Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 6 марта 2006 г. N А33-2101/2005-Ф02-6757/06-С1
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N А33-19739/2005-Ф02-6753/06-С1
Открытое акционерное общество "Ачинский глиноземный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 решения N 496 от 27.10.2004 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, далее - инспекция) в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 2 738 103 рубля 87 копеек за 2003 год.
Определением суда от 12 апреля 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Енисейское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (преобразовано путем слияния в Енисейское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Решением суда от 15 мая 2006 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30 августа 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что судом неправильно применены подпункт 7 пункта 1 статьи 254, пункт 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), так как платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов относятся к платежам за предельно допустимое воздействие на окружающую среду, поэтому не являются платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения судебные акты, полагая правильными выводы суда о том, что размещение отходов в пределах установленных лимитов относится к сверхнормативному воздействию на окружающую среду, поэтому согласно пункту 4 статьи 270 Кодекса соответствующие платежи не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо указывает на обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе общества.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция и третье лицо о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, своих представителей на судебное заседание не направили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Общество оспаривает решение N 496, принятое инспекцией 27.10.2004 по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком 28.07.2004 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год.
Пунктом 1 данного решения налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 2 738 103 рублей 87 копеек в связи с завышением расходов на сумму платежей за загрязнение окружающей в пределах установленных лимитов.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что осуществляемое обществом загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов является сверхнормативным и платежи за такое загрязнение в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Кодекса не могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Суд апелляционной инстанции по этим же основаниям оставил решение суда без изменения.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Пункт 4 статьи 270 Кодекса предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что только платежи за сверхнормативное воздействие на окружающую среду не учитываются при налогообложении прибыли.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил, что обществом в проверяемом периоде негативное воздействие на окружающую среду осуществлялось в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и в виде размещения отходов производства.
Из оспариваемого решения инспекции, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год, расшифровки строки 120 Приложения N2 к листу 02 данной налоговой декларации, согласованного расчета платы за загрязнение окружающей среды за 2003 год следует, что оспариваемая сумма налога на прибыль доначислена в связи с уменьшением налоговой базы на сумму платежей за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Статьей 22 названного Закона к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду отнесены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение в соответствии со статьей 24 названного Закона устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Из статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" следует, что под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории, а под нормативом образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статье 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от N 115 11.03.2002 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения".
Ссылка судебных инстанций на пункты 3.1 и 3.2 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, является несостоятельной, так как в проверяемый период правоотношения, связанные с предельно допустимым воздействием на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления, регулировались вышеприведенными нормами Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 15.07.1994" следует читать как "от 21.07.1994"
Таким образом, лимиты на размещение отходов, утверждаемые для организаций, определяют предельно допустимое воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды, а именно физические, химическими, биологические и иные показатели и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Из материалов дела следует, что обществу были установлены лимиты на размещение отходов в соответствии с разработанными и утвержденными нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду (Проект нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов ОАО "Ачинского глиноземного комбината, утвержденный Комитетом природных ресурсов Красноярского края 21.02.2002, Лимиты (разрешение) на размещение отходов в 2003 году, выданные Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю 26.12.2002).
Следовательно, платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не относятся к плате за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, по своему характеру являются расходами, предусмотренными подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса, поэтому могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, суд пришел к ошибочному выводу о том, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на расходы, связанные с производством и реализацией, налогоплательщиком необоснованно отнесена сумма отчислений за сверхнормативное загрязнение окружающей среды за 2003 год в размере 11 408 766 рублей 11 копеек.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали правовые основания для дополнительного начисления обществу за 2003 год налога на прибыль в сумме 2 738 103 рубля 87 копеек.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований и признании незаконным решения инспекции в оспариваемой части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Кодекса уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб по настоящему делу с учетом выданной 30.08.2006 справки на возврат государственной пошлины в размере 1 000 рублей, подлежит возврату обществу в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 15 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 30 августа 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2101/2005 отменить.
Принять новое решение. Признать незаконным решение N 496 от 27.10.2004 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в части взыскания налога на прибыль в сумме 2 738 103 рубля 87 копеек.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ачинский глиноземный комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что обществу были установлены лимиты на размещение отходов в соответствии с разработанными и утвержденными нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду (Проект нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов ОАО "Ачинского глиноземного комбината, утвержденный Комитетом природных ресурсов Красноярского края 21.02.2002, Лимиты (разрешение) на размещение отходов в 2003 году, выданные Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю 26.12.2002).
Следовательно, платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не относятся к плате за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, по своему характеру являются расходами, предусмотренными подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса, поэтому могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
...
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Кодекса уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб по настоящему делу с учетом выданной 30.08.2006 справки на возврат государственной пошлины в размере 1 000 рублей, подлежит возврату обществу в размере 2000 рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2006 г. N А33-2101/2005-Ф02-6757/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании