниципального уровня; тиражирование программного обеспечения СИР АПК; обучение и проведение семинаров по ЕСИО, СИР и СДМЗ АПК; организовано функционирование подсистем ЕСИО АПК.
Для обеспечения полноты, непротиворечивости и достоверности информации будет внедрена единая система ведения классификаторов, словарей и справочников, обеспечивающая объединение устойчивых сочетаний свойств объектов классификации, отнесение объектов к одной или нескольким категориям и определение аналогов.
На федеральном и региональном уровнях запланирована организация хранилищ данных, обеспечивающих решение следующих задач:
подробный анализ финансово-экономического состояния предприятий и территории;
подготовка, анализ и оценка планов и рисков развития;
консолидация данных и их анализ.
Для обеспечения открытости деятельности органов управления АПК предусматривается отработка типовых решений по организации информационных порталов, которые обеспечат доступ организациям и гражданам к информации с учетом их прав доступа и решаемых задач.
Комплексная взаимосвязь ИТС АПК, АИС МСХ, СДМЗ АПК и СИР АПК позволит сформировать информационные потоки для обоснования агропродовольственной политики и стратегии развития агропромышленного комплекса, подготовки и принятия управленческих решений руководством федеральных органов исполнительной власти на базе ситуационного центра Министерства, с использованием комплексной оценки и прогнозирования на региональном и федеральном уровне биоклиматического потенциала сельского хозяйства России, прогнозирования урожаев сельхозкультур, сценарного прогнозирования конъюнктуры продукции агропродовольственных рынков.
При создании ЕСИО АПК используются следующие принципы:
приоритетное обеспечение эффективной информационной поддержкой решения основных задач развития АПК;
проведение согласованной технической политики в области формирования ЕСИО АПК на основе применения единых для органов государственной власти национальных стандартов и других нормативных документов;
создание типовых элементов ЕСИО АПК с учетом результатов реализации ФЦП "Электронная Россия";
обеспечение информационной поддержки процессов взаимодействия и интеграции АПК России с межгосударственными и международными организациями;
обеспечение интеграции федеральных, региональных и муниципальных территориальных информационно-технологических инфраструктур.
Важнейшим условием обеспечения эффективности ЕСИО АПК на всех этапах ее создания и эксплуатации является широкое использование типовых решений, применяемых при разработках в рамках ФЦП "Электронная Россия" информационно-технологической платформы инфраструктуры "электронного правительства". Реализация указанных типовых решений ЕСИО АПК обеспечит однократный ввод и многократное использование (предоставление) информации в соответствии с установленными полномочиями доступа, юридическую значимость вводимой, хранимой и предоставляемой информации с обеспечением ее авторства целостности и подлинности, авторизацию пользователей (исключение анонимных запросов), инвариантность технологий (устойчивость) к изменениям регламентов межведомственного взаимодействия и правительства с населением, а также к изменениям в структуре органов государственного управления (обеспечение сохранности государственных информационных ресурсов в ходе административных реформ), мобильность в условиях различных нештатных ситуаций (стихийные бедствия, катастрофы и т.п.).
Создание ЕСИО АПК как территориально-распределенной многоуровневой архитектуры базируется на применении унифицированных организационно-методологических, технологических, программных и технических решений, удовлетворяющих сформулированным выше принципам и обеспечивающих достижение поставленных целей.
Структурный принцип объединения перечисленных выше систем и создания ЕСИО АПК, используемый при проектировании и построении ее территориально-распределенной многоуровневой архитектуры, состоит в применении единых модулей с открытыми интерфейсами и нормативно-технических требований к ним. Реализация этого принципа позволит обеспечить широкий набор современных информационных и телекоммуникационных услуг на основе объединения технических возможностей сетей связи и передачи данных, унификации и стандартизации используемых при ее построении технических и технологических решений.
Ключевыми вопросами инфраструктуры ЕСИО АПК являются применение на всех уровнях ее иерархии единых моделей представления метаданных и информации, хранение и адаптация их в базах данных системы с применением классификаторов, справочников и словарей, позволяющих на лингвистическом смысловом уровне связать всю циркулирующую информацию в системе и осуществить ориентацию общего и прикладного сервисного обеспечения на конкретные предметные области.
Сложность и крупномасштабность ЕСИО АПК, необходимость сохранения единства и целостности системы с учетом условий ее функционирования, а также сокращения расходов на сопровождение ЕСИО АПК, обуславливает требование централизованного администрирования и управления изменениями на всех уровнях системы.
Реализация работ по ЕСИО АПК должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности структур и органов, решающих проблемы информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, а также эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
5. Сроки реализации Программы
Разработка и создание ЕСИО АПК программно-целевым методом рассчитаны на период 2008-2010 годы.
В этот период предусматривается реализация организационно-технических мероприятий, направленных на создание типовых программно-технических средств (с учетом концептуальной модели развития информационно-технологической платформы "электронного правительства") и оснащение ими пилотных объектов системы на окружном, региональном и муниципальном уровнях. На этом этапе необходимо осуществить широкий комплекс методических работ по обоснованию состава и принципов формирования информационных ресурсов и услуг, а также работ по созданию нормативно-правовой и нормативно-технической базы системы, проведению научно-исследовательских работ по обоснованию оптимальных вариантов построения ЕСИО АПК, опытно-конструкторских работ по проектированию составных частей системы и системы целом, закупку, поставку и внедрение телекоммуникационных и программно технических средств, формирование федерального информационного ресурса экспериментальной проверке эффективности их функционирования.
Основные функциональные решения ЕСИО АПК будут увязаны информационно-технологической платформой инфраструктуры "электронного правительства" - пространством памяти, реализуемом в системе территориально распределенного активного хранилища государственных информационных ресурсов с управляемым доступом, пространством открытых ключей (РКИ пространство) и пространством национальной идентификационной системы которые будут реализованы в программно-техническом комплексе Федерального центра управления (ФЦУ) информационно-технологическими ресурсами.
6. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы
Программа призвана содействовать достижению стратегической цели Минсельхоза России, приведенной в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности на 2008 год и на период до 2010 года - "Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и рыболовства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства", решению тактической задачи - "Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства", за счет обеспечения оперативного доведения до сельхозпроизводителей и представителей органов управления АПК различного уровня информации о ценовом мониторинге агропродовольственного рынка, дистанционном мониторинге сельхозугодий. Указанная информация позволит повысить качество принятия оперативных управленческих решений в сфере государственного регулирования отношений в АПК и повысить качество реагирования сельхозтоваропроизводителей на изменение конъюнктуры рынка. На основе повышения эффективности принятия оперативных управленческих решений в сфере агропромышленного производства и государственного регулирования отношений в АПК будет обеспечено повышение конкурентоспособности производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Основным итогом внедрения ЕСИО АПК в деятельность органов управления всех уровней, а также привлечения сельхозпроизводителей всех форм собственности является увеличение объемов товаров и реализованных услуг на агропродовольственном рынке за счет совершенствования инфраструктуры рынка, снижения затрат хозяйствующих субъектов АПК и повышения их конкурентоспособности. Это также будет способствовать увеличению отчислений в бюджеты всех уровней за счет роста налогооблагаемой базы. Количественные оценки бюджетной и экономической эффективности даны в следующем разделе.
Основными последствиями создания ЕСИО АПК за счет охвата системой 95% регионов и 48% муниципальных образований в социальной, экономической и экологической области, по мнению экспертов, станут:
получение своевременной и общедоступной информации о поставках техники, запчастей, семян, удобрений и других материально-технических pecypcoв непосредственно от производителей исключают посредников, увеличивая эффективность производства и реализации продукции и продовольствия, услуг для села пропорционально уменьшению непроизводительных затрат по всей цепочке до конечного потребителя. По данным Росстата материальные затраты сельского хозяйства на покупку запчастей и оплату услуг сторонних организаций в 2004 году составили более 72 млрд. рублей. По экспертным оценкам ("Природа фирмы" пер. с английского под. ред. Уильямсона О.И., М. "Дело", 2001, с. 95) минимальная экономия от получения своевременной и полной информации составит 10%, получим дополнительный эффект в размере 7,2 млрд. рублей;
обеспечение общедоступной информацией о ценах спроса и предложения, условиях поставок и прямых контактов между заинтересованными сторонами, которое оптимизирует затраты хозяйствующих субъектов, способствует развитию рыночного товарооборота, повышению конкурентоспособности товаров агропродовольственного рынка и развитию рынка услуг. Из-за слабой информационной прозрачности агропродовольственных рынков, не оптимальности каналов реализации продукции производитель может нести потери в размере минимум 10%. Учитывая, что в 2006 году продукция реализации растениеводства и животноводства составила почти 206 и 306 млрд. рублей, соответственно выигрыш производителя составит более 51 млрд. рублей, разумеется, при 100% охвате агропродовольственных рынков в регионах информационными услугами этого вида;
обеспечение доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам сельского населения содействует росту социального капитала работников сельского хозяйства и тем самым увеличению привлекательности сектора способствуя закреплению кадров;
обеспечение прозрачности движения товаров и услуг на аграрном рынке позволит расширить налогооблагаемую базу, а также увеличить поступления в бюджеты всех уровней за счет увеличения объемов реализации и совершенствования структуры потребления на всех уровнях;
снижение рисков от некачественных проектных решений в области землеустройства, рост оперативности реагирования на опасные экологические ситуации;
снижение не менее чем на 50 процентов уровня разброса цен реализации однотипной сельскохозяйственной продукции и продовольствия внутри регионов за счет деятельности системы информации о рынках, обеспечивающей их информационную прозрачность. Это приведет к существенной стабилизации финансового состояния сельхозпроизводителей, снижению риска убыточных результатов их хозяйственной деятельности.
Основными рисками при реализации Программы является недоведение до бюджетополучателей планируемых средств бюджетов различных уровней в полном объеме, срыв графика реализации мероприятий Программы из-за несвоевременного доведения бюджетных средств и отсутствие подготовленных специалистов на региональном и муниципальном уровнях.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Широкое использование ЕСИО АПК всеми субъектами АПК (охват 95% регионов и 48% муниципальных образований) позволит обеспечить интеграцию и координацию процессов государственного регулирования АПК как единого экономического и социального комплекса России, что будет способствовать дальнейшему развитию рыночных отношений и проведению государственных и административных реформ, совершенствованию методов управления, интеграции различных систем, создаст предпосылки совместной работы различных ведомств партнерству государственного и частного сектора, развитию бизнес-процессов, жизнеспособности предлагаемых к реализации проектных решений.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться ежегодно на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг создания ЕСИО АПК. Для оценки эффективности Программы предполагается использовать 5 целевых индикаторов:
- количество регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде;
- доля региональных органов управления АПК, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%);
- доля органов управления АПК муниципальных районов, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%);
- доля регионов, использующих ценовой мониторинг агропродовольственного рынка (%);
- доля регионов, использующих дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий (%).
Динамика указанных индикаторов и объемов финансирования по годам реализации Программы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование индикатора |
2008 |
2009 |
2010 |
Объемы финансирования, млн. рублей |
548,2 |
694,2 |
728,2 |
Количество регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде |
42 |
60 |
80 |
Доля региональных органов управления АПК, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%) |
30 |
65 |
95 |
Доля органов управления АПК муниципальных районов, использующих функциональные возможности предоставляемые ЕСИО АПК (%) |
0 |
24 |
48 |
Доля регионов, использующих ценовой мониторинг агропродовольственного рынка (%) |
75 |
95 |
95 |
Доля регионов, использующих дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий (%) |
60 |
80 |
95 |
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности программы осуществляется путем анализа сроков и объемов реализации мероприятий на основе проводимого статистического наблюдения по отчетам из федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК, по согласованной между Минсельхозом России и Росстатом системе оперативной отчетности. Отчетность по целевым индикаторам и дополнительным показателям, необходимым для оценки эффективности программы, должна собираться ежеквартально в разрезе регионов не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным периодом.
9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Объем финансирования из федерального бюджета по реализации Программы составит 1970,6 млн. руб.
Подготовка к развертыванию Программы ведется с 2002 года за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минсельхозу России на проведение мероприятий по информатизации отрасли (2002 год - 30759,8 тыс. руб., 2003 год - 67877,0 тыс. руб., 2004 год - 174361,7 тыс. руб., 2005 год - 169815,5 тыс. руб., 2006 год - 194629,3 тыс. руб., 2007 год - 206323,0 тыс. руб.), а также, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, участвующих в пилотных проектах в области информатизации, включая бюджеты регионального и муниципального уровня.
В рамках НИОКР затраты на разработку и проектирование систем ИТС АПК, АИС МСХ, СДМЗ АПК и СИР АПК из федерального бюджета составят 425,1 млн. руб.
Затраты федерального бюджета в рамках капитальных вложений (728,6 млн. рублей) и прочих расходов (816,9 млн. рублей) составят: на приобретение, ввод в эксплуатацию и испытание программно-технических средств, техническое сопровождение и регламентное обслуживание 1545,5 млн. руб.
Для распределения затрат на оборудование и программное обеспечение по уровням бюджета принята следующая терминология. Под базовым телекоммуникационным оборудованием понимается оборудование, необходимое для обеспечения высокоскоростного доступа в Интернет и поддержку видеоконференций, под дополнительным телекоммуникационным оборудованием - оборудование, обеспечивающее ip-телефонию и беспроводный доступ, под компьютерным оборудованием - оборудование для создания рабочих мест по доступу к сети, под специализированным программным обеспечением - программное обеспечение для работы с картографической информацией, для анализа деятельности предприятий и обеспечивающее электронный документооборот. Следует отметить, что программное обеспечение для сбора и анализа оперативной и статистической информации и построения отчетов, а также для ведения региональных Web-сайтов было профинансировано ранее из федерального бюджета и включается в состав программного обеспечения базового телекоммуникационно-компьютерного оборудования для региональных площадок ЕСИО АПК.
За счет средств федерального бюджета будет финансироваться базовое телекоммуникационно-компьютерное оборудование для региональных площадок ЕСИО АПК и базовое телекоммуникационное оборудование для муниципальных площадок ЕСИО АПК. За счет средств регионального бюджета может быть профинансировано дополнительное телекоммуникационно-компьютерное оборудование, программное обеспечение для региональных площадок ЕСИО АПК и компьютерное оборудование для муниципальных площадок ЕСИО АПК. За счет средств муниципальных бюджетов может быть профинансировано специализированное программное обеспечение для муниципальных площадок ЕСИО АПК.
В табл. 3 представлены объемы финансирования по стадиям создания ЕСИО АПК.
Таблица 3
Объемы финансирования по стадиям создания
Стадии создания |
Объемы финансирования, млн. рублей в ценах соответствующих лет |
|||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего |
|
Научно-исследовательские работы |
42,7 |
52,4 |
8,2 |
103,3 |
Методические работы |
1,3 |
1,1 |
0,9 |
3,3 |
Разработка технического проекта |
63,7 |
46,8 |
34,3 |
144,8 |
Разработки рабочей документации и программного обеспечения |
93,2 |
50,0 |
30,5 |
173,7 |
Ввод в действие |
222,5 |
377,1 |
462,4 |
1062,0 |
Сопровождение |
0,0 |
4,0 |
7,0 |
11,0 |
Текущие расходы |
124,8 |
162,8 |
184,9 |
472,5 |
Итого: |
548,2 |
694,2 |
728,2 |
1970,6 |
В табл. 4 представлены объемы финансирования по видам затрат.
Таблица 4
Объемы финансирования по видам затрат
Наименование затрат |
Объемы финансирования, млн. рублей в ценах соответствующих лет |
|||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего |
|
НИОКР |
200,9 |
150,3 |
73,9 |
425,1 |
Капитальные вложения |
212,8 |
216,5 |
299,3 |
728,6 |
Прочие расходы |
134,5 |
327,4 |
355,0 |
816,9 |
Итого: |
548,2 |
694,2 |
728,2 |
1970,6 |
Финансирование из федерального бюджета позволит создать централизованные информационные ресурсы и инфраструктуру для функционирования ЕСИО АПК на всех уровнях. В дальнейшем региональные и муниципальные органы управления АПК будут иметь возможность встроить свои информационно-аналитические системы в ЕСИО АПК.
10. Система управления реализацией Программы
При управлении реализацией Программы должны быть осуществлены:
заключение соглашений с региональными органами управления АПК о создании региональных информационно-аналитических систем, встроенных в ЕСИО АПК;
эффективная информационная поддержка и согласованная техническая политика по формированию единого информационного пространства АПК;
соблюдение стадий научно-исследовательских работ, методических работ технического и рабочего проектирования, приемо-сдаточных испытаний;
выполнение Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
организационно-техническое взаимодействие с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхоз России. Главным распорядителем средств федерального бюджета является Минсельхоз России.
Минсельхоз России разрабатывает и утверждает в установленном порядке "Положение об управлении реализацией целевой ведомственной программы "Создание ЕСИО АПК", определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
координацию работы исполнителей программных мероприятий и проектов;
механизмы контроля исполнения программы, корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Он также:
проводит конкурс для определения организации, осуществляющей проектирование и авторский надзор;
проводит конкурс для определения состава исполнителей мероприятий Программы;
обеспечивает финансирование подведомственных учреждений, участвующих в реализации мероприятий Программы;
подготавливает, при необходимости, в установленном порядке предложения по уточнению объемов финансирования из федерального бюджета на очередной финансовый год или на весь период реализации Программы;
утверждает распределение федеральных средств по проектам и мероприятиям. При сокращении объемов финансирования Программы подготавливает в установленном порядке предложения по корректировке перечня мероприятий на очередной год с учетом приоритетных задач;
обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, в том числе за эффективным и целевым использованием средств финансирования из федерального бюджета;
осуществляет сбор отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет в Минфин России, Минэкономразвития России и в органы государственной статистики информацию о реализации Программы;
осуществляет межведомственное согласование документов, относящихся к реализации Программы.
Ответственным за реализацию и мониторинг Программы от Минсельхоза России является Департамент экономических программ и анализа, проведение мероприятий по НИОКР должно согласовываться с Департаментом научно-технологической политики и образования.
Для управления созданием ЕСИО АПК должен быть образован Координационный Совет при Министре сельского хозяйства Российской Федерации с привлечением представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций.
Приложение N 1
Мероприятия
по созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденная ведомственная целевая программа призвана повысить эффективность госрегулирования в АПК и создать условия для развития сельхозпроизводства на основе современных информационных технологий.
Единая система информационного обеспечения АПК состоит из: информационно-телекоммуникационной системы АПК России; автоматизированной информационной системы Минсельхоза России; системы дистанционного мониторинга земель сельхозназначения; системы информации о рынке.
Основными задачами ЕСИО АПК являются: формирование информационных ресурсов в сфере АПК и обеспечение доступа к ним органов власти, хозяйствующих субъектов и населения; обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельхозугодий; внедрение современных ИТ в регулирование агропродовольственного рынка и др.
На реализацию указанных мероприятий из федерального бюджета выделяется 1970,6 млн. руб.
Приказ Минсельхоза РФ от 31 марта 2008 г. N 183 "Об утверждении целевой программы ведомства "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)"
Текст приказа официально опубликован не был