Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 6 марта 2007 г. N А19-42744/05-22-14-Ф02-888/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2007 г. N А19-21141/06-53-Ф02-747/2007, N А19-2796/06-47-14-Ф02-745/2007, N А19-19962/06-6-Ф02-884/2007, N А19-22260/06-13-Ф02-968/2007, от 6 марта 2007 г. N А19-19949/06-6-Ф02-893/2007, от 7 марта 2007 г. N А19-43996/05-9-6-Ф02-997/2007
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Умелец" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Иркутской области, муниципальному образованию "город Черемхово", в лице комитета по экономике и финансам, комплексному центру социального обслуживания населения Черемховского городского муниципального образования с требованием о взыскании 1 007 093 рублей 64 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2003 - 2004 годах гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Определением от 2 марта 2006 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области; произведена замена ненадлежащего ответчика - Главного финансового управления Иркутской области на надлежащего - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.
До принятия решения по делу истец уточнил заявленные требования, просил взыскать: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации сумму задолженности по предоставлению населению субсидий в размере 925 176 рублей 99 копеек на основании Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики"; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области сумму задолженности в размере 13 483 рубля 50 копеек по Федеральному закону "О ветеранах"; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и муниципального образования "город Черемхово" в лице комитета по экономике и финансам 33 918 рублей 45 копеек пропорционально - 50% на 50% по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий"; от исковых требований в части суммы 34 514 рублей 70 копеек отказался.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2006 года требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на сумму задолженности по предоставлению населению субсидий в размере 925 176 рублей 99 копеек на основании Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и муниципального образования "город Черемхово" в лице комитета по экономике и финансам 33 918 рублей 45 копеек пропорционально- 50% на 50% по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий" выделены в отдельные производства за NN А19-13067/06-22 и А19-13068/06-22.
В рамках настоящего дела подлежало рассмотрению требование к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области сумму задолженности в размере 13 483 рубля 50 копеек по Федеральному закону "О ветеранах".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 мая 2006 года заявленное требование удовлетворено. Взыскано с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области 13 483 рубля 50 копеек - суммы расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением ветеранам в период с апреля 2003 по декабрь 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Производство по делу в части суммы 34 514 рублей 50 копеек прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 июля 2006 года решение суда первой инстанции от 3 мая 2006 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2006 года решение от 3 мая 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 10 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела к участию в деле качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2006 года иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
По мнению заявителя, истцом не доказана вина Министерства финансов Российской Федерации в причинении убытков. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 13 483 рубля 50 копеек, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам г.Черемхово за период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В обоснование своих требований истец представил списки лиц, которым предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, платежные документы, акты сверок объемов льгот, из которых следует, что сумма недофинансирования предоставленных истцом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за спорный период составляет 13 483 рубля 50 копеек.
Неуплата оставшейся части расходов по возмещению предоставленных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области правильными.
Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов войны и труда установлены льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50%.
Статьей 10 Федерального закона определено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, подлежат возмещению как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области производилось не в полном объеме.
Между тем предусмотренные и утвержденные в областном бюджете субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона "О ветеранах", субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.
Однако денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона "О ветеранах", не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в спорный период льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд первой инстанции с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в спорный период льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 27 ноября 2006 года по делу N А19-42744/05-22-14 принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42744/05-22-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области производилось не в полном объеме.
Между тем предусмотренные и утвержденные в областном бюджете субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона "О ветеранах", субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.
Однако денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона "О ветеранах", не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в спорный период льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд первой инстанции с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в спорный период льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N А19-42744/05-22-14-Ф02-888/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании