Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 марта 2007 г. N А33-7789/05-Ф02-1463/2007
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной налоговой службы N САЭ-3-15/880 от 12.12.2006 переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, далее - налоговая инспекция) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений NN 1000-1002 от 19.04.2005.
Решением от 15 ноября 2006 года заявление ОАО "Красноярскэнерго" удовлетворено. Суд признал не подлежащими исполнению как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации инкассовые поручения налоговой инспекции NN 1000-1002 от 19.04.2005.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 15 ноября 2006 года отменить, вынести новое решение об отказе в требованиях ОАО "Красноярскэнерго".
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, в частности положений статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, о нарушении норм процессуального права, а именно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что правовым основанием для направления инкассовых поручений на счета налогоплательщика в банке в данном случае является решение о принудительном взыскании недоимки по налогам и пеням, принятое налоговым органом в соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает ни порядка, ни срока выставления и направления налоговым органом инкассовых поручений (распоряжений) в банк.
По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по времени для выставления инкассовых поручений в целях принудительного взыскания задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных учреждениях, притом, что установленная статьями 46, 60-71 Налогового кодекса Российской Федерации процедура взыскания не нарушена.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Красноярскэнерго" доводы кассационной жалобы отклонило, считая их несостоятельными, а обжалуемый судебный акт - законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель ОАО "Красноярскэнерго" в судебном заседании поддержал позицию отзыва.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, вместе с тем, своего представителя в судебное заседание не направила.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по заявлению ОАО "Красноярскэнерго" от 31.10.2002 Главным финансовым управлением Администрации Красноярского края 31.10.2002 вынесено решение N 73, в соответствии с которым реструктурирована кредиторская задолженность ОАО "Красноярскэнерго" по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности, в том числе реструктурированы суммы налога на пользователей автомобильных дорог в размере 21 368 090 рублей, пени в размере 51 230 383 рублей. Заявителю предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам в течение шести лет, по пеням в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам.
Налоговой инспекцией в адрес ОАО "Красноярскэнерго" направлены требования N 76 от 17.04.2001 об уплате в срок до 20.04.2001 пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 900 000 рублей, N 246 от 21.09.2001 об уплате в срок до 25.09.2001 пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 4 313 755 рублей 64 копеек, N 206 от 06.08.2001 об уплате в срок до 25.09.2001 пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 11 955 335 рублей 95 копеек.
В связи с неисполнением ОАО "Красноярскэнерго" в установленный в требованиях срок обязанности по уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог налоговой инспекцией приняты решения N 51 от 26.04.2001, N 165 от 26.11.2001, N 146 от 30.08.2001 о взыскании указанных выше сумм пени за счет денежных средств организации, находящихся на счетах в кредитных учреждениях.
Налоговой инспекцией в банк, в котором открыт счет ОАО "Красноярскэнерго", выставлены инкассовые поручения от 19.04.2005 N 1000 на сумму 11 955 335 рублей пени по решению N 146 от 30.08.2001; N 1001 на сумму 4 313 755 рублей 64 копеек пени по решению N 165 от 26.11.2001; N 1002 на сумму 900 000 рублей пени по решению N 51 от 26.04.2001.
Заявитель, считая выставленные инкассовые поручения несоответствующими требованиям статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с пропуском налоговой инспекцией шестидесятидневного срока, нарушающими права и охраняемые законом интересы ОАО "Красноярскэнерго", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление ОАО "Красноярскэнерго", суд первой инстанции исходил из того, что не соблюдение налоговой инспекцией императивно установленной процедуры для взыскания пени по налогу на пользователей автомобильных, в связи с пропуском шестидесятидневного срока для выставления инкассовых поручений, является достаточным основанием для признания инкассовых поручений несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выставления спорных инкассовых поручений - 19.04.2005) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выставления спорных инкассовых поручений - 19.04.2005) инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения (распоряжения), если взыскание производится с рублевых счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями пунктов 1, 6 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выставления спорных инкассовых поручений - 19.04.2005) установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Положения, предусмотренные статьей 47 Кодекса, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Из системного анализа указанных норм материального права следует, что в них предусмотрен общий порядок принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика-организации налога и пени во внесудебном порядке, существенным условием которого является наличие конкретного срока, ограничивающего возможность взыскания налоговым органом налога и пени за счет денежных средств и (или) иного имущества налогоплательщика-организации без обращения в суд.
Следовательно, шестидесятидневный срок, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит применению ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке (за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика), в том числе и к выставлению в банк налогоплательщика инкассовых поручений на взыскание налогов и пеней.
Как установлено судом первой инстанции, требованиями N 76 от 17.04.2001 и N 246 от 06.08.2001, N 206 от 06.08.2001 ОАО "Красноярскэнерго" предложено в сроки до 20.04.2001 и до 25.09.2001 соответственно уплатить в добровольном порядке пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 900 000 рублей и 4 313 755 рублей 64 копеек, 11 955 335 рублей 95 копеек; решения о взыскании названных сумм пени за счет денежных средств организации, находящихся на счетах в кредитных учреждениях, приняты налоговой инспекцией 26.04.2001, 26.11.2001, 30.08.2001; в то время как спорные инкассовые поручения выставлены инспекцией лишь 19.04.2005.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что вся кредиторская задолженность ОАО "Красноярскэнерго" по налогам, подлежащим зачислению в краевой целевой бюджетный дорожный фонд, а также по начисленным по этим налогам пеням, которая имелась у заявителя по состоянию на 01.10.2002, была реструктурирована.
При таких обстоятельствах, инкассовые поручения от 19.04.2005 NN 1000, 1001, 1002 правомерно и обоснованно признаны судом не подлежащими исполнению как несоответствующие нормам налогового законодательства.
На основании изложенного доводы заявителя жалобы, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, повторно рассмотрены арбитражным судом округа и отклонены как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
По результатам кассационного производства по настоящему делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены решения от 15 ноября 2006 года.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции относятся на налоговую инспекцию, которая в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 15 ноября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7789/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями пунктов 1, 6 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выставления спорных инкассовых поручений - 19.04.2005) установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Положения, предусмотренные статьей 47 Кодекса, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Из системного анализа указанных норм материального права следует, что в них предусмотрен общий порядок принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика-организации налога и пени во внесудебном порядке, существенным условием которого является наличие конкретного срока, ограничивающего возможность взыскания налоговым органом налога и пени за счет денежных средств и (или) иного имущества налогоплательщика-организации без обращения в суд.
Следовательно, шестидесятидневный срок, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит применению ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке (за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика), в том числе и к выставлению в банк налогоплательщика инкассовых поручений на взыскание налогов и пеней."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N А33-7789/05-Ф02-1463/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании