Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 26 февраля 2007 г. N А33-8737/2006-Ф02-601/2007
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Алыкель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Норильску Красноярского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным письма от 23.03.2006 N10-19 об отказе в принятии к зачету излишне уплаченных сумм пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 17 567 рублей 38 копеек, на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 10 359 рублей 85 копеек.
Решением суда первой инстанции от 21 августа 2006 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 ноября 2006 года решение суда от 21 августа 2006 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, так как налог и страховые взносы имеют разную социально правовую природу, следовательно, положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, не могут применяться в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 95283, N 95282 от 09.02.2007), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 26.02.2006 у общества имеется переплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 27 927 рублей 23 копеек, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 17 567 рублей 38 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 10 259 рублей 85 копеек.
Общество 05.12.2005 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете в счет будущих платежей суммы переплаты пени по страховым взносам.
Письмом от 09.01.2006 N 10-18 налоговая инспекция уведомила общество об оставлении заявления без исполнения в связи с тем, что вопросы зачетов (возвратов) излишне уплаченных сумм страховых взносов относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
10.02.2006 общество обратилось в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края с заявлением о проведении зачета переплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в счет уплаты будущих платежей по указанным взносам.
27.02.2006 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края в ответе за N ТЧ-02/910-1 сообщило обществу о необходимости обращения в налоговую инспекцию, в связи с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами.
14.03.2006 общество повторно обратилось с заявлением в налоговую инспекцию о зачете переплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ссылаясь при этом на ответ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края.
Письмом от 23.03.2006 N10-19 011260 налоговая инспекция отказала обществу в зачете указанной суммы, оставив заявление общества без исполнения, со ссылкой на обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Полагая, что письмо налоговой инспекции N 10-19 0011260 от 27.03.2006 не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, так как обязанность по возврату излишне уплаченных сумм пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование входит в компетенцию налогового органа, общество обратилось в суд о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем, из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 вышеуказанного закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
С учетом изложенного, довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
На основании актов сверки расчетов по долгам между обществом и налоговой инспекцией за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 судом установлено, что у общества образовалась переплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 27 827 рублей 23 копеек по состоянию на 26.02.2006. Данный факт не оспаривается налоговой инспекцией.
Довод налоговой инспекции о том, что в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пени за просрочку их внесения не учитываются на индивидуальном лицевом счете плательщика, что делает невозможным проведения зачета, обоснованно отклонен арбитражным судом. Для решения вопроса о проведении зачета излишне уплаченных сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в качестве администратора поступлений данных взносов в бюджет Российской Федерации налоговый орган вправе получить необходимые сведения, используя для этого формы взаимодействия с Федеральным казначейством, предусмотренные Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 116н от 16.12.2004.
Обоснованно отклонен и довод налоговой инспекции о том, что поскольку спорные суммы пени невозможно определить в качестве конкретных индивидуальных платежей за каких-либо застрахованных лиц, решение об из зачете (возврате) входит в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации. Начисление пеней за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено статьей 26 Федерального закона " 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", под которыми понимается денежная сумма, которую страхователь обязан выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и изменения или отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение от 21 августа 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 9 ноября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8737/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налоговой инспекции о том, что в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пени за просрочку их внесения не учитываются на индивидуальном лицевом счете плательщика, что делает невозможным проведения зачета, обоснованно отклонен арбитражным судом. Для решения вопроса о проведении зачета излишне уплаченных сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в качестве администратора поступлений данных взносов в бюджет Российской Федерации налоговый орган вправе получить необходимые сведения, используя для этого формы взаимодействия с Федеральным казначейством, предусмотренные Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 116н от 16.12.2004.
Обоснованно отклонен и довод налоговой инспекции о том, что поскольку спорные суммы пени невозможно определить в качестве конкретных индивидуальных платежей за каких-либо застрахованных лиц, решение об из зачете (возврате) входит в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации. Начисление пеней за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено статьей 26 Федерального закона " 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", под которыми понимается денежная сумма, которую страхователь обязан выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2007 г. N А33-8737/2006-Ф02-601/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании