Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 марта 2007 г. N А19-20912/06-53-Ф02-994/2007-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N А19-19965/06-6-Ф02-894/2007-С2
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ангарский электролизный химический комбинат" (ФГУП "АЭХК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 13 651 рубля 74 копеек, составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам в период с мая по ноябрь 2003 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ангарского муниципального образования, Главное финансовое управление Иркутской области и Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением от 18 ноября 2006 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФГУП "АЭХК" взыскано 10 001 рубль 82 копейки убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права (статьи 2, 15, 16, 124, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона "О ветеранах").
Заявитель полагает, что возмещение расходов на предоставление льгот гражданам должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Министерство финансов РФ также ссылается на недоказанность наличия состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "АЭХК" не согласилось с ее доводами и просило оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 2 марта 2007 года судом был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 7 марта 2007 года.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что ФГУП "АЭХК" в период с мая по ноябрь 2003 года во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготное обеспечение.
В результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с мая по ноябрь 2003 года ФГУП "АЭХК" понесло расходы на сумму 17 824 рубля 75 копеек, которые были возмещены за счет средств областного бюджета лишь частично.
Расходы в размере 13 651 рубля 74 копеек не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены: договор о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах" N 368-0303 от 17.03.2002, счета-фактуры, акт сверки по состоянию на 30.04.2006, расчеты суммы выпадающих доходов, списки лиц, получивших льготы в заявленном периоде.
Удовлетворяя исковые требования в части 10 001 рубля 82 копеек, суд, установив обстоятельства исполнения Главным финансовым управлением Иркутской области обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2003 год на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в полном объеме, принимая во внимание положения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006, пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд пришел к выводу, что срок исковой давности по требованиям истца о взыскании расходов, понесенных в период с мая по июль 2003 года, истек, в связи с чем отказал во взыскании 3 649 рублей 92 копеек.
Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов войны и труда установлены льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50 %.
Статьей 10 Федерального закона определено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, подлежат возмещению, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области не производилось, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не были предусмотрены и утверждены размеры субсидий и субвенций, выделяемых на финансирование Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, предусмотренные и утвержденные в областном бюджете на 2003 год субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона "О ветеранах" субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.
Однако, денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в мае-ноябре 2003 года льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в мае-ноябре 2003 года льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Заявленные ФГУП "АЭХК" требования о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обоснованно удовлетворены судом в части взыскания с Российской Федерации 10 001 рубля 82 копеек.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 8 ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20912/06-53 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области не производилось, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не были предусмотрены и утверждены размеры субсидий и субвенций, выделяемых на финансирование Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, предусмотренные и утвержденные в областном бюджете на 2003 год субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона "О ветеранах" субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.
Однако, денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в мае-ноябре 2003 года льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в мае-ноябре 2003 года льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 марта 2007 г. N А19-20912/06-53-Ф02-994/2007-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании