Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 марта 2007 г. N А19-43996/05-9-6-Ф02-997/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2006 г. N А19-43996/05-9-Ф02-4859/06-С2, от 5 марта 2007 г. N А19-21141/06-53-Ф02-747/2007, N А19-2796/06-47-14-Ф02-745/2007, N А19-19962/06-6-Ф02-884/2007, N А19-22260/06-13-Ф02-968/2007, от 6 марта 2007 г. N А19-42744/05-22-14-Ф02-888/2007, N А19-19949/06-6-Ф02-893/2007
Муниципальное унитарное предприятие многоотраслевого жилищно-коммунального хозяйства п. Мегет (МУП МЖКХ п. Мегет) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 4 800 рублей - суммы расходов, понесенных в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах" за период с января 2002 по декабрь 2004 года..
До принятия решения по делу истец увеличил сумму иска до 1 050 464 рублей 41 копейки.
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе истца в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
До принятия решения по делу Российская Федерация заявила о пропуске срока исковой давности по требованиям за 2002 год и с января по октябрь 2003 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2006 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 683 154 рубля 63 копейки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-43996/05-9-6 решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению заявителя, истцом не доказана вина Министерства финансов Российской Федерации в причинении убытков.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
В соответствии со статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 7 марта 2007 года до 9 часов 45 минут.
После перерыва представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что истец в период 2002 - 2004 годов оказывал ветеранам войны и труда жилищно-коммунальные услуги, предоставляя предусмотренные статьями 14 - 22 Федерального закона "О ветеранах" льготы по их оплате в размере 50 процентов от тарифа.
Расходы, понесенные истцом в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, не были возмещены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены: акты сверок взаиморасчетов, счета-фактуры, списки лиц, получивших льготы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области правильными.
Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов войны и труда установлены льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50%.
Статьей 10 Федерального закона определено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, подлежат возмещению как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области производилось не в полном объеме.
Между тем предусмотренные и утвержденные в областном бюджете субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона "О ветеранах", субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.
Однако денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона "О ветеранах", не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в спорный период льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд первой инстанции с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно возложил ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в спорный период льгот ветеранам на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 25 декабря 2006 года по делу N А19-43996/05-9-6 принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 25 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-43996/05-9-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области производилось не в полном объеме.
Между тем предусмотренные и утвержденные в областном бюджете субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона "О ветеранах", субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.
Однако денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона "О ветеранах", не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в спорный период льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд первой инстанции с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно возложил ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в спорный период льгот ветеранам на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 марта 2007 г. N А19-43996/05-9-6-Ф02-997/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании