Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 6 марта 2007 г. N А33-18830/2006-Ф02-901/2007
(извлечение)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Дивногорска о признании недействующими как не соответствующие Федеральному закону N 135-ФЗ "О защите конкуренции" пунктов 1 и 2 постановления Администрации города Дивногорска N 404-п от 30.03.2006 "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Решением суда первой инстанции от 29 декабря 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006.
Представители УФАС по Красноярскому краю в судебном заседании 05.03.2007 поддержали доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Дивногорска просит оставить судебный акт без изменения.
Администрация города Дивногорска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление N 96536 от 14.02.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому кассационная жалоба рассматривается без ее участия.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 06.03.2007. После перерыва представители УФАС по Красноярскому краю не присутствуют.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление N 404-п "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" принято Администрацией города Дивногорска 30.03.2006, опубликовано в газете "Огни Енисея" N 28 от 15.04.2006.
Пунктом 1 данного постановления запрещается розничная торговля, в том числе и розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах общественного питания, границы земельных участков которых расположены на расстоянии менее 90 метров от территорий детских, образовательных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений. Пунктом 2 постановления определены места общественного питания, в которых запрещена торговля, в том числе розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе: ООО "Фабрика - кухня" (ул. Бочкина, 36), ООО "Социальное питание" (ул. Бочкина, 36), закусочная "Фламинго" (район ул. Бочкина, 36).
По заявлению УФАС по Красноярскому краю суд проверил положения пунктов 1, 2 постановления N 404-п на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции" N 135-ФЗ и признал их соответствующими закону, имеющему большую юридическую силу.
Статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Суд обоснованно посчитал, что оспариваемые пункты 1 и 2 постановления N 404-п устанавливают ограничения в розничной продаже в местах общественного питания в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения постановления Администрации города Дивногорска не могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов и пункты 1 и 2 постановления Администрации г. Дивногорска N 404-п от 30.03.2006 "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" соответствуют Федеральному закону "О конкуренции".
Названное усматривается из следующего.
Правоотношения в сфере ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, регулируются Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Пункты 1-3 статьи 2 и часть 1 статьи 3 Федерального закона определяют места, где не допускается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в том числе в местах общественного питания, расположенных в этих местах.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона органам местного самоуправления предоставлено право определения других мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Федеральный закон предоставил право органам местного самоуправления дополнительно определять места общественного питания, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Пунктом 1 оспариваемого постановления Администрации города Дивногорска определены места общественного питания, не предусмотренные Федеральным законом - это места общественного питания, границы земельных участков которых расположены на расстоянии менее 90 метров от территорий детских, образовательных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений. В пункте 2 постановления указаны конкретные организации общественного питания, в которых запрещена розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемый акт принят во исполнение пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 05.07.2005 N 15-3369, который был признан судом недействующим. Заявитель считает, что орган местного самоуправления установил соответствующие места произвольно, руководствуясь при этом только одним критерием - прилегающая территория.
Указанные доводы проверены, однако учтены быть не могут. Из содержания пунктов 1, 2 постановления Администрации города Дивногорска видно, что ею установлены ограничения розничной торговли пива в пределах ее компетенции - а именно, в местах общественного питания. Указанное право основано на Федеральном законе от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Кроме того, антимонопольный орган как заявитель по делу не доказал, что оспариваемые пункты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких условиях оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 29 декабря 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-18830/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Антимонопольный орган не согласился с тем, что ему было отказано в удовлетворении требования о признании недействующими отдельных положений постановления местной администрации, касающихся определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Федеральному закону от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции". Кассационная инстанция, оставляя решение суда без изменения, пояснила следующее.
Спорные положения нормативного акта устанавливают ограничения в розничной продаже и потреблении пива в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.03.2005 г. "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", который предоставил право органам местного самоуправления дополнительно определять соответствующие места общественного питания, не предусмотренные этим Законом, в порядке, установленном субъектом РФ. В частности, в акте местной администрации были определены такие места общественного питания, указание на которые не содержится в Законе: это места общественного питания, границы земельных участков которых расположены на расстоянии менее 90 метров от территорий детских, образовательных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений. Таким образом, оспариваемые положения были приняты местной администрацией в пределах своей компетенции. Более того, статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Однако антимонопольный орган как заявитель по делу не доказал, что оспариваемые пункты приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N А33-18830/2006-Ф02-901/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании