Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Отраслевая целевая программа "Развитие мясного скотоводства России на 2009 - 2012 гг." (далее - Программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в России и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Программа разработана в развитие Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг., которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства
Мясной подкомплекс России является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем, в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемы производства мяса снижались и лишь в последние 2-3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
С 1991 по 2007 г.г. численность крупного рогатого скота снизилась с 54,7 до 21,4 млн. голов, в том числе мясного скота с 1,3 млн. до 451,6 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 4,3 млн. тонн в 1991 г. до 1760 тыс. тонн в 2007 г, или в 2,4 раза, а импорт достиг 791 тыс. тонн, или 44,9% от отечественного производства.
За этот же период в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса всех видов с 67,3 до 36,7 кг, потребление - с 69 до 61 кг. Производство говядины уменьшилось с 29,2 до 12,4 кг (в 2,36 раза), а потребление - с 31,2 до 18,0 кг, то есть спрос на говядину на 31,1% удовлетворяется за счет импорта. Это означает, что Россия находится в зависимости от импорта в снабжении населения этим важным видом мяса.
Мясное сырье зарубежного происхождения часто ввозится в Россию с недостаточными качественными и санитарно-гигиеническими характеристиками. Практически невозможен контроль за использованием при производстве говядины кормов из генетически модифицированных организмов и запрещенных в России добавок, а также ветеринарный контроль за распространенными за рубежом заболеваниями животных с длительными периодами латентности. Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения отечественного мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины в перспективе до 2020 года в объемах не менее 1700 - 2000 тыс. тонн (в такой же пропорции к говядине из молочных стад, как в Европе) Россия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- Наличие 77 млн. га естественных кормовых угодий и около 22-25 млн. га неиспользуемой пашни.
- Апробированная в практически всех регионах страны малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства.
- Ресурсы маточного поголовья в мясных (16-20 тыс. телок в год) и молочных (не менее 150-200 тыс. телок в год) стадах для формирования новых мясных ферм племенного и особенно товарного назначения.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в России в 2000-2008 годах являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 98% этого вида мяса.
Согласно Концепции развития животноводства России до 2020 года, дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 9,2-10,0 млн. голов и увеличения объемов производства молока путем повышения удоев.
Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство много раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную - 1,1-1,2 мясных коровы.
В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС - 40-50%, в Австралии - 85%, США и Канаде - 70-75%.
В России в период с 1991 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года увеличил численность мясного скота на 19,7%, в том числе коров на 19%. Эти темпы целесообразно не только сохранить, но придать им устойчивый характер для достижения стратегической цели.
1.2. Характеристика проблемы.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне 1,5-2,0% означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. В 2007 году в стране имелось 36 племенных заводов, в которых содержалось всего 30,3 тыс. коров, и 93 племенных репродуктора с 36,0 тыс. коров. Из этих хозяйств было продано на племя всего 12810 голов молодняка. Максимально от имеющихся племенных коров можно получить на продажу 14-15 тыс. телок, что явно недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства - потребность составляет не менее 50-60 тыс. телок в год.
Государственная поддержка племенного скотоводства из федерального бюджета в размере 4000 руб. на корову в год при наличии теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев распространяется только на племенные заводы. Этот механизм поддержки показал свою эффективность, но размер ее покрывает не более 15-20% производственных издержек на содержание племенных коров, ведение племенного учета и выращивание племенного молодняка.
2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.
В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2007 году молочность коров в племенных заводах составила 183 кг, в племенных репродукторах - 178 кг по сравнению с 250-320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков - 755 кг в племзаводах и 743 кг в племрепродукторах, по сравнению с 1100-1200 кг в западных странах. В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели еще ниже.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков-производителей, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалам продуктивности.
Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из бюджетов субъектов Федерации на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в некоторых регионах, недостаточна по объему и не может решить проблему.
3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.
Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента в стране означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30-35% сверхремонтных бычков, 65-70% бычков убивают неоткормленными в возрасте до 1 месяца, а страна недополучает ежегодно не менее 350-400 тыс. тонн говядины.
Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.
Стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы проводят из региональных бюджетов только в нескольких субъектах Федерации.
Государственная поддержка из федерального бюджета откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечат решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, косвенно, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.
4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и, особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8% к имеющемуся откормочному контингенту.
Согласно экспертной оценке, современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеется всего на 1,5-2% мясных ферм и не по всем позициям. Практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов - распространено не более чем на 5% животноводческих объектов. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.
Государственная поддержка технологической модернизации отрасли на федеральном уровне проводится слабо. В некоторых субъектах Российской Федерации небольшому числу хозяйств оказывается содействие в создании и реконструкции предприятий отрасли в виде компенсации из регионального бюджета части затрат на капитальные вложения. Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта "Развитие АПК". Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен.
5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья во всех регионах страны имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате мясная корова с теленком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г.
В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15% вместо 35-36%, характерных для зарубежной практики.
При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.
6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80% вместо 85-90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320-340 кг вместо желательных 450-500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю мясных ферм приходится не более 20-25,5% от розничной цены на говядину вместо 45-50% - в западных странах;
б) очень малая государственная поддержка мясному скотоводству, которая составляет всего 3-5% от производственных издержек по сравнению, например, 30-90% в странах Евросоюза.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработаннном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота, а также представители бизнеса (например, Эксима, "Пушкинский мясной двор" и другие) и супермаркеты.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
- Биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года.
- Необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции.
- Низкой конверсией корма в привес (6-7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3:1) и бройлеров (1,8:1) и потребностью не менее 5 - 6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система "корова-теленок"), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.
На решение указанных проблем и направлена Программа "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.