Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 января 2007 г. N А74-2440/2006-Ф02-7362/2006-С1
(извлечение)
Государственное учреждение Республики Хакасия "Редакция газеты "Хакас чирi" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконным решения заместителя руководителя налоговой инспекции от 16 мая 2006 года "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредоставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" и об обязании налоговой инспекции рассмотреть по существу весь пакет документов (все полученные налоговой инспекцией документы от заявителя), представленный заявителем для регистрации ликвидации юридического лица - учреждения (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 12 октября 2006 года отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения налоговой инспекции от 16 мая 2006 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с соответствием положениям статей 9, 20, 21 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 12 октября 2006 года отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, в частности правил пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 23, пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По мнению заявителя жалобы, судом не оценено должным образом то обстоятельство, что учреждение, обращаясь в суд с заявлением, связывало незаконность решения от 16.05.2006 именно с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", порядком и последствиями, установленными пунктом 3 статьи 23 и пунктом 1 статьи 24 названного Закона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, вместе с тем своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что учредителем учреждения - Правительством Республики Хакасия в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 9 Закона Республики Хакасия "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" принято Постановление N 08 от 25.01.2006 о ликвидации учреждения и сформирован состав ликвидационной комиссии.
30.01.2006 в адрес редакции журнала "Вестник государственной регистрации" направлен бланк-заявка на публикацию сообщения о ликвидации. Публикация о ликвидации учреждения размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" N 5 (56) 08.02.2006. В публикации о ликвидации учреждения для предъявления претензий (требований кредиторов) установлен двухмесячный срок с момента публикации.
07.02.2006 налоговой инспекцией получено уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего).
09.02.2006 налоговой инспекцией учреждению выдано свидетельство серии 19 N 000650221 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица.
01.03.2006 составлен промежуточный бухгалтерский баланс по состоянию на 28.02.2006, подписанный главным бухгалтером Тутарковой Т.И. и руководителем (председателем ликвидационной комиссии) Метельковым С.Н., и представлен 13.03.2006 в отдел работы с налогоплательщиками налоговой инспекции.
В расшифровке дебиторской и кредиторской задолженности организации на 28.02.2006 и в справке основные средства учреждения на 01.03.2006 подпись председателя ликвидационной комиссии отсутствует. Отметка об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом отсутствует.
Налоговой инспекцией представлено в материалы дела уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, в котором разделы 2, 3 и 4 не заполнены в установленном законом порядке.
28.04.2006 учреждением составлен и утвержден исполняющим обязанности председателя Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом ликвидационный баланс по состоянию на 28.04.2006.
28.04.2006 председателем ликвидационной комиссии Метельковым С.Н. подписано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направлено в адрес налоговой инспекции заказным письмом с уведомлением. Данное заявление зарегистрировано налоговой инспекцией 11.05.2006 входящий номер 1072А.
Заявителем в материалы дела представлено уведомление о вручении почтового отправления от 28.04.2006 налоговой инспекции 04.05.2006.
16.05.2006 налоговой инспекцией принято решение "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредоставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов".
Отказ в государственной регистрации мотивирован налоговой инспекцией непредоставлением заявителем уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса (форма Р15003) и промежуточного ликвидационного баланса.
Заявитель, считая решение налоговой инспекции от 16.05.2006 несоответствующим требованиям статей 8, 21, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" нарушающим права и законные интересы учреждения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что учреждением не соблюдена процедура ликвидации юридического лица, в связи с чем в налоговую инспекцию не представлен необходимый для государственной регистрации пакет документов, отвечающий требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 20, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Как установлено судом первой инстанции, промежуточный ликвидационный баланс составлен учреждением 01.03.2006 по состоянию на 28.02.2006 и представлен в налоговую инспекцию 13.03.2006, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (ранее двух месяцев с момента публикации о ликвидации); представленный в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс в нарушение требований пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не утвержден учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица; уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса представлено с нарушением требований статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данные выводы суда о значимых для рассмотрения дела по существу фактических обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении указанных выше норм материального права, в связи с чем не подлежат переоценке арбитражным окружным судом.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованным выводам о том, что учреждением не соблюдена процедура ликвидации юридического лица; что заявителем не представлен необходимый для государственной регистрации ликвидации юридического лица промежуточный ликвидационный баланс, отвечающий требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод учреждения о нарушении судом первой инстанции пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 23, пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не принимается арбитражным окружным судом как основанный на правильном толковании заявителем жалобы указанных норм материального права.
Сам по себе факт неосуществления государственной регистрации либо принятия решения об отказе в государственной регистрации в установленные сроки налоговым органом согласно положениям статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для применения установленной законодательством Российской Федерации ответственности данного органа за нарушение порядка государственной регистрации, и не является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения налоговой инспекции незаконным.
Иные доводы заявителя жалобы, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, повторно рассмотрены и отклонены арбитражным окружным судом как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
По результатам кассационного производства по настоящему делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 12 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Поскольку при подаче жалобы заявителю была предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по настоящему делу, в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с учреждения в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина за кассационное рассмотрение дела в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286- 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 12 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2440/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Хакасия "Редакция газеты "Хакас чирi" в доход федерального бюджета государственную пошлину за кассационное рассмотрение дела в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом первой инстанции, промежуточный ликвидационный баланс составлен учреждением 01.03.2006 по состоянию на 28.02.2006 и представлен в налоговую инспекцию 13.03.2006, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (ранее двух месяцев с момента публикации о ликвидации); представленный в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс в нарушение требований пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не утвержден учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица; уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса представлено с нарушением требований статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данные выводы суда о значимых для рассмотрения дела по существу фактических обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении указанных выше норм материального права, в связи с чем не подлежат переоценке арбитражным окружным судом.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованным выводам о том, что учреждением не соблюдена процедура ликвидации юридического лица; что заявителем не представлен необходимый для государственной регистрации ликвидации юридического лица промежуточный ликвидационный баланс, отвечающий требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
...
Довод учреждения о нарушении судом первой инстанции пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 23, пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не принимается арбитражным окружным судом как основанный на правильном толковании заявителем жалобы указанных норм материального права.
Сам по себе факт неосуществления государственной регистрации либо принятия решения об отказе в государственной регистрации в установленные сроки налоговым органом согласно положениям статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для применения установленной законодательством Российской Федерации ответственности данного органа за нарушение порядка государственной регистрации, и не является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения налоговой инспекции незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2007 г. N А74-2440/2006-Ф02-7362/2006-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании