Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 15 февраля 2007 г. N А19-16429/06-44-Ф02-285/2007
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2007 г. N А19-16761/06-52-Ф02-299/2007
Муниципальное учреждение "Городская поликлиника N2" (МУ "Городская поликлиника N2", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - МИ ФНС N9 по ИО и УОБАО, налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 13.01.2006 N03-09/02-12.
Решением от 13 сентября 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 13 ноября 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материально права, и принять по делу новое решение.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также работы по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств в Перечне медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N132 от 20.02.2001, не значатся.
В отзыве на кассационную жалобу МУ "Городская поликлиника N 2" выразило несогласие с изложенными в ней доводами и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной МУ "Городская поликлиника N2" декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2005 года.
В ходе проверки было установлено занижение учреждением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в результате неправомерного применения льготы в отношении оказываемых им услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, в результате чего не уплачен налог в сумме 100 325 рублей.
По результатам проверки вынесено решение N03-09/02-12 (рег. N2089411) от 13.01.2006 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 20 065 рублей. Также учреждению предложено уплатить сумму налога на добавленную стоимость в размере 100 325 рублей и пени за его несвоевременную уплату в сумме 3 631 рублей 77 копеек.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, учреждение обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что МУ "Городская поликлиника N2" правомерно применялась льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 2, пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем признал доначисление налоговой инспекцией налога и пени незаконным.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии соответствующей лицензии.
Согласно утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N454-ст "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности", к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях), к которым относятся услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки).
В целях налогообложения к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132, услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
Согласно указанному Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, к таковым относятся, в том числе услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает, в том числе проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, аборта, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, а также клинико-экспертную деятельность, включая экспертизу временной нетрудоспособности.
Материалами дела подтверждается, что МУ "Городская поликлиника N2" на основании лицензии N222 Д 453147 от 20.05.2004 по договорам с предприятиями оказывались услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, работы и услуги по профилактической медицине, услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств. Оплата оказанных услуг производилась заказчиками по счетам-фактурам. Полученный доход не включался учреждением в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204 ОК 002-93).
Статьей 213 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения.
Указанная деятельность органов здравоохранения согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 238 от 26.07.2002 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", зарегистрированным в Минюсте РФ 11 октября 2002 года 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (в редакции, действовавшей в спорный период времени), в которой за N 06.33 названы работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам", за N 06.034 названы "работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств".
Таким образом, предварительные и периодические медицинские осмотры, предрейсовый медицинский осмотр являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемых населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговой инспекцией, что МУ "Городская поликлиника N2" имеет лицензию N222 Д 453147 от 20.05.2004 на осуществление медицинской деятельности согласно перечню работ и услуг по оказанию медицинской помощи, перечисленной в приложении к данной лицензии, в числе которой учреждение имеет право на выполнение работ по оказанию услуг по периодическим и медицинским осмотрам, предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.
Доводы кассационной жалобы фактически аналогичны доводам, изложенным в оспариваемом МУ "Городская поликлиника N2" решении налоговой инспекции, отзыве на заявление учреждения и апелляционной жалобе, они являлись предметом исследования как судом первой, так и судом апелляционной инстанции и им дана правильная юридическая квалификация.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражный суд Иркутской области на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют. Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 13 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 13 ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16429/06-44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 238 от 26.07.2002 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", зарегистрированным в Минюсте РФ 11 октября 2002 года 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (в редакции, действовавшей в спорный период времени), в которой за N 06.33 названы работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам", за N 06.034 названы "работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2007 г. N А19-16429/06-44-Ф02-285/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании