Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 марта 2007 г. N А10-1141/06-Ф02-832/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2006 г. N А10-1141/06-Ф02-6003/06-С1, от 11 января 2008 г. N А10-1141/06-Ф02-9653/2007
Муниципальное унитарное предприятие "Ново-Уоянские районные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 18.11.2005 N 02-05/10-2005.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечено открытое акционерное общество "Бурятэнергосбыт".
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 декабря 2006 года решение суда от 29 июня 2006 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Муниципальное унитарное предприятие "Ново - Уоянские районные электрические сети" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения частей 2, 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети", ОАО "Бурятэнергосбыт" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 96145, 96147, 96148 от 06.02.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия считает судебные акты законными, представлен отзыв.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 05.03.2007. После перерыва представитель УФАС по Республике Бурятия не присутствует.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, ОАО "Бурятэнергосбыт" направило в УФАС по Республике Бурятия жалобу о нарушении МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" антимонопольного законодательства в части необоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" :
- имеет лицензию от 10.08.2004 Министерства энергетики Российской Федерации на эксплуатацию электрических сетей;
- установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный постановлением РЭК Республики Бурятия от 30.12.2004 N 1/22;
- включено в реестр субъектов естественных монополий в ТЭК в раздел "Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии постановлением ФЭК Российской Федерации N 108-э/18 от 24.12.2003.
МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети", получив от ОАО "Бурятэнергосбыт" проект договора N 9 от 08.07.2005, в своем письме за N 29 от 09.08.2005 сообщает ОАО "Бурятэнергосбыт" о не подписании договора в связи с нарушением процедуры оформления договора.
Комиссия УФАС по Республики Бурятия, считая, что МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" уклоняется от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии и, тем самым, лишает ОАО "Бурятэнергосбыт" возможности реализовывать условия 25 договоров, заключенных им с потребителями электроэнергии на 01.10.2005, усмотрела в действиях "Ново - Уоянские районные электрические сети" нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении онополистической еятельности на товарных рынках".
Комиссия УФАС по Республики Бурятия 08.11.2005 вынесла решение и предписание, обязывающие МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии с ОАО "Бурятэнергосбыт".
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании указанных актов незаконными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.
МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" является сетевой организацией и, следовательно, согласно пункта 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, обязано заключить договор N 9 от 08.07.2005 об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Отказ унитарного предприятия заключить договор не может быть признан обоснованным, так как он не содержит оснований, предусмотренных пунктом 20 названных Правил.
Своими действиями МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети", занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, создало ОАО "Бурятэнергосбыт" препятствие к доступу на рынок по продаже электрической энергии.
По мнению суда, неправомерные действия МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" послужили достаточным основанием к вынесению антимонопольным органом решения и предписания.
Между тем, судом не было учтено следующее.
Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушением антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на не допущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные Законом обязательные для исполнения соответствующие предписания.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов устанавливает, в том числе, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт.
Следовательно, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
В нарушение указанных норм суд не устанавливал, в каких правоотношениях находились между собой МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" и ОАО "Бурятэнергосбыт", и полномочно ли было УФАС по Республике Бурятия принимать решение и выдавать предписание о заключении договора.
Как следует из положений пункта 9 Правил недискриминационного доступа необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких условиях, вывод суда о наличии в действиях МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" злоупотребления своим доминирующим положением не основан на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, в каких правоотношениях находились в связи с заключением договора об оказании услуг МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" и ОАО "Бурятэнергосбыт" и вправе ли был антимонопольный орган вынести оспариваемые по делу решение и предписание.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 29 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 18 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1141/06 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов устанавливает, в том числе, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт.
Следовательно, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
В нарушение указанных норм суд не устанавливал, в каких правоотношениях находились между собой МУП "Ново - Уоянские районные электрические сети" и ОАО "Бурятэнергосбыт", и полномочно ли было УФАС по Республике Бурятия принимать решение и выдавать предписание о заключении договора.
Как следует из положений пункта 9 Правил недискриминационного доступа необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2007 г. N А10-1141/06-Ф02-832/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании