Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 января 2007 г. N А19-4364/05-47-Ф02-7330/06-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. N А19-11262/06-53-Ф02-6316/06-С2
Открытое акционерное общество (ОАО) "Аэропорт Братск" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации г.Усть-Илимска о взыскании 298 850 рублей убытков, возникших в результате предоставления льгот гражданам по проезду воздушным транспортом во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Впоследствии истец уточнил надлежащего ответчика по делу - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением от 4 апреля 2005 года произведена замена ненадлежащего ответчика - администрация г.Усть-Илимска на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением от 4 мая 2005 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Иркутская область в лице главного финансового управления администрации Иркутской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация г.Усть-Илимска, главное управление социальной защиты населения области.
До принятия решения по делу ОАО "Аэропорт Братск" уточнило размер исковых требований и просило взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 259 000 рублей убытков. От исковых требований к главному финансовому управлению заявлен отказ.
Определением от 29 августа 2006 года производство по делу в части взыскания 39 850 рублей и в части предъявленных исковых требований к Иркутской области в лице главного финансового управления прекращено.
Решением от 16 октября 2006 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Аэропорт Братск" взыскано 259 000 рублей.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16 октября 2006 года и отказать в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы права, регулирующие вопросы предоставления льгот по проезду воздушным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Заявитель указывает на перечисление Иркутской области денежных средств на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в полном объеме. При отсутствии средств в бюджете данный субъект не может рассматривать как причинитель вреда.
Министерство финансов Российской Федерации полагает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения, необходимого для применения ответственности на основании статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о возмещении убытков за 2002 год в размере 259 000 рублей, возникших в результате перевозки воздушным транспортом пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска истец указал неисполнение Российской Федерацией обязательств по возмещению расходов за 2002 год перевозчику в связи с предоставлением льгот по оплате билетов гражданам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование исковых требований представлены: месячные отчеты по предоставленным льготам, расчет суммы иска, купоны авиабилетов.
Возражая против заявленных требований, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации указала на необоснованность исковых требований.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 259 000 рублей, составляющих сумму убытков, возникших в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда первой инстанции и считает их законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.
Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "Аэропорт Братск" убытков.
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и признал требования ОАО "Аэропорт Братск" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что судом первой инстанции Арбитражного суда Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2006 года по делу N А19-4364/05-47 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2006 года по делу N А19-4364/05-47 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
...
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и признал требования ОАО "Аэропорт Братск" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. N А19-4364/05-47-Ф02-7330/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании