Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 февраля 2007 г. N А58-7354/2005-Ф02-2/2007
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по Республике Саха (Якутия) (далее - МИ ФНС России N3 по Республике Саха (Якутия), налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к государственному унитарному предприятию "Дороги Нюрбы" (ГУП "Дороги Нюрбы") о взыскании 66 908 рублей налоговой санкции за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2005 года в связи с реорганизацией ответчика произведена замена ГУП "Дороги Нюрбы" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Вилюйавтодор" (далее - ОАО "Вилюйавтодор", общество).
Решением от 4 октября 2006 года требования налоговой инспекции удовлетворены в размере 59 057 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 ноября 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 4 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 27 ноября 2006 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Из кассационной жалобы следует, что обществом (ГУП "Дороги Нюрбы") вычеты налога на добавленную стоимость правомерно заявлены за февраль 2005 года, поскольку спорные счета-фактуры за предыдущие периоды поступили от поставщиков товара только в феврале 2005 года и, следовательно, в этом месяце были выполнены все условия, необходимые для применения налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на нарушение налоговой инспекцией процедуры привлечения ГУП "Дороги Нюрбы" (ОАО "Вилюйавтодор") к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция выразила свое несогласие с изложенными в ней доводами и просит в удовлетворении жалобы отказать, оставив принятые по делу судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, просили рассмотреть жалобу без участия их представителей, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает возможным на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу без участия сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об обоснованности доводов кассационной жалобы и наличии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что МИ ФНС России N3 по Республике Саха (Якутия) проведена камеральная налоговая проверка представленной 13.04.2005 ГУП "Дороги Нюрбы" (ОАО "Вилюйатодор") уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение N 256 от 13.07.2005 о привлечении ГУП "Дороги Нюрбы" (общества) к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату 334 538 рублей налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафных санкций в сумме 66 908 рублей.
Основанием привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога на добавленную стоимость, согласно указанному решению, явилась неполная уплата налога в результате завышения налоговых вычетов в результате того, что ОАО "Вилюйавтодор" (ГУП "Дороги Нюрбы") неправомерно применены налоговые вычеты за февраль 2005 года на основании счетов-фактур, относящихся к предыдущим налоговым периодам.
Требованием от 19.07.2005 года N 415 налоговая инспекция предложила обществу (ГУП "Дороги Нюрбы") добровольно уплатить указанную сумму санкции в срок до 29 июля 2005 года.
Невыполнение указанного требования послужило основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания налоговой санкции в размере 59 057 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что отражение в налоговой декларации за февраль 2005 года сумм налоговых вычетов, относящихся к иному, более раннему налоговому периоду, является незаконным. Право на получение вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 295 286 рублей 55 копеек возникло у общества (ГУП "Дороги Нюрбы") ранее февраля 2005 года, поскольку оплата и принятие на учет приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) произведены в предыдущие периоды.
По аналогичным выводам суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) ошибочными.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Пунктом 2 указанной статьи к вычетам отнесены суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса) либо для перепродажи.
Такие вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие к учету этих товаров (работ, услуг).
Пунктами 3 и 8 статьи 169 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 предусмотрено, что покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов.
В соответствии с пунктами 7 и 8 названных Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур приведен в статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 данной статьи.
Таким образом, на основании счета-фактуры вычет налога на добавленную стоимость может быть применен в том налоговом периоде, когда с учетом оплаты и принятия к учету товара (работы, услуги), счет-фактура зарегистрирован в книге покупок, а сами по себе факты оплаты товаров (работ, услуг) с налогом на добавленную стоимость, принятие их к учету (оприходование) в отсутствие надлежаще оформленных счетов-фактур не дают налогоплательщику - покупателю товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде в силу прямого на то указания в пункте 1 статьи 172 и пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, если счет-фактура, оформленный на основании и в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса, получен налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за тем, в котором приобретенные товары (работы, услуги) оплачены и приняты к учету, то вычет налога на добавленную стоимость должен производиться в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.
Судом установлено, что обществом (ГУП "Дороги Нюрбы") спорные счета-фактуры были отражены в книге покупок в феврале 2005 года по факту их получения от поставщиков. Кроме того, о получении счетов-фактур в феврале 2005 года свидетельствуют имеющиеся в материалах дела акты приема-передачи счетов-фактур между ГУП "Дороги Нюрбы" и поставщиками. Товар по данным счетам-фактурам оплачен и оприходован ранее, что налоговым органом не оспаривается.
Налоговой инспекцией при проведении камеральной проверки не было установлено обстоятельств, свидетельствующих, что обществом (ГУП "Дороги Нюрбы") соответствующие счета-фактуры были зарегистрированы в книге покупок за другой налоговый период и суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, были ранее заявлены к вычету.
Кроме того, Минфин России (письма от 10.11.2004 N 03-04-11/200 и от 23.06.2004 N 03-03-11/107, от 16.06.2005 N 03-04-11/133) разъяснил порядок применения вычета, когда счет-фактура впервые был получен в периоде, следующем за периодом совершения операции, в связи с чем налогоплательщик ранее не мог знать о содержании и реквизитах счета-фактуры и не имел возможности отразить его в бухгалтерском учете.
Из указанных писем следует, что по оплаченным и полученным товарам, работам, услугам, счета-фактуры по которым поступили с опозданием, вычет налога на добавленную стоимость производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены данные счета-фактуры.
Суд кассационной инстанции считает, что при этом не имеет значения, в каком виде были изданы соответствующие разъяснения - в виде письма, адресованного конкретному налогоплательщику, либо в виде рекомендаций, адресованных неопределенному кругу лиц.
На основании изложенного, вывод судебных инстанций о правомерности решения налоговой инспекции в части взыскания налоговой санкции в размере 59 057 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость за февраль 2005 года основан на неправильном применении норм материального права, поэтому в данной части обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований.
В силу статей 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Вилюйавтодор" подлежит возврату из Федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная за рассмотрение дела в судах апелляционной инстанции и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 4 октября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 27 ноября 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-7354/2005 отменить в части взыскания с открытого акционерного общества "Вилюйавтодор" налоговой санкции за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 59 057 рублей.
В отмененной части принять новое решение. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Вилюйавтодор" из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению N614 от 17 октября 2006 года и по платежному поручению N760 от 7 декабря 2006 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок оформления и выставления счетов-фактур приведен в статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 данной статьи.
Таким образом, на основании счета-фактуры вычет налога на добавленную стоимость может быть применен в том налоговом периоде, когда с учетом оплаты и принятия к учету товара (работы, услуги), счет-фактура зарегистрирован в книге покупок, а сами по себе факты оплаты товаров (работ, услуг) с налогом на добавленную стоимость, принятие их к учету (оприходование) в отсутствие надлежаще оформленных счетов-фактур не дают налогоплательщику - покупателю товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде в силу прямого на то указания в пункте 1 статьи 172 и пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, если счет-фактура, оформленный на основании и в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса, получен налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за тем, в котором приобретенные товары (работы, услуги) оплачены и приняты к учету, то вычет налога на добавленную стоимость должен производиться в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.
...
Налоговой инспекцией при проведении камеральной проверки не было установлено обстоятельств, свидетельствующих, что обществом (ГУП "Дороги Нюрбы") соответствующие счета-фактуры были зарегистрированы в книге покупок за другой налоговый период и суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, были ранее заявлены к вычету.
Кроме того, Минфин России (письма от 10.11.2004 N 03-04-11/200 и от 23.06.2004 N 03-03-11/107, от 16.06.2005 N 03-04-11/133) разъяснил порядок применения вычета, когда счет-фактура впервые был получен в периоде, следующем за периодом совершения операции, в связи с чем налогоплательщик ранее не мог знать о содержании и реквизитах счета-фактуры и не имел возможности отразить его в бухгалтерском учете."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. N А58-7354/2005-Ф02-2/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании