Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 января 2007 г. N А33-9804/2006-Ф02-7213/2006
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов о признании недействительным мотивированного заключения от 09.03.2006 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 33 216 529 рублей.
Решением от 20 июля 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года решение оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по делу, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению инспекции, в нарушение пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации по контрактам, заключенным комиссионером общества - ОАО "Агромашхолдинг" представлены ГТД, оформленные в таможенном режиме экспорта (код таможенного режима 10) без отметки российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничного таможенного органа). Поскольку правовой режим "временный вывоз" предполагает возврат вывезенного за пределы территории Российской Федерации товара, наличие у налогоплательщика декларации с отметкой таможенного органа о вывозе товара в таможенном режиме "временный вывоз" не освобождает предприятие от обязанности представить в налоговый орган для подтверждения правомерности заявленных налоговых вычетов таможенную декларацию, подтверждающую вывоз товара в режиме "экспорт". При этом на ГТД должна стоять отметка о вывозе товара за пределы таможенной территории России. Законодателем предусмотрен определенный перечень документов, необходимых для подтверждения ставки 0 процентов и налоговых вычетов без ссылки на то, что налогоплательщиком может быть представлен иной документ, чем ГТД с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта. Кроме того, реализация обществом товара не отвечает условиям реализации на территории Российской Федерации, предусмотренным статьей 147 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель указывает, что понятие "таможенная территория Российской Федерации" неприменимо в сфере налоговых правоотношений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, обществом в инспекцию представлена декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2005 года.
В ходе проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по данной декларации налоговым органом установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации по контрактам, заключенным комиссионером общества (открытым акционерным обществом "Агромашхолдинг") с иностранными контрагентами - с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "АгромашЭкспорт" (Кыргызстан) на поставку зерно и рисоуборочных комбайнов N МКЭ-0040/1 от 20.05.2005 и от 21.03.2005 N МКЭ-0028 по договору о государственных закупках от 18.05.2005 без номера с АО "Казагрофинанс" (Казахстан), представлены грузовые таможенные декларации (копии), оформленные в таможенном режиме экспорта (код таможенного режима 10) без отметки российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (пограничного таможенного органа).
Мотивированным заключением от 09.03.2006 налогоплательщику частично отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 33 252 161 рубля.
Считая заключение инспекции незаконным в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суды правомерно исходили из следующего.
Порядок исчисления, сроки и порядок уплаты налога на добавленную стоимость регулируются главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Налогообложение операций, указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), производится по налоговой ставке 0 процентов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Из пункта 4 статьи 176 Кодекса следует, что суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что указанные в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы были представлены обществом вместе с налоговой декларацией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им,-Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 156 Таможенного кодекса Российской Федерации ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 252, статьи 253 Таможенного кодекса Российской Федерации под временным вывозом понимается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа.
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 256 Таможенного кодекса Российской Федерации временно вывезенные товары подлежат обратному ввозу на таможенную территорию Российской Федерации не позднее дня истечения срока временного вывоза (статья 254) либо должны быть заявлены к иному таможенному режиму в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары под таможенный режим временного ввоза, обязано изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи. Изменение таможенного режима временного вывоза на другой таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического предъявления товаров таможенному органу.
Обществом был осуществлен временный вывоз зерно- и рисоуборочных комбайнов через Алтайскую таможню по грузовым таможенным декларациям, на которых имеется штамп таможни "товар вывезен" и указана дата вывоза.
Комиссионером общества (открытым акционерным обществом "Агромашхолдинг") заключены договоры с иностранными контрагентами - с обществом "Торговый дом "АгромашЭкспорт" (Кыргызстан) и АО "Казагрофинанс" (Казахстан) - на поставку зерно- и рисоуборочных комбайнов. Следовательно, общество было обязано задекларировать изменение таможенного режима временного ввоза на режим экспорта. В соответствии с данными требованиями обществом были оформлены грузовые таможенные декларации, в которой режим временного вывоза был изменен на режим экспорта.
Из оспариваемого налогоплательщиком заключения налогового органа следует, что единственным основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужило установление фактов отсутствия в грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД), оформленных в таможенном режиме экспорта (код таможенного режима 10), отметки российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничного таможенного органа).
Вместе с тем налоговый орган не оспаривает факт того, что в пакете документов налогоплательщик представил как ГТД, оформленные в таможенном режиме экспорта, так и ГТД, оформленные в таможенном режиме временного вывоза.
В ГТД указано наименование и количество товара, его фактурная стоимость, кроме того, в графе 40 имеется ссылка на предшествующие декларации, то есть декларации, оформленные в таможенном режиме временного вывоза товара.
Исходя из норм таможенного законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям (статьи 165, 252, 256 Таможенного кодекса Российской Федерации), и фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции находит правильным вывод суда о том, что оформление грузовых таможенных деклараций в таможенных режимах "временный вывоз" и "экспорт", наличие в них идентифицирующих заводских номеров товаров, одновременное представление данных грузовых таможенных деклараций в таможенные органы свидетельствуют о подтверждении налогоплательщиком фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации.
Налоговым органом в подтверждение правомерности действий по отказу в возмещении налога на добавленную стоимость заявлен довод о том, что реализация, осуществленная заявителем, не отвечает условиям реализации на территории Российской Федерации, предусмотренным статьей 147 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 147 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
По мнению налогового органа, в рассматриваемом случае заявитель реализует товар, находящийся на территории иностранного государства. Следовательно, это исключает возможность предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, так как товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, не подлежащих налогообложению.
Вместе с тем указанный довод налогового органа суд обоснованно не принял во внимание, исходя из следующего.
Факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта, обеспечивающий возможность налогоплательщику подтвердить право на применение ставки 0% и налоговых вычетов, подтвержден ГТД, оформленными уполномоченными (таможенными) органами.
Понятие режима экспорта определено в статье 165 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном вывозе. Из вышеприведенного определения режима временного вывоза, содержащегося в статье 252 Таможенного кодекса Российской Федерации, следует, что товары, помещенные под таможенный режим временного вывоза, считаются находящимися в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
Вывод инспекции о том, что понятие "таможенная территория Российской Федерации" неприменимо в сфере налоговых правоотношений, не принимается судом кассационной инстанции.
В силу пункта 4 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статьей 2 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.
Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0% при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, при решении вопроса о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% дата пересечения границы и факт нахождения товара в момент перехода права собственности на территории иностранного государства правового значения не имеют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству, материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 20 июля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А 33-9804/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 2 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.
Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0% при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, при решении вопроса о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% дата пересечения границы и факт нахождения товара в момент перехода права собственности на территории иностранного государства правового значения не имеют."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. N А33-9804/2006-Ф02-7213/2006
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании