Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации отраслевой программы; общая оценка вклада Программы в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и последействия программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и, в конечном счете, повышения конкурентности отрасли.
Реализация Программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели Минсельхоза России, на достижение которой направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. - индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий.
При этом возрастет вклад Программы:
а) в увеличение индекса производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем производстве этого вида мяса (от молочного и мясного скота) с 3,2% в 2009 г. до 9,4% в 2012 г.;
б) в увеличение удельного веса племенных коров мясных пород с 35,0% в 2009 г. до 66,7% в 2012 году.
Показатели, отражающие уровень решения задач Минсельхоза России, приведены в табл. 1 и 7, рис. 1 и 2 и приложениях 1, 2 и 3.
Потребность в финансовых ресурсах федерального бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
По причине высоких производственных издержек, обусловленных неблагоприятной для животноводства ситуацией в макроэкономике, маточные стада в племенном мясном скотоводстве нерентабельны (в среднем по России убытки составляют около 35%).
Государственная поддержка на содержание коров в системе "корова-теленок", применяемая в ограниченных размерах в период 2000-2008 гг., способствовала сохранению и даже некоторому увеличению численности мясных коров России. Увеличение объемов и ставок такой поддержки в запланированных размерах, согласно расчетам, позволит ликвидировать убыточность мясных племенных репродукторных ферм, обеспечит рентабельность получения телят до 10-12% и даст мощный стимул увеличения численности мясного скота в соответствии с запланированными в программе показателями.
Привлечение высокоценного племенного мясного скота с генетическим потенциалом, соответствующим мировому уровню (среднесуточные приросты молодняка 1500-1700 г, молочность коров - 280-320 кг), является ключевым моментом формирования крупномасштабной, конкурентоспособной отрасли специализированного мясного скотоводства. Цены на молодняк с такой "генетикой" на отечественном и мировом рынке в 3-5 раз превышают себестоимость ремонтных телок и бычков, выращенных в сельскохозяйственных предприятиях. Поэтому без государственной поддержки задачу создания мощной племенной базы отрасли нельзя решить.
Пересадка эмбрионов и искусственное осеменение в запланированных размерах позволят повысить темпы генетического улучшения племенного мясного скота в 1,5-2,0 раза за счет использования генетического материала от выдающихся родителей и самых ценных быков-производителей отечественной и зарубежной селекции. Субсидия на семя таких быков будет стимулировать организацию искусственного осеменения коров и телок мясных пород и, как следствие, повышение потенциала продуктивности животных.
Расчеты показали, что развитие специализированного мясного скотоводства по инерционному сценарию обеспечит лишь частичное решение задачи по увеличению племенной базы (на 10-12%) и маточного поголовья в товарных хозяйствах. Практически останутся без государственной поддержки и не будут решены важнейшие задачи по повышению генетического потенциала продуктивности (останутся на низком уровне 2007-2008 гг. молочность коров 170-175 кг и среднесуточные привесы бычков при испытании 1200-1300 г вместо ожидаемых в результате мероприятий программы 250-290 кг и 1700-1800 г, соответственно). Не будут освоены современные эффективные технологии откорма молодняка крупного рогатого скота до высоких весовых кондиций, и средняя живая масса реализованного на мясо молодняка составит всего 343 кг вместо запланированных 435 кг (в западных странах - 500-600 кг). Не будет решена вторая задача программы - производство высококачественного мяса увеличится всего на 11% вместо увеличения в 4,7 раза по программе.
Согласно расчетам, реализация запланированных мероприятий отраслевой Программы позволит вывести отрасль мясного скотоводства из многолетней стагнации, обеспечить высокие темпы (увеличить в 4,7 раза за три года) конкурентоспособного производства высококачественной говядины при рентабельности в 2012 году не менее 25-30% вместо убыточности в настоящее время.
Главным итогом Программы будет создание базиса для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, способной в перспективе до 2022 года, согласно Концепции увеличения производства говядины и развития мясного скотоводства России на 2008-2012 годы и на период до 2022 года, утвержденной Министром сельского хозяйства Российской Федерации 12 июля 2007 года, компенсировать недостаток откормочного контингента из молочных стад (обусловленный стабилизацией численности молочных коров) и довести долю говядины от мясного скота с 2% в 2007 году до 35-40% в 2022 году.
Это будет способствовать снижению зависимости от импорта снабжения населения страны говядиной за счет увеличения собственного производства.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация Программы обеспечит создание 43544 новых рабочих мест в сельских территориях, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2007 годом в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 2678 млн. рублей и уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице за четыре года на 1045,1 млн. рублей (приложение 4).
В результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2012 году достигнет 21,7 млрд. рублей (увеличение по сравнению с 2007 годом на 17,4 млрд. рублей, или в 5,0 раз), а чистая прибыль составит 1957 млн. рублей.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
Таблица 7
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Показатели |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009- 2012 |
|
Основные индикаторы 1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живой массе |
106,6 |
158,1 |
229,0 |
282,4 |
776,1 |
2. Поголовье скота, тыс. голов: а) мясного |
526 |
667 |
750 |
800 |
- |
б) помесного |
200 |
287 |
500 |
520 |
- |
Вспомогательные индикаторы |
|
|
|
|
|
1. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
7410 |
11699 |
17175 |
21745 |
58029 |
2. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
1111 |
1755 |
3435 |
5436 |
11737 |
3. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
444 |
702 |
1374 |
1957 |
4477 |
4. Начисление налогов, млн. руб. |
538 |
849 |
1237 |
1566 |
4190 |
5. Рабочие места (330 на 1 тыс. тонн мяса) |
20394 |
32175 |
45872 |
56173 |
154614 |
6.3. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- вступление России в ВТО;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли в качестве базового уровень предыдущего года по производству говядины на голову скота (78,5 кг) и выполнение только на 90% (минус 10% к плану) плана по численности мясного скота.
Таблица 8
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства говядины, млн. рублей в ценах соответствующих лет
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
40,0 |
25,1 |
85,7 |
84,8 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота |
93,6 |
105,5 |
128,5 |
148,9 |
Общая оценка рисков |
133,6 |
130,6 |
214,2 |
233,7 |
Риски | Им = (Имо - Ип) х По х (Рг - Сг), где
Им | - риски от снижения плановой для отчетного года интенсивности
использования мясного скота (кг мяса на голову скота в убойной массе),
Имо - интенсивность использования мясного скота в отчетном году,
Ип - интенсивность использования скота по плану,
По - поголовье мясного скота в отчетном году,
Рг - цена реализации говядины в отчетном году,
Сг - себестоимость производства говядины.
Риски | Пм = Ип х (Пп - По) х (Рг-Сг), где:
Пм | - риски от невыхода на плановую численность мясного скота,
Ип - интенсивность использования скота по плану,
Пп - плановое поголовье в отчетном году,
По - поголовье скота в отчетном году,
Рг - цена реализации говядины,
Сг - себестоимость говядины.
Расчеты показали (табл. 8), что риски от невыхода на плановые показатели по интенсивности использования скота для получения говядины и численности поголовья мясного скота чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятие соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.