Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 6 марта 2007 г. N А19-19949/06-6-Ф02-893/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2007 г. N А19-21141/06-53-Ф02-747/2007, N А19-2796/06-47-14-Ф02-745/2007, N А19-19962/06-6-Ф02-884/2007, N А19-22260/06-13-Ф02-968/2007, от 6 марта 2007 г. N А19-42744/05-22-14-Ф02-888/2007, от 7 марта 2007 г. N А19-43996/05-9-6-Ф02-997/2007
Муниципальное унитарное предприятие Ангарского муниципального образования "Жилсервис" (МУП АМО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 455 172 рублей 80 копеек - суммы убытков вследствие предоставления гражданам в ноябре - декабре 2003 года субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2006 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 1 455 172 рублей 80 копеек.
Не согласившись с принятым Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-19949/06-6 решением от 11 декабря 2006 года, Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению заявителя, в нарушение требований статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не указано, в чем заключается противоправное поведение Министерства финансов Российской Федерации, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также не доказана вина в причинении убытков истцу.
Заявитель указывает, что все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2003 год, были в полном объеме перечислены Иркутской области.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Представитель МУП АМО "Жилсервис" возразил против доводов жалобы, указав на их необоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" за период ноябрь-декабрь 2003 в сумме 1 455 172 рублей 80 копеек.
Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение обязанности по возмещению понесенных расходов.
Правовым основанием требований указаны статья 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьи 15, 307, 309, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований истец представил копии: договора N10 от 28.05.2003 о порядке возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, акты сверок, счетов-фактур, платежных поручений, расчет суммы задолженности, списки получателей субсидий.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на отсутствие обязанности по передаче денежных средств в виде финансовой помощи местным бюджетам в полном объеме, истцом на доказан состав гражданского правонарушения ответчиком.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о взыскании убытков в размере 1 455 172 рубля 80 копеек, возникших у истца в результате неполного возмещения предоставленных гражданам в 2003 году субсидий по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Суд признал, что Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению и в заявленный истцом период в целях реализации указанных полномочий передала муниципальному образованию недостаточно денежных средств, в связи с чем ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Законом Иркутской области N23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду статья 15.4 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики"
Расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в полном объеме истцу возмещены не были.
Арбитражный суд Иркутской области при разрешении спора правомерно руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления".
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации как источника финансирования, суд исходил из того, что факт предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению установлен, выделенных из федерального бюджета средств для погашения расходов истца было недостаточно. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление субсидий, исследования представленных доказательств, Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19949/06-16 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19949/06-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Законом Иркутской области N23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в полном объеме истцу возмещены не были.
Арбитражный суд Иркутской области при разрешении спора правомерно руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N А19-19949/06-6-Ф02-893/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании